Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
19 декабря 2008 | Архив

Владимир Путин: антикризисные региональные программы будет анализировать правительство и лишь затем принимать решение об их финансировании

Председатель Правительства Российской Федерации провел заседание президиума Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вы наверняка видели и слышали, что две недели назад в Ярославле на заседании Комиссии по вопросам регионального развития я встречался с некоторыми руководителями регионов Российской Федерации, где мы говорили об определении алгоритма участия регионов в системных антикризисных мерах. Считаю необходимым продолжить этот разговор и с представителями муниципалитетов. Аббревиатура, подходящая для России, – АКМ (антикризисные меры), думаю, всем понятная и в таких условиях востребованная.

Руководители муниципалитетов наиболее близки к реальным проблемам людей. Положение дел на местах, на каждом конкретном предприятии, в населенном пункте вы знаете лучше, чем кто-либо другой.

Напомню, что участие в решении проблем занятости, поддержка малого бизнеса прямо отнесены законом к полномочиям муниципалитетов. Сейчас эти направления должны стать зоной особого внимания местных властей, а успешное решение возникающих проблем – экзаменом на их реальную дееспособность.

Напомню о тех мерах, которые предпринимаются на федеральном уровне для поддержки реального сектора экономики, а значит, и для сохранения рабочих мест, что чрезвычайно важно в современных условиях. Скажу об этом чуть позже. Только за последние дни мы пошли на ряд принципиальных решений. Это дополнительное предоставление государственных гарантий в объеме 300 млрд. рублей по кредитам системообразующим предприятиям. Мы предусматриваем также вхождение государства в капитал компаний, субсидирование процентных ставок по кредитам, приоритетное обеспечение государственными заказами, а также реструктуризацию задолженности или предоставление налоговых кредитов.

В ближайшее время вместе с регионами будет сформирован список таких наиболее значимых системообразующих предприятий. Я говорю о нескольких сотнях – мы считали, что их будет 300 – 350, – но сейчас, может быть, выйдем даже на большее количество: 400 с лишним предприятий. Напомню, что такая же система должна создаваться и в регионах Российской Федерации и в целом охватывать не менее 1 500 предприятий. Но это, что называется, флагманы нашей индустрии и федерального, и регионального уровней.

Специальные меры поддержки мы вырабатываем и для отдельных секторов экономики – таких, как сельхозмашиностроение, весь агропромышленный комплекс. Но сегодня я предложил бы подробнее поговорить о малом и среднем предпринимательстве. Сейчас мы с губернатором были на нескольких предприятиях, посмотрели – функционируют устойчиво, работают ритмично. И кредитование идет неплохо, рынок сбыта продукции обеспечен, даже если предприятие так или иначе связано с иностранными поставщиками и инвесторами, уровень локализации очень высокий. В ближайшее время посмотрим и на проблемы автомобильной промышленности.

Общая логика действий – это стимулирование внутреннего спроса, восстановление нормального кредитования предприятий и селективные меры по защите внутреннего рынка, избирательные меры, направленные на поддержку отдельных отраслей и видов производственной деятельности.

Для малого бизнеса, я уже говорил об этом, мы выделяем примерно 30 млрд рублей в распоряжение Внешэкономбанка, а также средства федерального бюджета в размере 10,5 млрд. рублей – на развитие инфраструктуры малого предпринимательства.

Будем, как и прежде, софинансировать микрокредитование. Здесь, в Липецкой области, как я посмотрел, эта работа идет тоже неплохо. Будем поддерживать гарантийные фонды. Надеемся, что из этих гарантийных фондов будут выставляться гарантии и субсидироваться ставки по кредитам, привлекаемым малым и средним бизнесом.

С учетом складывающейся ситуации мы подробно обсуждали и очень острый вопрос, связанный с тарифами. Мы с вами прекрасно понимаем, что от этих тарифов в значительной степени зависит экономическое самочувствие наших крупных инфраструктурных компаний. Мы об этом подробно говорили с руководителями регионов. Вместе с тем в современных условиях мы посчитали возможным и приняли решение пойти на пересмотр ранее намеченных темпов повышения тарифов. Тарифы на газ с 1 января будут увеличены не на 25%, как предполагалось ранее, а только на 5%, а их среднегодовой рост, в том числе для населения, не должен превышать 16,3%. При этом мы будем смотреть – что будет происходить в первом квартале следующего года в экономике и социальной сфере, и только после этого принимать решения по дальнейшим шагам.

