Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
14 октября 2008 | Архив

«Ключевой задачей считаю обеспечение устойчивости российской банковской системы и сохранение условий для стабильной работы российских предприятий»

Председатель правительства России провел заседание президиума Правительства Российской Федерации.

Владимир Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), давайте начнем с Вашей поездки в Астрахань. Расскажите, пожалуйста, как прошла там работа, в каком состоянии город сегодня, и несколько слов по поводу экономического совещания прикаспийских государств, которое там проводилось.

Виктор Зубков: Спасибо, Владимир Владимирович. По Вашему поручению я возглавил российскую делегацию на Международной правительственной конференции прикаспийских государств. В рамках подготовки к Третьему саммиту прикаспийских государств обсудил со своими коллегами – были коллеги на уровне первых вице-премьеров и вице-премьеров Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении – сотрудничество в области экономики, финансов, транспорта, экологии и рыболовства.

Основные итоги конференции следующие. Договорились о продолжении проработки на экспертном уровне вопроса о создании организации Каспийского экономического сотрудничества. Условились об ускорении подготовки Межправсоглашения о сохранении и рациональном использовании биоресурсов Каспийского моря. Одобрили создание – по сути, создали многосторонние рабочие группы по обсуждению совместных проектов в области электроэнергетики и других проектов. В целях активизации работы по Международному транспортному коридору «Север-Юг» приняли решение о создании специального некоммерческого партнерства. Кроме того, были предложения ряда стран – и мы, Россия, поддержали эти предложения – о мобилизации финансовых ресурсов пяти прикаспийских стран в целях развития инвестиционных проектов и процессов в регионе, в том числе обсудили возможность формирования в будущем специального международного финансового института. На полях конференции также я провел переговоры с вице-президентом Ирана Али Саидлу. По его просьбе обсудили вопросы двустороннего сотрудничества.

В целом итоги конференции считаю удовлетворительными. Сделан хороший задел для подготовки и проведения Третьего каспийского саммита в Баку. Вместе с Министром экономического развития, а также при активном участии руководителей и делегаций всех пяти стран приняли участие в праздновании 450-летия города Астрахани. Надо сказать, что все страны отнеслись к этому по-доброму. Были художественные коллективы всех пяти стран, в том числе и из Ирана. Впервые, кстати.

Владимир Путин: Пели-танцевали?

Виктор Зубков: Да. Пели-танцевали. И город сегодня преобразился. По-моему, и сами жители Астрахани с трудом узнают свой город. Оргкомитет, я считаю, поработал очень хорошо – и сами горожане, и мэр города, и губернатор. Город приведен в неплохой вид, в порядок. Я думаю, что руководство города и области дальнейшую работу видят в том, чтобы продолжать начатое, чтобы в ближайшие, может быть, два-три года сделать хороший, красивый город. Все предпосылки к этому есть. Спасибо.

Владимир Путин: Я хочу обратить внимание Министра экономического развития и Министра регионального развития. Мы в Астрахани были в последний раз и обсуждали проблемы не только области, но и самого города, и договорились о том, что программы, намеченные по развитию города Астрахани, будут продолжены. Имею в виду не только необходимость завершения строительства начатых объектов – музыкального театра, центра высоких медицинских технологий, спортивных и некоторых других объектов. В общем, мы знаем, о чем идет речь. Зарезервированы определенные финансы, предусмотренные в бюджете. Прошу это ритмично исполнять. Потому что, как мы в прошлый раз и договорились, для всех понятно, что если мы некоторые объекты либо некоторые программы не завершим, то это приведет просто к потерям государственных денег. И придется возвращаться к решению этих проблем, но позже, и будет это дороже стоить. Поэтому, несмотря на известные сложности, у нас возможности, тем не менее, есть. Все планы должны быть реализованы.

Виктор Зубков: Была просьба жителей и руководства города и области о том, чтобы присудить Вам звание «Почетный гражданин города Астрахани», дав соответствующее удостоверение.

Владимир Путин: Спасибо большое. Благодарю Вас и жителей благодарю за это доверие. Важно только, чтобы программы мы завершили. Вот это самое главное.

Давайте продолжим международную экономическую проблематику. Министр финансов и вице-премьер Правительства Российской Федерации Кудрин Алексей Леонидович был в Вашингтоне, где проходила и «восьмерка» финансовая, и «двадцатка» наиболее развитых, мощных экономик мира. Как прошла эта работа? И о чем, собственно говоря, дискутировали, о чем договорились?

Алексей Кудрин: Владимир Владимирович, прошла финансовая «восьмерка». Мы приняли участие в основных – ключевых вопросах, включая обсуждение мировой экономики и ситуации на финансовых рынках. Также прошла финансовая «двадцатка», прошли советы директоров Международного валютного фонда и Мирового банка.

И я встретился с рядом министров финансов – США, Великобритании, Бразилии, встретился также с председателем Федеральной резервной системы. Мы обсуждали вопросы стабилизации финансовых рынков. И обменивались опытом, потому что у некоторых стран есть интересные шаги, но также выяснилось, что Россия уже приняла необходимые меры и опередила некоторые другие страны по таким инструментам. В течение этих двух дней обсуждались предложения «восьмерки», которые затем были закреплены или даже расширены в материалах других встреч саммита.

Первое. Правительства стран призываются к мобилизации всех возможных инструментов, к расширению количества инструментов для поддержки банковских систем и кредитования реального сектора.

Прежде всего рассматривалась вторая позиция. Это преодоление кризиса недоверия в финансовой сфере, когда рынок межбанковского кредитования, кредитования крупнейших проектов реального сектора тоже затормозился. Затормозился в США и во всех ведущих странах. Ликвидность дается, но не проходит до реальных проектов в связи с ожиданием рисков и в финансовом, и в реальном секторах. Поэтому отдельный пакет мер страны должны направить именно на размораживание кредитных линий, кредитных рынков и расширение ликвидности.

Такие меры в России мы уже приняли по гарантиям на рынке межбанковских кредитов, на рынке биржевых сделок и на расширение ликвидности, в том числе в виде получения кредитов без залога.

Третья мера – это капиталы банков. В связи с падением фондовых индексов акции и активы на балансах банков обесценились. У банков возникли разрывы в балансах. Это может быть покрыто только увеличением капитала. Соответственно, принято решение, что государства в этой исключительной ситуации должны увеличить вклад в уставы или капиталы банков. Это необычная практика, но другого массового и мощного инвестора в данной ситуации, который мог бы закрыть масштаб проблемы, нет. В этой связи на этой неделе рядом стран будет объявлено о существенном увеличении капитала за счет государственных вливаний, за счет, по сути, налогоплательщиков. Такое решение в России принято в виде увеличения субординированного кредита, который приравнивается к капиталу второго уровня.

Владимир Путин: Это 950 миллиардов? 500 в Сбербанк решили, да?

Алексей Кудрин: Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк. И мы поддержим частные банки на условиях софинансирования с акционерами этих банков. Эта мера у нас принята, но я не исключаю, что в зависимости от ситуации надо будет возвращаться к этой проблеме.

Четвертая позиция – это обеспечить гарантии вкладов населения. В данном случае все страны тоже принимают соответствующие решения. Такое решение в России принято – об увеличении вкладов до 700 тысяч рублей.

Владимир Путин: Увеличение гарантий до 700 тысяч рублей.

Алексей Кудрин: Увеличение гарантий по каждому вкладу до 700 тысяч рублей.

И пятая мера – принять меры по повторному запуску или перезапуску биржевых рынков, в том числе и ценных бумаг, ипотечного кредитования. Те банки, которые раньше выполняли ипотечные программы, сейчас не могут под эти ипотечные программы привлечь дополнительные кредитные ресурсы. Этот рынок сейчас тоже тормозится. Этот план из пяти пунктов обсуждался на всех уровнях, был поддержан, где-то даже с некоторым расширением.

Еще одна мера, которая обсуждалась и на уровнях «восьмерки», «двадцатки» и МВФ, – это решающая роль МВФ для поддержки тех стран, у которых недостаточно своих золотовалютных резервов. Это не относится к России, потому что у нас достаточно золотовалютных резервов для решения проблем, но есть и другие страны. Это можно сказать о странах развивающихся рынков, Центральной и Восточной Европы и странах СНГ, где похожие проблемы будут возникать, но своих ресурсов им может быть недостаточно.

У МВФ немаленькие возможности, мы говорили об упрощенном и быстром порядке принятия таких решений. Были обсуждены и другие вопросы, в том числе и на моих встречах с министрами, и я доложу о них дополнительно.

Владимир Путин: Хорошо. Алексей Леонидович, Вы сказали о том, что ликвидность дается, но она часто не доходит до потребителей. Это проблема фактически присутствует сейчас во всех финансовых системах. Обращаю Ваше внимание, что, несмотря на то, что мы принимаем решения, выделяем соответствующие ресурсы, далеко не всегда эти средства доходят до конечных потребителей этих ресурсов. В этом смысле Россия мало отличается от других стран. Разве только тем, что у нас эти возможности реальные. Они у нас действительно есть, они взяты не из воздуха, они у нас имеются в наличии. Но мои контакты с представителями реального сектора экономики – со строителями, с теми, кто работает в машиностроении, в сельском хозяйстве – говорят о том, что эти предприятия начинают испытывать определенный финансовый голод. Хотя они все надеются на то, что решения, которые были приняты нами, будут в самое ближайшее время реализованы. Я обращаю Ваше внимание и внимание других коллег на то, что это должно быть реализовано быстро. Нужно ускорять реализацию принятых решений. На прошлой неделе Государственная Дума уже приняла соответствующие законы, а без их принятия практическая реализация ряда мер была невозможна. Но на этой неделе должно состояться другое заседание Государственной Думы, на котором должны быть приняты изменения в действующий бюджет. Прошу Вас с депутатами Государственной Думы доработать, но ни в коем случае не откладывать принятие этих решений. Потому что без них движение до полной реализации наших планов будет затруднено.

Итак, строительство, лизинг, машиностроение, военно-промышленный комплекс... Я встречался с депутатами Государственной Думы на прошлой неделе. Они выказывают опасения. Мы с Вами знаем, что военно-промышленный комплекс, предприятия этой сферы кредитуются в особом порядке, и часто эти биржевые способы привлечения ресурсов для них весьма затруднены. Многие из них «сидят» на государственном заказе. Все это должно быть реализовано и своевременно осуществлено.

Давайте пойдем дальше. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), начал работу Фонд по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Татьяна Голикова: Да, Владимир Владимирович, после выхода в марте Указа и после согласования всех организационных процедур, 16 октября, на этой неделе, состоится первое заседание попечительского совета Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается, что на первом заседании попечительского совета будет одобрен план работы, который будет включать в себя программы, которые будут поддерживаться Фондом на ближайший 2009 год и на среднесрочную перспективу.

После одобрения плана работы, средства, которые предусмотрены в бюджете 2008 года в объеме 5,2 млрд. рублей, будут направлены в Фонд и, по сути, будут обеспечивать мероприятия конца 2008 года и в 2009 году. В 2009 году мы пока не предусматривали в бюджете средства Фонду, исходя из эффективности тех программ, которые он будет реализовывать в конце 2008 года и в 2009 году.

Программа, в основном, будет ориентирована на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальную поддержку семей, имеющих детей-инвалидов, социальную реабилитацию детей. И, в том числе, будут поддерживаться программы, которые осуществляются субъектами Российской Федерации по всем этим направлениям.

Я думаю, что уже к концу 2008 года мы сможем доложить о первых результатах, о первых направлениях деятельности фонда как уже поддержанных и имеющих свои показатели деятельности.

Владимир Путин: Хорошо. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), 3-5 декабря в Москве должен состояться Международный форум по нанотехнологиям. Как идет подготовка к нему?

Сергей Иванов: Да, Владимир Владимирович, на этой неделе запланировано заседание оргкомитета по подготовке и проведению первого Международного форума по нанотехнологиям. Напомню, что его проведение запланировано на 3-5 декабря в Москве. Форум будет состоять из комплекса пленарных и секционных заседаний, докладов, «круглых столов», семинаров. Но главный акцент мы планируем сделать на практическом применении нанопродуктов и нанотехнологий в различных отраслях промышленности, бизнеса и просто в реальной жизни. На сегодняшний день намерение принять участие в данном мероприятии уже подтвердили все ведущие специалисты из таких европейских стран, как Австрия, Великобритания, Финляндия, а также из США и ряда азиатских стран – Южной Кореи, Японии, Китая.

Мы хотим сделать этот международный форум ежегодным и проводить его в Москве. Первое заседание оргкомитета пройдет на этой неделе, и мы уже начнем планомерную подготовку к проведению форума.

Владимир Путин: Хорошо. Алексей Васильевич (обращаясь к А.В.Гордееву), мы с Вами были на выставке сельского хозяйства в субботу. Я хочу поблагодарить Вас и всех организаторов за такое и полезное, и красивое мероприятие. Пожалуйста, несколько слов о завершении сбора урожая и по результатам.

Алексей Гордеев: Владимир Владимирович, сегодня можно представить итоговый доклад по уборке урожая. Как Вы отметили, мы сработали хорошо. Уже точно можно сказать, что у нас будет более 100 млн. тонн зерна в чистом весе. Это объемы, примерно сопоставимые с урожаем 1992 года, 1991 года, когда у нас была еще плановая экономика, и посевных площадей было гораздо больше. При этом мы получили наивысшую за всю историю России урожайность с одного гектара. И, если говорить о пшенице, как о главном продукте, важно отметить, что намолочено 65 млн. тонн пшеницы. Это тоже рекорд за всю историю России. То есть главного зернового продукта у нас и на продовольственные, и на фуражные цели будет с избытком. И важно сейчас, развивая экспорт, тем не менее, сохранить зерно и на потребление и пополнение запасов. Такие поручения Виктор Алексеевич (Зубков) нам уже дал, и мы в оперативном режиме постоянно докладываем.

Основные округа, которые внесли вклад – я имею в виду субъекты Российской Федерации – это Южный округ, Центральный округ и Приволжский округ, где существенно превышены сборы урожая по сравнению со всеми последними годами.

Хороший урожай в текущем году и сахарной свеклы, семян подсолнечника, овощей, картофеля. По всем этим культурам наблюдается ощутимый рост. Если в целом подводить итоги, то за девять месяцев обеспечен неплохой прирост в сельском хозяйстве – более 5%. Это для сельского хозяйства высокие темпы. За последние семь лет это наиболее высокая динамика.

Сейчас мы сосредоточили все внимание на севе озимых культур. Очень важно его тоже организованно провести. И уже ведем подготовку к весенне-полевым работам, закупаем заблаговременно и удобрения, и горюче-смазочные материалы. Есть определенные вопросы, но поручение дано Министру финансов и мне. Мы с Алексеем Леонидовичем (Кудриным)буквально завтра-послезавтра встречаемся и подробно эту обстановку обсудим.

Спасибо за слова благодарности. Я думаю, крестьяне России в этом году хорошо поработали и ее заслужили.

Владимир Путин: Да. Слова благодарности, конечно, прежде всего – селянам, тем людям, которые работают на земле. Они заслужили и эту благодарность, и внимательное к ним отношение. Поэтому я еще раз обращаю внимание Виктора Алексеевича Зубкова, Ваше, Министра экономического развития, Министерства финансов – нам нужно с особым вниманием отнестись к сельхозмашиностроению, нужно создать условия для этой отрасли экономики с тем, чтобы она сохранила набранные темпы, а, может быть, и увеличила их. Нужно внимательно посмотреть на программы развития животноводства, на программы по молоку, по сохранению набранного темпа в зерновых культурах. У нас для этого есть все возможности. Заявлены большие, масштабные цели, и они у нас прописаны на бумаге, обеспечены финансированием. Необходимо своевременно это финансирование обеспечить.

Еще один вопрос, который селяне постоянно поднимают, – это компенсации на ГСМ. Но я при этом обращаю внимание Министерства сельского хозяйства: Минфин выделил в этом году дополнительные ресурсы – 21 млрд. рублей. Министерство сельского хозяйства определило приоритеты. И компенсация на ГСМ в эти приоритеты, к сожалению, не попала. Но это ваше решение. Это не значит, что не будет соответствующих компенсаций. Нужно проработать, как Вы и докладывали, нужно будет посмотреть на объемы и ценовые показатели реализации этой продукции по году и в конце года или в начале следующего года определиться с компенсацией. Но сделать это нужно.

Давайте перейдем к повестке дня заседания.

После заседания президиума председатель Правительства РФ Владимир Путин провел заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка – Банка развития.

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что в последние дни – и сегодня на Президиуме мы говорили об этом – нами предпринят ряд серьезных шагов, направленных на защиту отечественной экономики от негативного влияния мирового финансового кризиса.

Ключевой задачей считаю обеспечение устойчивости российской банковской системы и сохранение условий для стабильной работы российских предприятий. И в решении этой задачи Внешэкономбанк – Банк развития будет играть одну из ведущих ролей.

Его уставной капитал уже до конца года будет увеличен на 75 млрд. рублей. Эти средства могут быть использованы для покупки российских ценных бумаг и страхования сделок на отечественном финансовом рынке.

Еще 175 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния будет передано в управление ВЭБу для поддержки стабильности российского фондового рынка. В том числе – для приобретения корпоративных облигаций отечественных компаний. Об этом пару дней назад я тоже объявлял.

Кроме того, пакет антикризисных мер предусматривает выделение 950 млрд. рублей российским банкам. Это будут так называемые «длинные» деньги, предоставляемые на 10 лет. Очень важно, что их использование приведет к повышению капитала российских банков, будет улучшать ситуацию с ликвидностью одновременно.

500 млрд. за счет ресурсов ЦБ получает Сбербанк. Остальные 450 млрд. выделяются Внешэкономбанку. Из них 200 млрд. ВЭБ должен передать Внешторгбанку, 25 млрд. – Россельхозбанку. Еще 225 млрд. Внешэкономбанк вправе выдавать в качестве субординированных кредитов коммерческим банкам. Но при условии, что их акционеры также будут готовы за счет собственных средств увеличивать капиталы своих банков.

Естественно, это должны быть надежные, перспективные банки, обладающие высоким рейтингом кредитоспособности.

Наряду с банковской сферой мы должны поддержать реальный сектор российской экономики. Мы сегодня тоже довольно подробно об этом говорили. И, прежде всего, обеспечить ему доступ к финансовым ресурсам.

Многие наши предприятия кредитовались за рубежом. Сейчас этот механизм практически не работает. А сроки исполнения обязательств по погашению задолженности наступают.

Мы должны предложить нашим компаниям альтернативные – внутренние источники рефинансирования ранее полученных иностранных займов. И тем самым – защитить активы российских предприятий от распродажи по явно заниженным ценам. Ценам, которые не имеют ничего общего с реальной стоимостью их бизнеса.

На эти цели Центральный Банк выделяет Внешэкономбанку России 50 млрд. долларов США. Право рефинансировать зарубежные кредиты получат те компании, которые взяли их до 25 сентября 2008 года, то есть до объявления этой меры.

Сегодня утвердим порядок и условия, по которым ВЭБ будет перекредитовывать российские предприятия. Принятие этого решения является очень важным. Важно, чтобы безотлагательно началась реальная работа с российскими заемщиками.

Считаю, что ключевые условия должны быть следующими.

Во-первых, компания-заемщик должна свою основную деятельность вести на территории Российской Федерации в реальном секторе нашей экономики.

Во-вторых, такая деятельность должна иметь важное значение либо для экономики регионов, либо для стратегических отраслей. И мы не должны допускать утрату соответствующих активов, если в результате этого могут произойти негативные социальные последствия.

В-третьих, мы должны рефинансировать только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестиционных проектов или приобретения активов в России. Подчеркну – именно в нашей экономике.

И, наконец, помощь, как правило, будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и таким образом будут разделять риски с государством.

Перечисленные мною выше шаги заложены в поправках в федеральный бюджет и в законе «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы». За него уже проголосовали Государственная Дума и Совет Федерации. Поправки в бюджет также будут рассмотрены на этой неделе. Надеюсь, что Правительству Российской Федерации вместе с депутатами удастся найти все необходимые решения, согласовать свою позицию. Откладывать это решение нельзя.

К моменту вступления этих актов в силу все организационные решения со стороны Внешэкономбанка должны быть приняты. А сам банк должен быть готов к проведению необходимых финансовых операций. Именно поэтому мы так оперативно собрали сегодня внеочередное заседание наблюдательного совета Банка развития.

Давайте перейдем к повестке дня.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати