Затраты на СМИ составили в ЯНАО почти 5 тыс. в расчете на жителя, в Перми – 13 рублей
За три года наблюдений за региональными СМИ сотрудники фонда «Медиастандарт» пришли к выводу: региональная «медиасфера инертна и почти не реагирует на существенные изменения», а ключевым фактором влияния по-прежнему остается финансирование из региональных бюджетов.
Рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации в 2017г. опубликовал фонд «Медиастандарт». Авторы исследования оценивали состояние среды для работы СМИ, влияние на их работу власти, бизнеса, общественных организаций, состояние аудитории, включая доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию, а также состояние самих СМИ и их медиаконтента.
По результатам исследования все регионы разделены на четыре группы. В первую группу с рейтингом А попали 13 регионов с наиболее высоким уровнем развития института массовой информации. Лидеры этой группы – Москва, Петербург, Московская и Свердловская области.
Во второй группе 28 регионов, они получили рейтинг В, там исследователи зафиксировали средний уровень развития. Рейтинг C присвоен 31 регионам с недостаточным уровнем развития института массовой информации. И рейтинг D присвоен 13 регионам с наименьшим уровнем развития данного института.
Подводя итоги трехлетнего наблюдения за развитием медиасферы, авторы исследования заявляют, что в большинстве регионов «медиасфера инертна и почти не реагирует на существенные изменения», происходящие на рынке массовой информации с 2014г. По словам директора фонда «Медиастандарт» Дмитрия Казьмина, разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами не сокращается, а, напротив, расширяется. Ни один регион из последней группы не показал за эти три года устойчивого роста, так же, как никто из первой группы – устойчивого падения.
Ни один регион за три года не смог совершить скачок в развитии, поднявшись на две ступени вверх. Четырем регионам за 2015–2017гг. удалось подняться из третьей группы во вторую. Это Алтайский край, Республика Коми, Кемеровская и Магаданская области. Еще три региона – Приморский край, Нижегородская и Томская области – смогли переместиться из второй группы в первую.
При этом четыре региона продемонстрировали устойчивое падение. Из второй группы в третью опустились Вологодская и Ульяновская области, а из третьей в четвертую – Республики Марий Эл и Мордовия.
По мнению авторов исследования, ключевым фактором, который влияет на медиасферу в российских регионах, остается финансирование из региональных бюджетов. За три года эти расходы хоть и сократились, но по-прежнему сопоставимы со всем региональным рынком рекламы. В среднем годовые затраты регионов в 2017г. в расчете на одного жителя составили 156 руб. Самый низкий уровень – в Пермском крае (13 руб.), самый высокий – в ЯНАО (4920 руб.). На Москву приходится почти 30% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть менее 1000 руб.