Петербургская политика: губернаторы-технократы ослабили регионы
Назначения губернаторов новой волны, которых принято называть молодыми технократами, в большинстве случаев не привели к повышению устойчивости регионов. К такому выводу пришли эксперты фонда «Петербургская политика». Только в 12 из 37 субъектов, где начиная с осени 2016г. сменился губернатор, политическая ситуация стала более стабильной, в остальных устойчивость снизилась.
Две трети регионов стали менее устойчивыми после прихода губернаторов-технократов. Назначение губернаторов новой волны начиная с осени 2016г. лишь на некоторое время снимает напряженность в регионах, к такому выводу пришли эксперты фонда «Петербургская политика».
В большинстве регионов, куда были назначены губернаторы-технократы, показатели социально-политической устойчивости не изменились или даже оказались хуже, чем при предшественниках, говорится в исследовании фонда. За точку отсчета был взят показатель устойчивости региона за полгода до назначения нового губернатора. Индекс социально-политической устойчивости снизился в 25 из 37 регионов. Сильнее всего ситуация ухудшилась в Липецкой и Кемеровской областях, а также в Алтайском крае.
Более устойчивой с приходом нового губернатора ситуация стала в 12 субъектах. Лучшие показатели – в Пермском крае, Карелии и Рязанской области, еще в девяти регионах устойчивость повысилась незначительно.
По мнению руководителя фонда, политолога Михаила Виноградова, эксперимент с назначением технократов «не провалился и не выстрелил». «Все остается примерно так, как было, симметрично общим вызовам, которые стоят перед регионами. Новая практика назначения губернаторов не обрушивает систему, но и не создает какой-то большой добавленной стоимости», – отмечает Виноградов.
«Россия – страна с исторически очень федеральной повесткой. Мы видим, что регионы вообще не появляются по серьезным поводам в выпусках телевизионных новостей. И все-таки психологическое желание, чтобы регионы не мешали, не болтались под ногами, не усложняли картину мира, конечно, у части федерального истеблишмента есть. В то время как всерьез заниматься проблемами губернаторов – это значит брать политическую ответственность на себя, отвлекаясь от геополитики и прочих исторических дел. Поэтому иногда проще губернаторов поменять или оставить все как есть, нежели диктовать регионам свои представления о прекрасном, которых часто у федералов по отношению к конкретному региону может и не быть».