Среднегодовой рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок не должен превысить 12,4%. Ранее планировалось 18,7%, но с первого квартала следующего года, с первого января следующего года, планировалось увеличение до 14%. Это увеличение не будет более 5%. Для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы ОАО «РЖД», Правительство приняло решение и выделит на поддержку акционерного общества «Российские железные дороги» дополнительные 50 млрд. рублей.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что касается населения. Прежде всего – выплаты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Здесь многое зависит от регионов и муниципалитетов. Мы не должны и не можем действовать как в прежние годы. Понятно, что очень большой объем недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, тем не менее, я призываю руководителей муниципалитетов очень ответственно и сдержанно подойти к тарифной политике в 2009г. Вы знаете, что у нас есть норма, согласно которой семья имеет право на получение компенсации по ЖКХ, если из совокупного дохода семьи люди тратят на услуги ЖКХ 22% и более. Предлагаю сегодня в ходе нашей встречи вместе подумать о том, как дополнительно помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и разработать механизм дополнительной адресной поддержки. Мы готовы предоставить для этого необходимые ресурсы из федеральных источников.

Теперь по проблемам занятости. Правительство в еженедельном режиме ведет мониторинг рынка труда. Что показывает поступающая информация? В целом ситуация находится под контролем, но есть и тревожные сигналы. Прежде всего – из регионов, где расположены предприятия отраслей, наиболее пострадавших от спада промышленного производства и где занятость населения сильно зависит от так называемых градообразующих предприятий.

С начала октября о намерении сократить персонал заявили свыше 7,5 тысяч организаций. Уже сегодня 207 тысяч работников переведены на неполную рабочую неделю или направлены в вынужденные отпуска. Обращаю ваше внимание на то, что это, конечно, отражается на уровне заработной платы в сторону ее понижения.

Для того чтобы поддержать людей, столкнувшихся с проблемами на рынке труда, мы повысили максимальный размер пособия по безработице – вы знаете, это 4 900 рублей в месяц, – а также предусмотрели ряд мер тем семьям, которые испытывают трудности при выплате ипотечных жилищных кредитов. Напомню о том, что людям, которые потеряли работу либо столкнулись не по своей вине, а в связи с сокращениями на предприятиях, где они работают, с существенным сокращением заработной платы, будет предоставлена отсрочка по выплатам процентов по ипотечным кредитам, либо по выплате основного долга, если сроки выплаты по кредитам уже подошли.

Кроме того, для проведения активной политики на рынке труда в бюджете следующего года зарезервированы дополнительные деньги в объеме 50 млрд. рублей. Все эти деньги будут переданы регионам по тем каналам, о которых вы знаете. Но не просто так, а под софинансирование конкретных программ по созданию рабочих мест, организации общественных работ. Эти программы должны быть разработаны при активном участии муниципалитетов в максимально короткие сроки – до 1 февраля 2009 года. Разумеется, такие сжатые сроки должны быть соблюдены не в ущерб качеству.

Пустые, содержащие лишь общие пожелания программы никому не нужны, особенно в современных условиях. Вы это прекрасно понимаете. Повторяю, под решение проблем занятости выделяются достаточно большие федеральные ресурсы, и они должны в полной мере сработать на местах. Они должны дойти до мест и начать там реально работать. Люди должны это почувствовать.

Поэтому содержание разработанных в регионах программ мы будем внимательно анализировать на уровне Правительства РФ, а лишь затем принимать решение об открытии их финансирования.

На что просил бы обратить особое внимание.

Первое – это расширение масштабов общественных работ. Причем, не только для людей, которые утратили работу, но и для тех, кто вынужден работать неполную рабочую неделю, а значит – недополучать часть своего заработка. Общественные работы могут быть востребованы в таких сферах, как дорожное строительство, ЖКХ, сельское и лесное хозяйства, благоустройство городов и поселков.

Второе. Для увольняемых сотрудников должно быть организовано опережающее профессиональное переобучение. При необходимости – оказана помощь в переезде к новому месту жительства и работы.

Конечно, у вас есть достаточное количество каналов влияния и взаимодействия с бизнесом. Нужно привлекать бизнес, чтобы он вел себя в этой ситуации в высшей степени ответственно. Потерять работников легко, особенно квалифицированных, только потом, когда производство будет расширяться, найти будет сложно.

Нужно поддержать людей при открытии собственного дела. Муниципалитеты должны помочь начинающему предпринимателю с решением организационных вопросов: поиском помещения, подключением к коммунальных сетям, доступом к муниципальному заказу. В этой связи мы продолжим программу оказания помощи начинающему предпринимателю – имею в виду систему грантов.

Особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства нужно уделить в небольших городах и сельской местности. Еще раз говорю: вопросы занятости должны стать первостепенными для местной власти.

Уважаемые коллеги, мы сегодня также обсудим вопросы готовности муниципалитетов к исполнению в полном объеме требований закона об общих принципах организации местного самоуправления. Напомню, приняв этот закон, мы установили переходный период, что позволило плавно, с учетом региональной специфики, о чем просили и руководители муниципалитетов и регионов, перейти к новой системе организации власти на местах, отстроить правовую базу, сформировать дееспособные управленческие структуры. В настоящее время органы местного самоуправления полностью сформированы в 81 субъекте Российской Федерации, в них уже сегодня работает 341 тысяча человек.

Еще в 19 регионах переходный период завершается 1 января 2009 года. Сделаны исключения: до 1 января 2010 года – для Чеченской Республики и Республики Ингушетия.

Конечно, не все вопросы удалось полностью решить в течение переходного периода. Имею в виду в первую очередь описание границ муниципальных образований и разграничение муниципального имущества. Вопросы непростые, часто запутанные, не всегда зависящие напрямую от муниципалитетов. Это я прекрасно знаю и понимаю. Понятна сложность этих проблем. Кроме того, решение этих проблем требует существенных финансовых затрат со стороны муниципалитетов – денег, которых местным властям не так просто найти, особенно в сегодняшней ситуации. Поэтому мы согласились с предложением продлить сроки описания и утверждения границ муниципальных образований, а также решения муниципальных имущественных вопросов до 1 января 2012 года. Если вы обратили внимание, соответствующие поправки вчера были поддержаны Государственной Думой.

Сегодня обсудим и такую тему, как укрепление финансовой базы местного самоуправления. Считаю, что мы должны подумать над передачей муниципалитетам дополнительных источников налоговых поступлений. Соответствующие предложения есть в Правительстве, они прорабатываются. Только сегодня я разговаривал с Министром финансов по этому вопросу.

Постараемся их рассмотреть как можно быстрее. Конечно, будем это делать в контакте с руководителями регионов Российской Федерации, потому что здесь нам необходимо выстроить отношения между муниципалитетами и регионами на справедливой основе. Здесь тоже есть о чем поговорить.

Добавлю, что уже принято решение о компенсации субъектам Федерации выпадающих доходов от снижения налоговой нагрузки. Рассчитываю, что существенную часть этих средств регионы через трансферты направят и в местные бюджеты. В целом нам нужно совершенствовать механизм предоставления трансфертов, они все больше должны играть стимулирующую роль, поощрять муниципалитеты и развивать собственный экономический потенциал.

И последнее. Вы знаете, что по программам национальных приоритетных проектов мы из федерального бюджета, несмотря на то, что эти сферы полностью отнесены законодательством к муниципальному управлению, профинансировали обновление медицинского транспорта, «Скорой помощи» и полностью профинансировали программу «Школьный автобус». В современных условиях я считаю необходимым оказать содействие муниципалитетам в обновлении и других видов муниципального транспорта. Имею в виду специальный транспорт, а также транспорт для перевозки пассажиров. Я уже дал соответствующие поручения Министерству экономического развития, Министерству регионального развития, Министерству финансов, а сегодня мы вечером в Правительстве дорешаем этот вопрос. Это и муниципалитетам будет хорошей поддержкой, и поможет поддержать наших машиностроителей – автопром.

Вместе с тем предлагаю вам сегодня подумать о том, как и в каком объеме сами муниципалитеты и регионы Российской Федерации могли бы принять участие в осуществлении этой программы.

Это все, что я хотел бы сказать вначале.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати