Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
14 ноября 2008 | Архив

Владимир Путин: мы должны помочь органам власти субъектов Федерации выявить недостатки, подсказать пути их решения

Председатель правительства России провел заседание Правительства РФ. Были рассмотрены вопросы развития железнодорожного транспорта, строительной отрасли и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Владимир Путин подчеркнул, что оцениваться деятельность губернаторов и их команд будет в зависимости от того, каковы показатели социально-экономического развития в том или ином регионе. Причем за основу будут браться показатели, которые напрямую влияют на уровень жизни населения.

Премьер сказал, что в 2007г. было неэффективно потрачено около 440 млрд. рублей средств региональных бюджетов – почти 10% от общей суммы расходов. В связи с этим правительство России предпримет меры воздействия к виновным.

Вступительное слово Владимира Путина:

В нашей повестке сегодня вопросы развития железнодорожного транспорта, оценки эффективности деятельности органов госвласти субъектов Российской Федерации, некоторые вопросы международного сотрудничества.

Кроме того, сегодня мы также рассмотрим доклад об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Цель такой работы – объективно проанализировать состояние дел в регионах. Поощрить лучших. Помочь органам власти субъектов Федерации выявить недостатки в своей работе, подсказать пути их решения.

При этом для оценки выбраны показатели, наиболее важные для граждан страны. Что это такое? Это рост доходов населения, состояние системы образования, здравоохранения, состояние жилищно-коммунального хозяйства, уровень инвестиционной привлекательности самих территорий.

Результаты оценки будут подробно представлены в докладе Министерства регионального развития. Отмечу лишь наиболее принципиальные моменты. В последние годы в наших социальных отраслях, жилищно-коммунальном хозяйстве проводятся серьезные преобразования. Как правило, чем активнее регион внедряет у себя новые подходы, тем выше в нем уровень заработной платы врачей и учителей, тем лучше качество оказываемых гражданам социальных услуг.

То есть рекомендованные федеральным Правительством модели являются обоснованными. Практика это подтверждает. Они апробированы на практике, как я сказал, в том числе и в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Тем не менее, далеко не везде реально, а не на бумаге, приступили к этим преобразованиям. По итогам 2007 года только в 7 субъектах Федерации полностью введены страховые принципы оплаты медицинской помощи. Лишь 26 регионов завершили переход на нормативно-подушевое финансирование школ. По-прежнему разрешения на строительство приходится ждать по полгода, а где-то и больше. Сейчас я скажу об этом. При этом в 10 регионах этот срок даже увеличился.

В Ставропольском крае срок получения разрешения на строительство составляет 7 месяцев, во Владимирской области – 10 месяцев, в Саратовской области – 1 год. В других сферах нашей деятельности – ничуть не лучше.

Недавно, например, с нефтяниками встречались, я уже говорил об этом. До сих пор в Государственной Думе лежит пакет документов, не двигается пока, к сожалению. Чтобы получить разрешение на начало работы два года нужно бегать! После получения лицензии! Что это за работа такая?! И в строительстве так же. Если мы в современных условиях ничего не изменим, негативные последствия будут значительными и серьезными.

Расчеты показывают, что в 2007 году было неэффективно потрачено около 440 млрд. рублей средств региональных бюджетов – почти 10% от общей суммы расходов. При более активном проведении реформ эти средства могли бы быть направлены на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы или на инвестиции.

Подчеркну – мы не пытаемся диктовать субъектам Федерации, как они должны выполнять собственные полномочия. По Конституции и по закону – это их зона ответственности. И они могут самостоятельно выбирать приоритеты, а также и темп проводимых преобразований. Однако федеральное Правительство вправе увязывать объемы выделяемой территориям финансовой помощи с показателями эффективности их работы. И мы, конечно, должны и будем пользоваться этим правом.

Уже в текущем году 20 субъектов Федерации, добившихся высоких результатов, получат в общей сложности 2 млрд. рублей из федерального бюджета. Как поощрительный бонус. Регионы сами могут определить приоритетные задачи, на решение которых пойдут эти дополнительные ресурсы.

Кроме того, мы обсудим сегодня вопросы ратификации ряда международных соглашений. После их вступления в силу создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана перейдет в практическую плоскость. Начнется формирование единой таможенной территории наших трех государств-партнеров.

Добавлю, что Россия также последовательно выступает за углубление интеграционных процессов в рамках СНГ, в том числе в гуманитарной сфере. В 2006 году при нашем активном участии был создан Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. И сегодня нам предстоит принять решение о внесении в фонд нашего добровольного взноса. Эти средства пойдут на реализацию совместных научных, культурных и образовательных проектов.

Хотел бы сказать о законопроекте, который мы должны рассмотреть. Это законопроект, предусматривающий повышение размеров пенсий. В соответствии с ним, базовая часть трудовой пенсии будет увеличена с 1 марта будущего года на 8,7% , а с 1 декабря – до 2 460 рублей в месяц, то есть еще на 26,15%. В общем, предполагается повышение на 37%.

В результате – к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера. Эта задача ставилась давно. И мы ее выполним в заявленные сроки.

Разумеется, в 2009 году будет проиндексирована и страховая часть трудовой пенсии: на 15,6% с 1 апреля.

Теперь о некоторых других вопросах повестки дня.

С 2001 года мы предметно занимаемся реформой железнодорожного транспорта. Именно тогда была утверждена соответствующая Программа, определены основные этапы преобразований. И на сегодняшний день два из них пройдены. В частности, было создано акционерное общество «Российские железные дороги». На рынок грузоперевозок вышли независимые операторы.

Сегодня на третьем этапе реформы ее основной задачей является создание развитого конкурентного рынка грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Речь идет об окончательном разделении функций государственного управления и хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. О совершенствовании системы тарифного регулирования, обеспечении равного доступа к объектам инфраструктуры для независимых перевозчиков, создании пригородных пассажирских компаний, а также – Федеральной пассажирской компании, которая возьмет на себя перевозки в дальнем сообщении.

Кстати, уже сегодня в регионах создано 11 пригородных пассажирских компаний. Еще 12 таких проектов находятся в работе.

Хотел бы особо подчеркнуть: реформы на железнодорожном транспорте с самого начала проводились постепенно. Решения принимались после тщательного изучения всех возможных альтернатив и последствий. Для нас было важно качество, эффективная отдача от реформ, а не их темп. Хотя, конечно, и это важно. Такой подход необходимо сохранять и в дальнейшем.

Теперь несколько слов об инвестиционной программе ОАО «РЖД». Она формируется в непростых условиях, мы с вами это хорошо понимаем. В первую очередь, из-за снижения объемов перевозок в условиях глобального финансового кризиса.

Тем не менее, полагаю, что мы должны сохранить основные параметры ранее намеченного инвестиционного плана. В том числе, учитывая объективное удешевление строительства за счет снижения цен на основные конструкционные материалы (металл, цемент и другие). Соответствующие расчеты в целом уже имеются.

Если нет замечаний, то давайте приступим к работе. Слово для доклада по первому вопросу предоставляется Левитину Игорю Евгеньевичу – Министру транспорта.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати