Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
22 декабря 2008 | Архив

Владимир Путин: нужно оказать помощь регионам в организации общественных работ

Председатель Правительства РФ провел рабочую встречу с первым заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым и заместителем председателя правительства Александром Жуковым по вопросам функционирования Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый вечер, уважаемые коллеги.

Мы на ближайшую перспективу, на 2009 год, и на среднесрочную перспективу наметили большой пакет социальных мер – в области здравоохранения, в области образования, в жилищной сфере. И исходим из того, что все заявленные приоритеты, все заявленные планы, в том числе и по приданию большей стабильности пенсионной системе – имею в виду повышение уровня пенсий – будут исполнены.

Вместе с тем, нам приходится решать эти задачи в условиях мирового финансового и экономического кризиса, который имеет последствия и для нашей экономики. Поэтому мы договорились объединить усилия экономического и социального блоков Правительства для того, чтобы не только представлять себе объективную картину происходящих в экономике событий, но и иметь механизм эффективного, быстрого реагирования на происходящие в экономике события.

Мы выработали целый пакет мер поддержки реального сектора и будем дальше его дорабатывать. Но – повторяю еще раз – нам нужно ясно и четко представлять себе, как отражаются кризисные явления в мировой и нашей экономике на социальной сфере и выработать эффективные меры оперативного, быстрого реагирования на эти события в социальной сфере с тем, чтобы оказать поддержку тем нашим гражданам, которые в ней нуждаются.

Давайте поговорим о том, что было сделано за последнюю неделю и посмотрим, что можно и нужно сделать в ближайшее время.

И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, по вашему поручению комиссия (Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики) провела свое первое заседание в среду 17 декабря. Мы определились по порядку работы. Комиссия будет работать еженедельно – каждое утро во вторник.

Мы договорились о том, что первым вопросом во вторник мы будем рассматривать итоги социального мониторинга и то, о чем Вы только что сказали – какие конкретные меры мы можем принять совместно с субъектами Российской Федерации, какие действия должны осуществлять для того, чтобы ситуация была стабильной, для того, чтобы мы понимали, как наша помощь конкретным предприятиям сопряжена с помощью конкретным людям, которые на этих предприятиях трудятся.

Мы с Александром Дмитриевичем (Жуковым) договорились о том, что мониторинг по социальным вопросам будет проводиться по понедельникам. И во вторник мы на заседании комиссии будем эти вопросы подробно обсуждать. После обсуждения социальных вопросов мы будем переходить к вопросам конкретной адресной помощи предприятиям и будем заниматься экономическими вопросами. Также в среду мы определили критерии, по которым будем работать с конкретными предприятиями. По Вашему поручению были предложены критерии Министерства экономического развития и Министерства финансов. Члены Комиссии согласились, что и те, и другие критерии правильные. Надо исходить из них для того, чтобы такие списки предприятий создать.

На заседании Президиума Вы говорили о том, что в первую очередь нужно обратить внимание на системообразующие предприятия, которые имеют достаточный объем выручки. На таких предприятиях работает большое число людей. Часто они являются градообразующими. По этим критериями Министерство экономического развития готовит списки, которые будут представлены в понедельник в Правительство. Вместе с тем, было решено обратиться к списку предприятий, которые, может быть, не имеют системообразующего характера и такого важного значения для экономики России в целом, но для отдельных регионов такие предприятия являются очень важными. Такой список также будет представлен. А также список предприятий, где сейчас намечаются увольнения: в настоящий момент работодатели информируют службу занятости о планируемых увольнениях либо о предприятиях, на которых не произошли увольнения, но в настоящий момент люди находятся в неоплачиваемом отпуске. Такая статистика не носит официального характера. Мы договорились, что будем проводить мониторинг для того, чтобы точно понимать, на каких предприятиях есть неуволенные люди, которые не получают ни зарплату, ни социальные пособия. Нам эта ситуация кажется достаточно опасной. По такому списку предприятий мы также будем работать. Такую информацию мы получаем.

Мы договорились, что банки с государственным участием – Сбербанк, Внешторгбанк, «Газпромбанк» и ВЭБ – по своей базе клиентов и через свои кредитные комитеты также будут предоставлять нам информацию как экономического, так и социального характера, поскольку они имеют непосредственную информацию о том, как развивается ситуация с трудящимися на отдельных предприятиях. Эту информацию мы также будем получать.

В целом во вторник мы должны определить эти списки – мы сделаем это комиссионно и в этот же день доложим Вам. Члены Комиссии исходят из того, что эти списки не будут окончательными – это не будет закрытый перечень. Исходя из ситуации, эти списки будут сокращаться или пополняться.

Мы также исходим из того, что Вы дали поручение о том, что в этот список должны войти не менее чем 1,5 тысячи предприятий по стране, поскольку аналогичные комиссии будут работать в субъектах Российской Федерации. Мы будем иметь рабочие контакты с комиссиями субъектов. Так, как Вы сказали, в целом в список войдут не менее 1,5 тысяч предприятий.

Во вторник мы также будем обсуждать различные сценарные условия. Мы исходим из того, что базовый сценарий, по которому будет развиваться российская экономика, представлен Министерством экономического развития в Правительство. Но, вместе с тем, мы должны готовить предложения и должны быть готовы к различным действиям в случае, если экономика будет развиваться более позитивно или развитие пойдет по более жесткому сценарию. Во вторник эксперты будут докладывать различные сценарные возможности на 2009-2010 годы. Также во вторник мы договорились рассмотреть инвестиционную программу ОАО «РЖД». Александр Дмитриевич (Жуков) является председателем Совета директоров. Это наша естественная монополия. Вы знаете, что в связи с сокращением перевозок доходная база компании будет сокращаться, а инвестиционную программу необходимо выполнять. Мы будем рассматривать конкретные мероприятия помощи ОАО «РЖД» для того, чтобы инвестиционные проекты осуществлялись в полном объеме или договоримся о тех сокращениях, которые будут оправданы в следующем году. Эту работу мы будем проводить также с банками для того, чтобы обеспечить финансирование определенных работ.

А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, исполняя Ваше поручение, мы наладили еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда. Результаты этих мониторингов мы просматриваем по понедельникам перед заседанием Комиссии практически вместе со всеми нашими Министерствами и представителями тех регионов, где, на наш взгляд, ситуация наиболее тревожна. Вот буквально сегодня я получил результаты мониторинга за прошлую неделю. Сейчас почти по 9 тысячам предприятий мы можем постоянно мониторить и прогнозировать ситуацию на будущее. Причем с каждой неделей количество предприятий, на которых мы проводим мониторинг, увеличивается.

Так вот, за период с 10 по 16 декабря в целом численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных возросла на 5,1% – это около 70 тысяч человек. Всего по состоянию на 16 декабря эта численность составила 1млн 395 тыс человек. За предыдущую неделю это около 1% роста численности безработных.

В.В.Путин: Новые пособия по безработице у нас с 1 января?

А.Д.Жуков: Да, новое, увеличенное пособие по безработице, 4900руб.

В.В.Путин: Кто из граждан может рассчитывать на получение этого пособия? Те, кто уволен после 1 января или те, кто уволен уже сейчас?

А.Д.Жуков: Те, кто обратится в службу занятости.

В.В.Путин: После первого января? А те, кто уволен сейчас?

А.Д.Жуков: Если человек обратился в службу занятости и прошел все необходимые процедуры, зарегистрирован как безработный, будет получать эту сумму.

В.В.Путин: Несмотря на то, что норма вступает в действие только с 1 января?

А.Д.Жуков: Да.

В.В.Путин: Это надо будет проверить.

А.Д.Жуков: Хорошо.

Мы не только ведем мониторинг тех, кто на сегодняшний день, по существу, стал безработным и зарегистрирован, но также и намерения этих предприятий по увольнению работников в течение следующих двух месяцев. Эта цифра существенно больше, чем количество уволенных – с начала октября 2008 года она составила 243 тысячи человек. Всего с начала октября численность уволенных составила 45 тысяч человек, из них было трудоустроено 18 тысяч. В принципе наши органы занятости достаточно эффективно работают. Здесь просто нужно, чтобы люди получали больше информации о тех рабочих местах, которые сегодня существуют.

Если говорить по отраслям, то в основном предполагаемые увольнения затронут такие виды экономической деятельности, как машиностроение, металлургия, химическая промышленность, строительство и грузоперевозки. В этих отраслях сосредоточена большая часть безработицы и предполагаемых увольнений.

По состоянию на 17 декабря суммарная численность работников, которые находятся в простое по вине администрации или работают неполное рабочее время – тоже довольно важная информация, потому что люди, по существу, не уволены, но либо не работают, либо работают неполное рабочее время – и людей, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, выросла, по сравнению с предыдущей неделей на 207 тысяч. Это тоже достаточно тревожная тенденция.

Особое внимание в мониторинге мы уделяем тем муниципальным образованиям, на территории которых расположены градообразующие предприятия. Здесь на 16 декабря количество градообразующих предприятий, которые заявили об увольнении работников в связи с ликвидацией либо сокращением численности, составило 236. Они уже объявили о планируемом увольнении 25 тысяч работников. Это то, о чем говорил Игорь Иванович (Шувалов). Мы в первую очередь будем оказывать помощь именно таким предприятиям, потому что это моногорода и больше там устроиться, по существу, некуда.

Это основные данные мониторинга. Если же говорить о субъектах Федерации, которые, на наш взгляд, в первую очередь требуют к себе внимания именно в связи с ситуацией на рынке труда, я бы назвал Вологодскую, Челябинскую, Свердловскую, Нижегородскую, Ярославскую области. Потому что именно здесь сосредоточены предприятия таких отраслей промышленности, как металлургия, машиностроение и так далее. Вы это хорошо знаете на примере Ярославской и Липецкой областей.

Поэтому нашей задачей является вместе с этими субъектами Федерации вырабатывать планы по действиям в сфере занятости. Первая – Челябинская область, с которой мы вместе выработали такой план.

Последнее, что я хотел бы сказать. Сейчас уже в Совете Федерации находятся поправки в бюджет на 2009 год и поправки в трудовое законодательство, которые позволят нам предпринять дополнительные мероприятия по содействию занятости. Речь идет о нескольких направлениях. Это опережающее профессиональное обучение работников предприятий, которые находятся под риском увольнений на самих предприятиях. Это порядка 15 млрд рублей дополнительных затрат.

Организация общественных работ не только для безработных граждан – для безработных граждан это само собой – но и для работников предприятий, которые находятся в простое либо в отпуске без сохранения заработной платы, чтобы они тоже могли заработать на общественных работах. Это потребует порядка 18 млрд рублей.

Оказание помощи в открытии собственного дела гражданам дополнительно ко всем тем мерам по малому бизнесу, которые мы предпринимали. Это порядка 6 млрд рублей.

И – организация работы вахтовым методом с тем, чтобы компенсировать людям затраты на проезд и оплату жилья в этих местах. В общей сложности организация этих дополнительных работ потребует порядка 44 млрд рублей. Мы считаем, что это будет существенным подспорьем регионам.

В.В.Путин: Хорошо. Я обращаю ваше внимание на несколько обстоятельств.

Первое. Службам занятости нужно внимательно анализировать те заявки, которые выставляют представители бизнеса по увольнениям, чтобы «под сурдинку» бизнес не увольнял без крайней необходимости. Я говорю это, зная предмет, и прошу вас усилить внимание к этой проблеме.

Второе – что мы могли бы сделать дополнительно, чтобы помочь предприятиям. На это нужно обратить внимание. Мы не до конца выполнили обязательства по снижению нагрузки на предприятия при передаче предприятий социальной сферы муниципалитетам и государству в целом. Некоторые наши крупные предприятия до сих пор испытывают нагрузку, несвойственную напрямую их бизнес-деятельности. Эта нагрузка в современных условиях, в условиях кризиса может быть опасной для предприятий.

Третье, о чем вы сказали, и я говорил об этом раньше – организация общественных работ. Нужно посмотреть, что можно сделать дополнительно для того, чтобы помочь и регионам, и муниципалитетам в организации таких видов деятельности, которые выходят за рамки самого понятия «общественные работы». Имею в виду и ремонт общественных зданий, и сферу здравоохранения, и сферу образования, что часто не входит в наши прямые обязанности – обязанности Федерации, а закреплено за муниципалитетами. Здесь нужно подумать дополнительно о том, что можно сделать для того, чтобы поддержать их в этом.

Четвертое. Мы говорили о возможности эффективно и быстро провести маневр имеющимися ресурсами у наших крупных инфраструктурных компаний. Имею в виду то же самое ОАО «РЖД», где председатель – государство. Имею в виду «Газпром», дорожно-строительную отрасль. Руководители всех этих направлений заверили меня в том, что у них есть необходимые ресурсы, которыми они смогут быстро и эффективно сманеврировать. Нужно создать эту систему быстрого маневра.

Ну и, наконец, в работе с бизнесом нужно все-таки, чтобы до наших партнеров дошло, что мы не можем за счет налогоплательщика решить все проблемы бизнеса сегодня. Было время, когда они неплохо и немало зарабатывали. Сегодня государство тратит свои средства из резервных фондов и у них есть такие резервные фонды. Мы, например, не можем покупать жилье для социальных нужд по старым ценам. Мы не можем вынимать деньги из кармана налогоплательщика и обеспечивать бывшие довольно высокими доходы строительных компаний. Наша задача здесь – минимизировать потери этих предприятий, сохранить их жизнеспособность, создать условия для их будущего развития, но никак не обеспечивать их прибыли. Это понимание должно быть у всех участников процесса. Все должны подходить к сегодняшней сложной ситуации ответственно.

Давайте теперь поговорим по конкретным направлениям нашей деятельности в рамках Комиссии, о которой я сказал в самом начале. Пожалуйста.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати