Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
28 января 2009 | Архив

Владимир Путин провел заседание президиума правительства

Премьер России и министры федерального правительства обсудили меры поддержки сельского хозяйства и малого бизнеса. Были рассмотрены законопроекты об ужесточении уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и о совершенствовании налогообложения.

Стенограмма начала заседания:

Владимир Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте начнем с обмена оперативной информацией.

Алексей Леонидович {обращаясь к Кудрину}, итоги исполнения бюджета 2008 года. Пожалуйста.

Алексей Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович!

По бюджету 2008 года мы сейчас имеем предварительные итоги, окончательные будут к апрелю после сдачи всеми министерствами отчетов.

В настоящее время, по предварительным итогам, доходы за прошлый год составили 9258 млрд. рублей. Это 103,3% к уточненному плану, который мы уже уточняли во второй половине года, но тем не менее мы его также перевыполнили. Расходы составили 7560 млрд. рублей, или 97,7% расходов. Профицит бюджета составил 1849 млрд. рублей (4% ВВП) и в основном пошел в резервный фонд и фонд национального благосостояния.

Особенно хочу отметить некоторые министерства, которые четко исполняли бюджет и выполнили бюджет больше чем на 99 или 99,5%, -это Министерство внутренних дел и ряд других силовых министерств. Кстати, Министерство обороны – больше 99 процентов. Другие министерства исполняли с меньшими успехами. Я не буду перечислять эти министерства.

Владимир Путин: Мне потом отдельно расскажете.

Алексей Кудрин: Общее недоиспользование бюджетных ассигнований за прошлый год составило около 46 млрд. рублей. Это уже исключая инвестиционный фонд, который у нас по плану может быть переходящим. 46 млрд. рублей не использовали министерства и ведомства на отдельные мероприятия. В основном это связанно с тем, что они позже проводили тендеры, позже принимались нормативные акты по этим расходам, позже принимались выполненные объемы или где-то они не принимались из-за качества работ.

Поэтому не все эти неисполненные средства нужно относить к какой-то прямой вине. Зачастую просто министерства более качественно принимали работы – отказывались, не оплачивали и сохранили средства для государства. Поэтому такие примеры тоже есть.

Была серьезная экономия по тендерам на проведение строительных и подрядных работ или предоставление других услуг по министерствам и ведомствам. Экономия по тендерам была больше 100 млрд. рублей. То есть часть из нее пошла на выполнение других работ и увеличение объемов строительства в рамках полномочий отведенных министерствам и ведомствам. Но, повторяю, где-то и плановые работы не были исполнены. Подробный отчет мы представим.

Владимир Путин: Хорошо.

У нас общий объем фонда национального благосостояния и резервного фонда сегодня сколько?

Алексей Кудрин: Владимир Владимирович, на 1-е число у нас был зафиксирован резервный фонд в размере 4026 млрд. рублей. Но, с учетом изменения курса, в настоящий момент Резервный фонд составляет больше 4700 млрд. рублей. Это связано с тем, что Фонд находится на валютных остатках в Центральном банке, и таким образом он в данном случае имеет положительную разницу при изменении курса.

Фонд национального благосостояния на данный момент имеет больше 2,6 трлн. рублей.

Таким образом, суммарно мы имеем 4,7 и 2,6 трлн. рублей.

Владимир Путин: Это в долларовом эквиваленте примерно 210-215 млрд.

Алексей Кудрин: Да, примерно 210 млрд. долларов.

Владимир Путин: Спасибо.

Виктор Федорович {обращаясь к Басаргину}, Вы проводили ряд совещаний по жилищной политике в двух округах. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Виктор Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович!

Действительно, провели два выездных мероприятия в округах -Приволжском и Уральском, в Самаре и Челябинске.

Вопросы, которые обсуждали, – это стимулирование строительства жилья в соответствии с вашими поручениями, и вопросы начала организации саморегулируемых структур в строительной отрасли.

В мероприятиях участвовало более 300 строительных организаций, 19 субъектов Российской Федерации.

Во-первых, все поддерживают те меры, которые сегодня Правительство предпринимает по стимулированию жилищного строительства. Во-вторых, сегодня все 19 субъектов подтвердили, что в 2009 году сохранят те объемы строительства, которые были в 2008 году.

Более того, они дополнительно предпринимают меры по стимулированию жилищного строительства – практически половина субъектов в 2009 году пополнят уставной капитал своих операторов по ипотечному жилищному кредитованию. Причем объемы там от 200 до 500 млн. рублей.

Сегодня активно решаются вопросы по стимулированию малоэтажного строительства. Причем, из 19 субъектов 2 субъекта вводят производство непосредственно по индустриальному методу малоэтажного строительства, хотя стоимость квадратного метра даже в этом случае где-то в пределах 28-30 тыс. рублей. Это самые современные технологии.

Кроме этого, принимаются программы по поддержке молодой семьи и ряд других. То есть сегодня субъекты активно работают в этом направлении, и, более того, стараются при всех сложностях не сокращать объемы поддержки развития инфраструктуры по всем строительным участкам.

Совместно с нами во всех этих мероприятиях принимали участие все три наши института развития – фонд содействия жилищному строительству, фонд содействия реформированию ЖКХ и Агентство ипотечного жилищного кредитования. По итогам приняли решение 5 февраля провести здесь, в Москве, такое совещание с приглашением всех субъектов Российской Федерации и с приглашением всех операторов Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Потому что есть основание полагать, что ставкой надо позаниматься эффективно, потому что ставка в пределах 15-18% сегодня многим становится недоступна. Поэтому в этом отношении будем работать, 5-го числа такое мероприятие здесь в Москве проведем.

По Фонду содействия реформирования ЖКХ. Поступили предложения от всех субъектов. Мы посчитали, что если в этом году мы освоим в рамках Фонда содействия 110 млрд. рублей, то только новых рабочих мест мы создадим полтора миллиона, в рамках тех антикризисных мероприятий, которые мы предлагаем.

По Фонду содействия жилищному строительству. Подписали три соглашения – с Ханты-Мансийском, Свердловской областью и Челябинской областью. Каждое соглашение – это несколько земельных участков. То есть ряд соглашений уже работают, сегодня мы в оборот вводим новые земельные участки. Поэтому считаем, что практика проведения таких мероприятий достаточно эффективна, и мы будем такую работу продолжать.

Владимир Путин: Производственные мощности достаточны для того, чтобы осваивать эти ресурсы, если мы перенесем их на более ранний период, скажем, 2010-2011 годы?

Виктор Басаргин: Мы просчитали, что мы сможем их освоить, учитывая даже что это ресурсы только Российской Федерации. То есть помимо этого мы еще порядка 60 млрд. рублей привлекаем из средств субъектов.

Владимир Путин: А регионы в состоянии будут финансировать эти работы в 2009 году?

Виктор Басаргин: Регионы в состоянии. Они понимают, что одна из антикризисных мер – это создание новых рабочих мест.

Владимир Путин: Хорошо, вернемся к этому еще раз.

Юрий Петрович {обращаясь к Трутневу}, пожалуйста, о воспроизводстве минерально-сырьевой базы в 2008 году.

Юрий Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович!

Результаты пока предварительные, окончательные будут к концу февраля, но уже сегодня можно сказать, что мы сохранили общую тенденцию, которая наблюдается четыре последних года. То есть по основным видам полезных ископаемых мы разведали за год больше запасов полезных ископаемых, чем добыли. Это, прежде всего, нефть, газ, золото, уголь, серебро, платиноиды.

Если говорить об объеме воспроизводства, то по нефти и природному газу объем воспроизводства, оценочно, 103%, по углю, серебру, платиноидам мы разведали в 1,5 раза больше, чем добыли, по золоту и никелю – в 2,5 раза больше.

Открыт целый ряд месторождений, в том числе 66 месторождений углеводородов, одно стратегическое, центральное, на акватории Каспийского моря, несколько средних, таких, как Камское, Ненецкое, Худоельское, Западно-Ракушечное, Шушукское месторождения. Также открыты крупные месторождения газа, марганца, угля, урана, платиноидов, меди, строительных материалов.

Если характеризовать год с точки зрения предоставления прав пользования недрами, то это рекордный год. За этот год мы перечислили в бюджет более 90 млрд. рублей, что является самой большой цифрой за последние годы. Могу сказать, что по сравнению с 2003 годом это в 48 раз больше.

Ну и надеемся сохранить все тенденции, связанные с воспроизводством основных видов полезных ископаемых в 2009 году.

Владимир Путин: Опасения, касающиеся того, что мы потребляем больше, чем разведываем, они оснований под собой не имеют?

Юрий Трутнев: Нет.

Вы помните, что в 2004 году мы утвердили новую программу воспроизводства минерально-сырьевой базы. С этих пор тенденция сломлена. До этого 15 лет страна разведывала меньше запасов, чем добывала. Мы постоянно уменьшали свою минерально-сырьевую базу. Вот уже 4 года она растет. В этом году Вы поддержали увеличение программы воспроизводства. Мы уверенны, что это позволит нам выйти на новые рубежи.

Владимир Путин: Хорошо.

Сергей Иванович {обращаясь к Шматко}, об энергоэффективности мы уже говорили несколько раз, возвращались к этой теме. Пожалуйста, что у нас там происходит.

Сергей Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии с требования Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации распоряжением N 1р в 2009 году утвердило основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года.

Надо сказать, что это первый за историю Российской Федерации правовой акт, определяющий комплексную программу мер поддержки государственного использования возобновляемых источников энергии.

Важно отметить, что определены данным распоряжением целевые показатели и динамика потенциального роста объемов производства электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии.

Таким образом, в 2010 году это должно быть 1,5% нашего общего объема производства, в 2015 году – 2,5%, а к 2020 году – 4,5 процента.

Надо сказать, что в 2008 году этот показатель составлял менее одного процента.

На самом деле, во многих развитых странах мира этот показатель уже давно 10% перешагнул. Так, я хочу сказать, что в Австралии это уже – 20,7%, в Канаде – 16,4%, а в Финляндии – 22,6 процента.

Для Российской Федерации этот вопрос является очень актуальным.

И наиболее предпочтительным является использование геотермальной энергии, энергии морских приливов, малых ГЭС, энергии ветра, прежде всего, в отдаленных и труднодоступных районах нашей страны.

Надо отметить, что в некоторых направлениях Российская Федерация является лидером с точки зрения новых технологий. На сегодняшний день проводятся испытания опытно-промышленной Кислогубской приливной станции в Мурманской области, нового наплавного блока с ортогональной турбинной мощностью в 1,5 мегаватт, не имеющего аналогов в мире. Сегодня к таким технологиям в мире проявляется большой интерес.

Я рассчитываю, что при удачных испытаниях и завершении этой работы – это будет серьезный экспортный потенциал.

Владимир Путин: Хорошо.

Будем исходить из того, что это у нас остается одним из приоритетных направлений нашей работы.

Сергей Шматко: Да, это один из приоритетов в электроэнергетике. Эта работа на самом деле важна также с точки зрения выполнения наших международных обязательств по сокращению выбросов парникового газа.

Владимир Путин: Это важно, но еще важнее наше собственное энергетическое будущее.

Поэтому прошу этому уделять повышенное внимание.

Эльвира Сахипзадовна {обращаясь к Набиуллиной}, Вы провели Совет по внешнеэкономической деятельности. И у нас намечается встреча с белорусскими коллегами, как идет работа? Какие результаты по первому вопросу, и что намечается по второму?

Эльвира Набиуллина: 23 января мы провели Совет по внешнеэкономической деятельности. Такой Совет у нас функционирует при министерстве, и в него входят руководители объединения предпринимателей, РСПП, Торгово-промышленной палаты, «ОПОРЫ», «Деловой России», крупнейших компаний – лидеров в своих отраслях. Мы обсудили результаты действий Правительства в последние месяцы по внешнеэкономической деятельности, в том числе в области таможенно-тарифного регулирования. Многие решения в области изменения таможенных пошлин у нас были приняты по предложениям наших предприятий с тем, чтобы в условиях кризиса защитить в том числе наши рынки.

И надо сказать, что с конца ноября у нас было принято 28 постановлений по изменению таможенных пошлин, еще 6 находятся на стадии подготовки. Для сравнения: в 2007 году мы за весь год приняли 40 постановлений. То есть в этот период мы достаточно активно меняли таможенные пошлины. Это касалось и комбайнов, и автомобилей, и широкого перечня продукции по металлургии, и продовольственных товаров, и в области авиаперевозок, и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Конечно – и предпринимателями это было отмечено, – параллельно с этой работой наша промышленность получила и дополнительную защиту в связи с изменениями валютного курса. То есть это достаточно положительно сказывается на тех предприятиях, которые занимаются экспортом продукции.

Мы также обсудили меры, которые находятся в стадии проработки. Сейчас у нас по предложению министерств и ведомств в стадии проработки находятся предложения по изменению таможенных пошлин на 300 товарных позиций. Также предприниматели обращаются с просьбами увеличить масштабы поддержки экспорта. У нас в Минпромторге действует программа по поддержке экспорта промышленной продукции. Мы увеличили суммы в этом году. Эта программа очень востребована, и предприниматели отмечают, что средств, даже увеличенных, будет достаточно на 4-6 месяцев. И нам надо посмотреть, можем ли мы увеличить поддержку экспорта промышленной продукции. Речь идет прежде всего о продукции несырьевого характера, то есть это те предприятия, которые даже в условиях сокращения спроса на мировых рынках находят новые ниши по росту экспорта.

Вместе с бизнесом мы также разрабатываем единую информационную систему по внешнеэкономической деятельности, с тем чтобы российские и зарубежные предприниматели могли пользоваться полной информацией.

Также обсуждались вопросы по возможности государственно-частного партнерства и создания новых высокотехнологичных кластеров, в том числе с приобретением недостающих высокотехнологичных активов за рубежом. То есть это бизнес очень беспокоит, и мы договорились подробные предложения конкретно в ближайшее время рассмотреть.

По Белоруссии. Завтра, в соответствии с Вашим поручением, мы проводим совместную коллегию Минэкономразвития России и Минэкономики Белоруссии в Минске, будем обсуждать два основных вопроса.

Первый вопрос – это сценарные условия развития экономики России и Белоруссии в 2009 году и на период до 2011 года, с учетом взаимозависимости наших экономик. Напомню, что доля России в товарообороте Белоруссии почти 50% (47,5%), доля Белоруссии в товарообороте России значительно меньше – чуть меньше 5 процентов. Но экономика Белоруссии действительно во многом зависит от России. Многие российские предприятия связаны с белорусскими производственными связями, технологическими цепочками.

Также будет рассмотрен проект совместного плана действий по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса и совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Этот проект плана предлагается рассмотреть и одобрить и подготовить его к внесению на заседание Совмина Союзного государства, которое состоится в ближайшие дни. Этот план включает меры как краткосрочного, так и долгосрочного характера в сферах финансов и реального сектора. Мы надеемся его завтра обсудить с коллегами и одобрить.

Владимир Путин: Хорошо. Вы упомянули сейчас о положительном влиянии изменения курса рубля на деятельность экспортно-ориентированных предприятий.

Накануне я был на одном из таких предприятий «Акрон», которое производит минеральные удобрения. Действительно, упомянули об этом как об очень важном факторе сохранения уровня производства. Это все-таки достаточно большая отрасль. На одном только этом предприятии работают 5 тыс. человек, в другой области России – еще 5 тыс. человек. Для них, конечно, очень важно. Так же как и важно это для сельского хозяйства.

В связи с этим они, так же как и некоторые представители других отраслей, поставили вопрос о необходимости снижения экспортной таможенной пошлины. Я просил его оперативно проработать. Игорь Иванович {обращаясь к Сечину}, проработали?

Игорь Сечин: Владимир Владимирович, по Вашему поручению проработали этот вопрос. Документ находится в Аппарате Правительства. Надеемся, что доложим Вам сегодня.

В целом в январе-феврале 2008 года в нашей стране было произведено чуть больше 3 млн. тонн минеральных удобрений. Внутренние цены в натуральном выражении на азотные удобрения примерно 6,5 тыс. рублей, карбамид – 8,5 тыс., фосфорсодержащие – 12 тыс., многокомпонентные – в районе 9 тыс. рублей. При этом мировые цены в долларах США выражались по аммиачной селитре в 300 долларов, карбамид – 300 долларов, аммофос – 720, по многокомпонентным – 540.

Владимир Путин: Понятно.

Вопрос об отмене пошлины проработали или нет?

Игорь Сечин: Проработали.

Владимир Путин: Ну и что? Все согласны? Эльвира Сахипзадовна, есть у Вас замечания? У Министерства экономического развития замечания есть?

Эльвира Набиуллина: Нет. Мы поддержали снижение пошлин, обнуление пошлин на азотные удобрения и на комплексные удобрения.

Владимир Путин: У Министерства сельского хозяйства есть какие-то замечания?

Алексей Гордеев: Нет. Мы согласовали этот проект.

Владимир Путин: Вы не видите здесь опасности для нашего сельского хозяйства?

Алексей Гордеев: Нет. Мы не видим с учетом того, что остается пошлина для сырья – с тем, чтобы стимулировать все-таки переработку сырья в России, получать здесь добавленную стоимость. Поэтому нам кажется, что это сбалансированное решение, и мы его поддержали.

Владимир Путин: Хорошо. Министерство финансов согласовало?

Алексей Кудрин: Министерство финансов данный вопрос не согласовывало, но мы готовы рассмотреть.

Владимир Путин: Как быстро?

Алексей Кудрин: Мы сегодня готовы рассмотреть.

Владимир Путин: Хорошо. Тогда давайте сегодня рассмотрим и сегодня примем это решение. Договорились. Спасибо.

Хотел спросить Татьяну Алексеевну {обращаясь к Голиковой}, как идет работа по использованию материнского капитала для целей погашения ипотечных кредитов.

Татьяна Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Президиума!

Я напомню, что в конце 2008 года мы приняли два изменения в законы: в Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и в Закон «О федеральном бюджете».

Первый разрешил использовать средства материнского семейного капитала на цели погашения ипотечных кредитов, как взятых ранее, так и тех, которые будут взяты до 31 декабря 2010 года.

Одновременно будет сделан оценочный расчет – который вошел в состав поправок к закону о бюджете – что потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей, и на эти цели должно быть потрачено ориентировочно 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

По выходу этих законопроектов были практически следом приняты соответствующие решения Правительства, разрешающие эту процедуру осуществлять, и в первые рабочие недели 2009 года отделениями Пенсионного фонда было принято 1134 заявления на общую сумму 307,1 млн. рублей. Но следует отметить, что в эти же сроки устно или очно в отделения Пенсионного фонда обратилось 49993 гражданина за разъяснениями о том, как можно воспользоваться средствами материнского семейного капитала на эти цели.

Соответствующее разъяснение дают отделения Пенсионного фонда. Они и информационно, и посредством объявлений в отделениях Пенсионного фонда информируют граждан о том, какие необходимы документы для того, чтобы эту процедуру осуществить.

Мы рассчитываем, что тенденция будет увеличена, потому что в первые недели требуется, во-первых, разъяснительная работа, во-вторых, банки на выдачу необходимых документов по заверке кредитных договоров и т.д. используют порядка 10 дней. Поэтому мы рассчитываем, еще раз хочу подчеркнуть, на то, что эта работа будет в последующие месяцы существенно усилена.

Хочу сказать, что после принятия заявления, согласно нормативным документам, в течение месяца Пенсионный фонд рассматривает все документы, в течение двух месяцев перечисляются соответствующие средства для расчетов по ипотечным кредитам и процентам по ипотечным кредитам.

Владимир Путин: Нужно через средства массовой информации, действительно, разъяснить людям их возможности и права по использованию материнского капитала, чтобы граждане понимали, как это функционирует, в какие сроки это можно сделать, что для этого нужно предпринять.

Давайте перейдем непосредственно к сегодняшней повестке дня.

Сегодня нам предстоит рассмотреть ряд практических вопросов, связанных с антикризисными мерами.

И прежде всего речь пойдет о поддержке сельского хозяйства и малого бизнеса. Сегодня мы должны будем оформить те решения, которые ранее уже были приняты.

Имею в виду выделение 45 млрд. рублей «Россельхозбанку», что позволит ему завершить реализацию проектов по строительству животноводческих комплексов в рамках приоритетного проекта «Развитие АПК» (по оценке Минсельхоза, нужно будет завершить проекты по 360 животноводческим комплексам, отмечу, что это средние и крупные предприятия, деятельность которых существенным образом должна будет отразиться на всем секторе и на снабжении граждан страны продуктами сельского хозяйства), а также позволит продолжить закупочные интервенции для стабилизации цен на зерно.

Увеличивается также, как и договорились ранее, капитал «Росагролизинга» на 25 млрд. рублей. Большая часть этих средств, как мы и говорили, должна пойти на приобретение сельхозтехники и автомобильной техники, то есть формирование дополнительного спроса на отечественную продукцию. Кроме этого, речь идет и о закупках племенного скота, оборудования для перерабатывающей промышленности.

Один из серьезных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса – это трудности с подключением к электроэнергии, к электросетям, высокая стоимость этих услуг.

Предлагается ввести максимальную планку, ограничить ее 550 рублями за присоединение небольших объектов мощностью до 15 киловатт. Кроме того, в случае подключения объектов мощностью от 15 до 100 киловатт, можно будет получить рассрочку сроком на 3 года.

Я поручаю ФАС, другим контролирующим структурам внимательно отслеживать соблюдение принимаемых сегодня решений, жестко пресекать любые попытки злоупотребления монопольным положением со стороны владельцев электросетей.

В этой связи отмечу, что сегодня мы также обсудим законопроект об изменении порядка привлечения к уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. У нас оно является гораздо более либеральным, чем во многих развитых экономиках мира.

Принятие нового закона предполагает наказание для тех, кто использует запрещенные методы и, по сути, залезает в карманы к потребителям, к гражданам. Привлечение таких людей к уголовной ответственности должно стать неотвратимым.

Выделю еще один пункт в повестке нашего заседания – это проект закона о совершенствовании налогообложения товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, других компаний, управляющих жилым фондом. Речь идет об освобождения от налога на добавленную стоимость услуг ЖКХ, которые управляющие компании предоставляют жителям многоквартирных домов. Тем самым будет устранен серьезный пробел в налоговом праве, препятствующий становлению современных управляющих структур в сфере ЖКХ.

Соответствующие решения Высшего Арбитражного Суда еще ранее были приняты. Нам нужно привести все в соответствие.

Добавляю, что гражданам законопроект гарантирует право выбора: либо самостоятельно иметь дело с организациями, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, либо поручить эту работу управляющим компаниям, которые должны проследить за качеством предоставляемых услуг, проконтролировать обоснованность тарифов. Разумеется, какой способ получения услуг ЖКХ является наиболее удобным, в каждом конкретном случае будут решать сами граждане.

Давайте перейдем к повестке дня.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати