Президент губернаторам:  Полагаю, настрой у вас всех одинаковый – работать, что называется, на сто процентов вкалывать
16 января 2009 | Архив

Владимир Путин: в условиях кризиса мы обязаны обеспечить приоритетные направления деятельности промышленности

Председатель Правительства РФ провел совещание о мерах государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса в городе Королеве.

Вступительное слово В.В.Путина на совещании:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Как я уже неоднократно говорил, мы должны пристально отслеживать текущую ситуацию в реальном секторе экономики, и буквально в ежедневном режиме оценивать эффективность антикризисных мер, которые мы вырабатываем, чтобы при необходимости оперативно принимать дополнительные решения, корректировать то, что уже принято и намечено.

Сегодня рассмотрим состояние дел в оборонно-промышленном комплексе. Здесь у нас работает около 1 400 предприятий, на них занято более 1,5 млн. человек. Причем многие из организаций ОПК являются градообразующими, от их устойчивой деятельности прямо зависит социальное благополучие десятков городов и поселков.

Конечно же, сегодняшние экономические проблемы не могли обойти стороной и оборонные заводы. Многие из них столкнулись и с задержкой оплаты отгруженной продукции, и с кредиторской задолженностью, возникли трудности с доступом к заемным средствам.

Естественно, такое положение дел требует от государства адекватной реакции.

Принимая специальные меры по поддержке ОПК, мы исходили из его особой значимости для обеспечения безопасности России, а также для технологического развития нашей экономики и промышленности. Напомню: в последние годы существенно возросли объемы снабжения наших Вооруженных сил новыми образцами вооружения, военной специальной техникой, запчастями, другим необходимым имуществом. Серьезные планы перевооружения армии сформированы и на перспективу. Только в 2009 году на эти цели предусмотрено более 1 трлн. рублей. А общий объем бюджетных расходов на эти цели до 2011 года составит почти 4 трлн. рублей.

Участие в выполнении гособоронзаказа позволит оборонным предприятиям обеспечить приемлемую загрузку, максимально сохранить достигнутые объемы производства, причем даже с учетом возможного сокращения спроса на выпускаемую ими гражданскую продукцию.

Также федеральным бюджетом на 2009-2011 годы предусмотрены государственные гарантии по кредитам для организаций оборонно-промышленного комплекса в объеме до 100 млрд. рублей. Еще до 50 млрд. рублей выделяется на субсидирование процентных ставок, меры по предупреждению банкротства, инвестиции в основной капитал. Кроме того, приняты поправки в Налоговый кодекс, облегчающие процедуры реструктуризации налоговой задолженности и предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

Считаю, что ключевая задача сегодня – создать условия для того, чтобы ОПК смог эффективно использовать средства гособоронзаказа и другие инструменты государственной поддержки.

Во-первых, в кратчайшие сроки должны быть приняты все подзаконные акты по реализации «антикризисных норм» федерального бюджета. Если есть какие-то проблемы с согласованием, прошу уважаемых коллег сегодня в ходе нашей встречи об этом сказать.

Во-вторых, должен быть налажен жесткий отбор предприятий – претендентов на господдержку. При этом хотел бы обратить внимание и на следующее: одно дело, если предприятие оказывается в трудном положении по объективным причинам, и таких сегодня, к сожалению, достаточно, а другое дело – если неблагоприятная обстановка складывается на предприятии в результате ошибок и неправильных управленческих решений менеджмента.

Хочу отметить, что большинство предприятий ОПК находится в федеральной собственности. И государство имеет все возможности, чтобы разобраться с неэффективными руководителями и не покрывать бесконечно порождаемые ими убытки.

Третье. Вы знаете, что в последние месяцы коммерческие банки получили серьезные дополнительные средства как за счет Фонда национального благосостояния, так и из ресурсов ЦБ. Необходимо проанализировать, доходит ли предоставленная ликвидность до предприятий, а также – насколько приемлемы для ОПК условия кредитования, которые предлагают банки.

Вы знаете – и представители финансового сектора, и председатель Центрального банка, который сегодня здесь находится, – в некоторых странах вырабатываются специальные меры поддержки по отдельным направлениям. Сейчас об этом прямо говорят, это обсуждается не только на экспертном, но и на правительственном уровне. Давайте подумаем сегодня и над этим.

Четвертое. Несмотря на все известные проблемы должна быть продолжена реализация программ технического перевооружения оборонных предприятий, а также работа по освоению выпуска современных образцов военной техники. Мы понимаем, что в сложившихся обстоятельствах предприятиям будет непросто выделять собственные средства на цели развития. Во всяком случае, в тех объемах, которые были ранее запланированы. Поэтому необходимо провести оптимизацию мероприятий «оборонных» федеральных целевых программ, а сэкономленные средства – направить на завершение и реализацию проектов, критически важных для улучшения технологического уровня отечественного ОПК.

И наконец, сейчас необходимо активизировать работу по повышению эффективности созданных в ОПК крупных холдингов. Зачем мы их создавали? Нужно сделать их по-настоящему конкурентоспособными, тем самым не только полностью обеспечить потребности наших Вооруженных сил, но и нарастить экспортный потенциал оборонно-промышленного комплекса России.

Я рассчитываю, что сегодня на совещании мы услышим конкретные предложения по всем поставленным вопросам.

Пожалуйста, слово для доклада – Мантурову Денису Валентиновичу – заместителю Министра промышленности и торговли.

#topbrd#

Заключительное слово В.В.Путина на совещании:

Давайте подведем итог.

Во-первых, хочу вас проинформировать, что сегодня мною подписано Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки российских организаций-экспортеров промышленной продукции». Здесь как раз некоторые меры, о которых мы с вами сегодня говорили, уже обозначены и выделены соответствующие ресурсы.

Речь идет о субсидировании ставок. Я напомню, о чем мы сегодня договорились. Это предоставление субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса, выполняющим государственный оборонный заказ, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Затем – предоставление субсидий на возмещение части убытков от основной производственной деятельности, субсидий, предупреждающих неблагоприятное развитие экономической ситуации на предприятиях, на предупреждение банкротства. А также предоставление в 2009 году госгарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, выполняющими государственный оборонный заказ.

Договорились также о том, что посмотрим еще раз на оптимизацию федеральных целевых программ с тем, чтобы высвобождающиеся средства направить на приоритетные направления, чтобы при определении лимитов бюджетных обязательств не допускать снижения объемов и обеспечить приоритетность выполнения государственного оборонного заказа.

Еще раз хочу обратить внимание всех, прежде всего министров Правительства, на то, что и с Министерством обороны мы договаривались о том, что государственный оборонный заказ должен исполняться, но там есть приоритетные вещи, абсолютно необходимые, а есть вещи второго плана. Все, что касается вооружений и приоритетных НИОКРов должно финансироваться в полном объеме.

Говорили также об обеспечении заявки на участие в конкурсе на право заключения государственных контрактов. Необходимо проработать вопрос о совершенствовании механизма предоставления бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам.

Министерство финансов, другие коллеги также поддержали решение вопросов, связанных с выплатой дивидендов. Дивиденды нужно направлять, прежде всего, на инвестиционную деятельность. Прошу подготовить соответствующее поручение, которое должно быть исполнено всеми представителями государства в соответствующих предприятиях.

Еще раз вспомнили о необходимости для оборонных предприятий в кратчайшие сроки – до 30 дней – обеспечить возмещение налога на добавленную стоимость экспортерам промышленной продукции, поставляющим эту продукцию за рубеж.

Договорились об исключении из налогооблагаемой базы средств, предоставляемых на инвестиционную деятельность, также как и об инвестиционных налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках уплаты налогов и сборов в федеральный бюджет.

Прошу все-таки Центральный банк и Министерство финансов посмотреть на предложения, сформулированные представителями банковского сектора, по поводу рейтингования коммерческих банков, осуществляющих большой объем работы с оборонно-промышленным комплексом. Да, это не вполне соответствует требованиям конкуренции, но это в нормальных условиях, а в условиях кризиса, который переживает весь мир, и с которым столкнулась наша экономика, мы обязаны обеспечить приоритетные направления деятельности промышленности. Одним из таких приоритетов, безусловно, является оборонно-промышленный комплекс. И те финансовые учреждения, которые выполняют этот финансовый заказ, должны пользоваться определенными преференциями.

Напомню, что договорились о том, что отдельные контракты оборонно-промышленного комплекса могут быть использованы в качестве залога при предоставлении им кредитов. Я говорю «отдельные контракты» – это, конечно, требует дополнительной экспертной оценки, но совершенно очевидно, что если государство заинтересовано в выпуске той или иной специальной продукции, тех или иных видов вооружения, то все равно мы их профинансируем в конечном итоге. Это не может не быть самой надежной гарантией для предприятий реального сектора и для финансовых учреждений.

Ну, и еще раз хочу вернуться к тому, о чем говорил вначале. Мы принимаем большой комплекс мер по поддержке оборонно-промышленного комплекса. Весь оборонно-промышленный комплекс, безусловно, является сферой ответственности государства и федерального бюджета. И я очень рассчитываю на то, что Правительство в сотрудничестве с банками и с руководителями предприятий отработают оптимальные механизмы функционирования этого комплекса в 2009 и последующих годах.

Если потребуется, то выработаем и дополнительные специальные инструменты, и специальные институты финансирования оборонно-промышленного комплекса. Вплоть до создания, как я уже сказал, специальных институтов вне банковского сектора. Ну, а пока нужно рассмотреть возможности более эффективной работы через банковскую систему, шире применять институт субсидирования ставок, потому что многие предприятия по действующим ставкам, конечно, эффективно работать сегодня не могут. С этим нужно согласиться.

У нас создана специальная комиссия по оказанию поддержки стратегическим предприятиям. Как сегодня сказали, мы согласились с тем, что для предприятий оборонно-промышленного комплекса мы создали специальную комиссию. И там тоже должна быть проведена соответствующая селекция и выбраны приоритетные, наиболее важные стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса, на поддержке которых Правительство и сосредоточит внимание. Эту комиссию возглавляет заместитель Министра финансов Силуанов Антон Германович.

Такие встречи у нас будут проходить регулярно – и в таком составе, и в ходе работы комиссии, о которой я сейчас сказал.

Все. Спасибо за внимание. Всего доброго.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Эксперты: Репину не удастся консолидировать политические элиты Пермского края вокруг идеи возвращения выборов мэров
Экс-кандидат в губернаторы Пермского края Александр Репин намерен создать свою команду для участия в выборах в краевое заксобрание и думу Перми в 2021г., консолидировав политические силы вокруг идеи возвращения прямых выборов мэров. Политтехнолог Дмитрий Логинов считает, что вместо борьбы с федеральным трендом по назначению градоначальников Репину полезнее было бы сфокусировать внимание на решении экономических проблем отдельных территорий. Политик Константин Окунев уверен, что силы, выступающие за возвращение прямых выборов, не пойдут за несамостоятельным в политическом плане Репиным. По мнению эксперта, за Репиным стоит бывший губернатор Олег Чиркунов, который таким образом пытается воздействовать на нового главу края Дмитрия Махонина.
Эксперты: итоги выборов в Смоленской области – тревожный сигнал для Кремля
Лучший результат среди вторых мест на прошедших губернаторских выборах показал кандидат от КПРФ в Смоленской области Андрей Митрофаненков. Он набрал 25,8% голосов. При этом избранный губернатором Алексей Островский получил 56,5%, что является самым низким показателем действующего губернатора среди всех регионов, где выбирали глав субъектов. По мнению экспертов, такие результаты голосования – «тревожный сигнал» для федерального центра накануне выборов в Госдуму. Они считают, что если оппозиция в Смоленской области будет играть на социальной повестке, то у них есть возможность получить дополнительные очки. В то же время, по мнению политологов, результаты голосования на выборах губернатора Смоленской области никак не отражают рейтинг ЕР, а говорят о слабых позициях Островского, который является членом ЛДПР.
Эксперты: общественное обсуждение проекта трассы в Волгоградской области – единственно верный алгоритм действия
По итогам широкого обсуждения в Волгограде выбран проект строительства стратегически важного инфраструктурного объекта – мостового перехода через Волго-Ахтубинскую пойму. Магистраль соединит уже действующие мосты через Волгу и Ахтубу и разгрузит действующую трассу Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба, по которой ежедневно проезжают более 30 тыс. машин, что в пять раз превышает положенную пропускную способность. Поскольку проект имеет высокую общественную значимость, а его реализация сопряжена с экологической нагрузкой на природоохранную территорию, для его обсуждения экологический совет при Волгоградской облдуме сформировал рабочую группу из ученых, общественников и представителей органов власти. В итоге был выбран вариант, который учитывает мнение жителей, а также соответствует всем экологическим требованиям.