Памфилова:  я намерена с воронежским губернатором встретиться, надо все претензии по предыдущим кампаниям снять
30 октября 2008 | Архив

Дмитрий Медведев: приоритетной для нас является поддержка торговой сети, банков, строительства и в целом реального сектора

Фото: На фото: Дмитрий Медведев и Эльвира Набиуллина

Президент России провел рабочую встречу с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной.

Министр доложила президенту о ходе выполнения его поручений, касающихся поддержки отдельных отраслей экономики. По её словам, благодаря мерам, принимаемым в банковской сфере и реальном секторе, темпы роста экономики за 2008 год будут не ниже семи процентов.

Глава государства обратил внимание правительства на некоторые дополнительные меры поддержки, в частности использование государственных гарантий не только для экспорта, но и внутри страны.Обсуждались также вопросы по поддержке программ малого бизнеса, переориентации государственных закупок на продукцию отечественного производства, стимулирования предприятий на повышение своей эффективности.

Начало рабочей встречи с Министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной

Дмитрий Медведев: Эльвира Сахипзадовна, я некоторое время назад проводил совещание с членами Правительства, Вы в нём тоже принимали участие, и давал поручения, касающиеся поддержки отдельных отраслей нашей экономики. Часть из них уже, как я понимаю, исполняется. Но я бы хотел, чтобы Вы мне доложили, что предложено – может быть, какие-то новые идеи появились, и какова в целом ситуация?

Эльвира Набиуллина: В соответствии с Вашим поручением мы проработали конкретные меры по дополнительной поддержке наших отраслей и часть мер уже начали реализовывать. Мы их отрабатывали вместе с компаниями, вместе с нашими банками для того, чтобы те деньги, которые выделены в банковскую систему, могли проходить по всем каналам, доходить до конкретных предприятий, и, например, в таких сферах, как торговля, уже эти меры осуществляются. Основной акцент был сделан на то, чтобы предприятия получили финансирование под оборотные средства и под начатые инвестпрограммы, которые в высокой стадии готовности. Мы смотрели это по ключевым секторам: и по жилищному строительству, по автомобилестроению, по авиаперевозкам, по оборонно-промышленному комплексу, практически по всем сырьевым направлениям. Также предложены меры и по поддержке лизинговых компаний, для того чтобы через эти лизинговые компании мы могли поддержать каналы сбыта продукции. То есть значительная часть тех предложений, которые звучали на совещании, отработана, мы их реализовываем в конкретных механизмах.

Особое внимание, я тогда уже докладывала Вам, мы уделяли малому бизнесу, поддержке программ малого бизнеса. Это и программа ВЭБа (Внешэкономбанка), кредитование малого бизнеса через сеть банков, и это также программа, которая реализуется через федеральный бюджет при соучастии бюджетов субъектов Федерации, где мы хотели бы как раз сделать акцент на гранты начинающим предпринимателям. Плюс к этому отрабатываем дополнительные меры, связанные с доступом предприятий малого бизнеса к госзаказам. Это для них была бы существенная поддержка.

И в целом по госзакупкам также есть предложения, для того чтобы госзакупки переориентировать в большей мере на закупку продукции отечественного производства. Мы такой проект приказа подготовили. В ближайшее время будет подписан приказ Минэкономразвития, который позволит поддержать закупку продукции отечественного производства.

В целом ситуация нормальная. У нас есть данные: за девять месяцев темпы роста 7,7 процента, и те меры, которые принимаются и в отношении банковской сферы, и в отношении реального сектора, позволяют рассчитывать на то, что темпы роста в целом за год будут не ниже 7 процентов. Мы сможем поддерживать нормальный уровень инвестиционной активности в ключевых секторах.

Важно также, на что мы обращаем внимание, выделяются в первую очередь проекты высокой эффективности, то есть происходит реструктуризация предприятий. Многие предприятия сейчас реализуют программу повышения производительности труда, по энергосбережению. Очень важно в этих условиях стимулировать предприятия на повышение своей эффективности. То есть, предлагая меры поддержки, мы также обращаем внимание на этот аспект.

Дмитрий Медведев: Понятно. То, что Вы назвали, это, вне всякого сомнения, приоритеты: и малый бизнес, а также поддержка розничной торговой сети, чтобы там всё было нормально, поддержка банковской сферы, поддержка строительства и в целом реального сектора, в том числе поддержка оборонной промышленности.

Я это говорил на том совещании, которое проходило некоторое время назад, где я давал поручения отраслевые, и вчера во время заседания нашей Комиссии по военно-техническому сотрудничеству – это очень важное направление.

Я хотел бы ещё вот какой вопрос задать. Советовались с рядом коллег, они предлагают в качестве дополнительной меры поддержки использовать не только собственно кредиты в узком смысле этого слова, но и государственные гарантии. Какова позиция Министерства экономического развития? Считаете ли Вы, что это был бы эффективный механизм, или же здесь всё-таки есть издержки какие-то?

Эльвира Набиуллина: Этот механизм я считаю нормальным – предоставление госгарантий, но не всем и вся, а как раз под те проекты и инвестпрограммы, в которых уже участвует государство по гособоронзаказу, по национальным приоритетным проектам, и обязательно с оценкой, естественно, эффективности, потому что есть риски от госгарантий, когда государство слишком много рисков возьмёт на себя и снимет часть рисков с частного сектора.

Дмитрий Медведев: Это так. Но здесь есть и плюсы, потому что при выдаче государственной гарантии собственно «живые» деньги не вынимаются, хотя это, конечно, обязательство государства, а исполнение наступает только при предъявлении требования. Но есть и минусы, потому что, действительно, в этом случае необходимо смотреть за эффективностью и за стоимостью, собственно говоря, этих государственных гарантий. Они не должны быть абсолютно бесплатными.

Я хотел бы, чтобы Правительство этот вопрос проанализировало, потому что этот инструмент у нас пока используется не так активно, а вообще-то в сложных ситуациях это необходимо. Это делают и в других странах. Я считаю, что и нам можно посмотреть на весь арсенал средств обеспечения исполнения обязательств.

Эльвира Набиуллина: Мы бы хотели ещё дополнить, и мы сейчас также работаем над тем, чтобы госгарантии предоставлять не только по кредитам внутри страны, но шире применять госгарантии по нашим экспортным контрактам. Это очень важно – поддержать наши компании, когда в результате мирового финансового кризиса падает спрос на те виды продукции, по которым у нас был большой экспорт, и мы должны таким образом экспорт поддержать.

Дмитрий Медведев: Это абсолютно справедливо, потому что традиционное использование государственных гарантий для поддержки собственного экспорта – это как раз обычная ситуация, а использование внутри страны – это необычная ситуация, но нужно заниматься и тем, и другим. Вы тогда посмотрите и доложите мне свои предложения, как развивать.

Пресс-служба Президента РФ

Версия для печати
Главное
Эксперты: передел власти в Нижегородской области не завершен
21 февраля депутаты думы Нижнего Новгорода выберут нового спикера, которым, скорее всего, станет выдвинутый ЕР Дмитрий Барыкин. Ранее городские депутаты почти единогласно выбрали Владимира Панова, ставленника врио губернатора Глеба Никитина, новым мэром города. Муниципальная реформа сопровождалась отстранением от власти ключевых игроков и перестройкой внутри местного отделения ЕР. «Передел власти до конца не завершен. Единственное, что завершилось, – это установление Никитиным контроля над политическим процессом», – считает политолог Александр Прудник. «Мы выстраиваем новую вертикаль», – заявил депутат областного заксобрания от ЕР Валерий Осокин. Но даже внутри партии власти есть фронда – противники ареста зампреда парламента Олега Сорокина, отметил политолог Александр Златов.