прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
27 февраля 2009 | Архив

Владимир Путин: мы утвердили правила выделения субсидий на развитие инфраструктуры в регионах

Председатель правительства РФ провел заседание кабинета, посвященное решению оперативных вопросов.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте сначала обменяемся, как и заведено, информацией по оперативным вопросам. Попросил бы начать Игоря Ивановича Сечина, он был в командировках в Китайской Народной Республике и в Республике Корея, а также в одном из регионов в Тюмени – там тоже решал ряд важных вопросов. Пожалуйста, расскажите поподробнее.

И.И.Сечин: Докладываю. По Вашему поручению посетил юг Тюменской области, где в Уватском районе компанией ТНК-BP проводятся работы на 21 месторождении. При этом 16 месторождений открыты в период с 2004 по 2008 годы. Это малые и средние месторождения, и их эксплуатация на более раннем этапе не представлялась возможной из-за отсутствия соответствующих технологий и инвестиций.

В настоящее время компанией построено 264 километра магистрального трубопровода, станции приема товарной нефти, перекачки, что позволило построить межпромысловую инфраструктуру и создать условия для разработки этого месторождения, то есть комплекса месторождений. По сути, можно говорить об открытии новой нефтегазовой провинции на юге Тюменской области.

В.В.Путин: Это всегда считалось трудными месторождениями?

И.И.Сечин: Да, раньше не представлялось возможным обеспечить сбалансированную добычу на этих месторождениях. Они разбросаны по территории разработки в 26 тысяч квадратных километров.

В.В.Путин: Компания применила там какие-то современные способы добычи?

И.И.Сечин: Да, в том числе с участием технологий, которые привнесены British Petroleum. Прежде всего, речь идет о поддержании баланса месторождений. В результате получилось очень хорошее месторождение. Провинция с геологическими запасами свыше миллиарда тонн жидких углеводородов. На этом этапе, по мнению специалистов, будет извлекаться в районе 200 млн тонн нефти.

В.В.Путин: И сколько в этот проект они вкладывают?

И.И.Сечин: Он еще до конца не реализован. Компанией уже вложено в развитие этого комплекса на юге Тюменской области где-то порядка 6 млрд долларов.

В.В.Путин: Хорошо, а в Китае и Южной Корее?

И.И.Сечин: После Тюмени по Вашему поручению я посетил Пекин, где состоялся третий раунд энергодиалога в рамках Межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в развитие октябрьских мероприятий, которые прошли под Вашим руководством здесь в Москве.

Мы проводили работу по уточнению и продвижению нашего соглашения, меморандума о развитии сотрудничества в нефтяной отрасли. В результате проведенных переговоров удалось подписать контракты на поставку нефти в Китайскую Народную Республику, строительство транспортной инфраструктуры и привлечение для обеспечения этой работы кредитов от китайской стороны. Общий объем кредитования достигает 25 миллиардов долларов на 20 лет. На этот же период рассчитаны и поставки углеводородов. Наша задача на этом этапе – досогласовать межправсоглашение и до конца марта доложить Вам о реализации этого проекта.

В.В.Путин: Речь идет о привлечении кредитов хозяйствующими субъектами под реализацию конкретных программ?

И.И.Сечин: Именно так, Владимир Владимирович. Эти кредиты будут привлечены компаниями «Роснефть» и «Транснефть» для реализации поставки нефти и строительства трубопроводов, обеспечивающих эти поставки.

В.В.Путин: Объем кредитования 25 млрд долларов, да?

И.И.Сечин: Общий объем кредита – 25 млрд долларов. При этом формула цены для поставки нефти рыночная. Ставки наши компании тоже устраивают.

В.В.Путин: Хорошо. А Корея?

И.И.Сечин: В ходе пребывания в Южной Корее по Вашему поручению проинформировал корейскую сторону о замене оператора по проекту геологоразведки на шельфе западной Камчатки – это компания «Газпром». «Газпром» установил контакт с партнером с корейской стороны – это «Корейская национальная нефтяная компания».

В ходе пребывания компанией «Совкомфлот» был принят новый танкер ледового класса мощностью 70 тысяч тонн. Это уникальный корабль, третий в серии, заказанный под наши проекты для транспортировки нефти с северных месторождений Ненецкого автономного округа до Мурманска, где будет проходить накапливание. Танкер уникальный, это электроход. Мощность силовой установки – 20 мегаватт, имеет две рубки, что позволяет обеспечивать движение танкера как носом, так и кормой, способен преодолевать ледовую обстановку до полутора метров толщиной.

В.В.Путин: На наших предприятиях уже начинают строить такие же суда. Нужно постепенно переносить объемы заказов на российские предприятия.

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, использовали эту ситуацию. Президент Объединенной судостроительной корпорации был там вместе с нами и подписал меморандум о сотрудничестве с верфями, и это очень хорошее направление для сотрудничества. Кроме того, ФГУП «Российские технологии» обсудило возможности создания совместных предприятий с «Хендай Хеви Индастриз» – предусматривается возможность организации на базе Ярославского тракторного завода нового тяжелого двигателя, который будет использовать газ как моторное топливо. Это очень перспективная программа. У нас, как известно, ряд регионов имеет очень хорошие возможности по развитию газовых программ, а мы, вместе с тем, вынуждены завозить туда жидкое топливо.

Кроме того, речь шла также о создании на базе Новосибирского завода «Сельхозмашиностроение» проекта по совместному с южнокорейской стороной производству тяжелой дорожно-строительной техники, а с компанией «Самсунг Электроникс» – новых средств связи.

Кроме того, «Интер РАО ЕС» договорилась с ведущей южнокорейской энергетической компанией КЕПКО о сотрудничестве в электроэнергетике. Наши угольщики представленные корпорацией «Мечел», договорились по поставкам до 300 тыс. тонн коксующего угля в интересах южнокорейских металлургических компаний.

В.В.Путин: Хорошо. Горняков тоже, конечно, поддержат эти заказы. Спасибо.

У нас созданы две правительственные комиссии по поддержке стратегических предприятий. Стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса курируются непосредственно Министерством финансов. Как идет работа в этих комиссиях, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину)?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в результате работы межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса рассмотрено положение 68 предприятий. Совместно с банками приняли решение о выдаче кредитов на сумму 56 млрд рублей этим предприятиям.

В.В.Путин: 56 млрд?

А.Л.Кудрин: 56 млрд кредитов по всем рассмотренным предприятиям. Банками это согласовано и уже выполняется.

В.В.Путин: Секундочку, Алексей Леонидович, какие банки принимают участие в этой работе?

А.Л.Кудрин: Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк. Иногда подключаются другие банки, где эти предприятия держат средства. С помощью этих ведущих банков обеспечиваются кредитные линии. По 4 предприятиям принято решение о докапитализации этих предприятий на сумму 30 млрд рублей. По 22 предприятиям из этого числа определены механизмы субсидирования процентных ставок. Общая сумма по этим кредитам – 6 млрд рублей субсидирования кредитов. По 6 предприятиям необходима государственная гарантия. Такие решения приняты – на сумму 12 млрд рублей гарантии оформляются. В результате этих мероприятий по 68 предприятиям ситуация стабилизирована, и работа этой межведомственной группы продолжается.

В.В.Путин: Вы упомянули об одном инструменте – докапитализации. Какой механизм докапитализации там применяется?

А.Л.Кудрин: Как правило, это предприятия с уже государственной собственностью – это оборонные предприятия. В данной ситуации здесь докапитализация происходит путем дополнительной эмиссии и прямого вхождения государства в капитал.

А.Л.Кудрин: Одно из этих предприятий – МиГ, другое – МНП им. Чернышева, третье – ГКМПЦ им.Хруничева, КАПО им.Горбунова. Вот такие предприятия.

В.В.Путин: Спасибо. Я прошу продолжить работу самым внимательным образом.

Игорь Олегович, (обращаясь к И.О.Щеголеву) у нас некоторое время назад принималось решение о развитии технопарков в сфере высоких технологий. Как работа идет?

И.О.Щеголев: Совершенно верно. Это программа, которая продолжается уже три года. Она была задумана как совместный проект Федерации и регионов. Предполагалось, что на условиях софинансирования будут создаваться такие площадки, которые позволят сконцентрировать интеллектуальный и организационный ресурс. Мы считаем, что в настоящее время это может стать хорошим источником дополнительных рабочих мест.

Как показывает наше взаимодействие с иностранными партнерами, они сохраняют заинтересованность во вкладывании туда средств и, в том числе, в трансфере собственных технологий. Мы в настоящее время проводим аудит, как ведется эта работа. Уровень в различных регионах самый разный. Через год программа заканчивается. Однако по итогам мы подготовим свои рекомендации – как в настоящее время лучше концентрировать ресурсы, избавляться от излишеств. Считаем, что программа очень полезная и нужно будет ее продолжать.

В.В.Путин: Сколько денег там выделяется?

И.О.Щеголев: Порядка 3 млрд в год. То есть помощь федерального бюджета регионам по созданию таких технопарков исчисляется сотнями миллионов.

В.В.Путин: С учетом корректировок бюджета, направление сохраняется?

И.О.Щеголев: Да, по тем регионам, где работы уже начаты и ведутся, направление сохраняется.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

В субботу, Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), как мы и договаривались, открываем прямую паромную переправу между нашим портом «Кавказ» и Варной в Болгарии. Давно об этом говорили и 28-го должны открыть эту паромную переправу. Готовы к этому?

И.Е.Левитин: Хочу сказать, что это программа – «Черноморское кольцо», по которому Российская Федерация будет иметь прямое морское и железнодорожное сообщение с причерноморскими странами.

У нас уже есть такое сообщение с Украиной, с Грузией. Сейчас будет с Болгарией, и в марте мы подписываем соглашение с Турцией. Таким образом, мы будем иметь прямые выходы на эти государства. Это снимет значительную часть грузов с автомобильных дорог, потому что сейчас перевозки в эти государства идут через 2-3 страны, и все процедуры проходят очень сложно.

В.В.Путин: Верблюдов не могут довезти.

И.Е.Левитин: Хочу также сказать, что эта линия будет обеспечивать на первом этапе примерно 150 тыс. тонн, дальнейший выход – на 500 тыс. тонн. Это согласовано с болгарской стороной дополнительно. Мы получаем на этой линии еще рабочие места, потому что в ее обслуживании будет задействовано примерно 150 человек. Сейчас идет первый груз, топливо для Болгарии.

В.В.Путин: Причальные стенки сделали?

И.Е.Левитин: Да, болгарская сторона подтвердила нам, что они готовы принимать этот паром. Третьего числа этот паром, как мы планируем, придет в Варну.

В.В.Путин: А 28-го он уходит в Варну?

И.Е.Левитин: Да.

В.В.Путин: А сам паром что из себя представляет?

И.Е.Левитин: Частная компания модернизировала железнодорожный паром на 45 железнодорожных вагонов. Такие же паромы ходят у нас в другие страны. После подписания в марте с Турцией соглашения у нас появится возможность сделать «черноморское кольцо» с такими же дорожными паромами – такое соглашение Россия подписала со всеми странами Черноморья.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Несколько дней назад я подписал ряд постановлений Правительства, ранее проработанных и принятых. Одно из них устанавливает правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. Пожалуйста, Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), прокомментируйте.

А.А.Фурсенко: В соответствии с законом порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, школьных стандартов утверждается Правительством. Постановление устанавливает эти правила. В соответствии с ним в течение следующей недели будет создан совет по федеральным государственным стандартам общего образования.

В.В.Путин: Что за совет?

А.А.Фурсенко: Это совет, в который войдут эксперты, ученые, обязательно представители учителей, представители тех, кто разрабатывал эти стандарты, Российской академии образования. Одновременно будет утвержден порядок и форма экспертизы и определены организации независимой экспертизы. В течение недели мы это утвердим.

Уже сейчас есть проекты различных образовательных стандартов, и эти проекты должны сначала пройти экспертизу, пройти общественное обсуждение. Часть этих проектов уже сейчас находится в Интернете в свободном доступе и достаточно активно обсуждается. И только после того, как будут получены экспертные заключения и будут проведены общественные слушания, они будут вынесены на совет и будут утверждены или отвергнуты, если экспертиза будет негативной, с тем чтобы, в соответствии с Вашими поручениями и поручениями Президента, с 1 сентября новые образовательные стандарты начали постепенно вводиться в школах.

В.В.Путин: Хорошо. Мы утвердили также правила выделения субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), пожалуйста.

В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, в этом году мы планируем направить в регионы порядка 10 млрд рублей субсидий. Определено, что это будут 65 регионов, где эти субсидии будут адресно распределены. Мы посмотрели, что по прошлому году эффективность использования этих субсидий достаточно высокая. То есть в 2008 году мы финансировали порядка 400 объектов, и завершили строительство 270 из них. Это объекты социальной инфраструктуры – порядка 40%, и инженерная инфраструктура – порядка 60%.

Почему мы говорим, что это адресные субсидии? По итогам прошлого года мы провели анализ. Вчера на президиуме Совета по нацпроектам прозвучало, что мы не следим за тем, какие объекты социальные, по каким не завершено строительство. Мы в прошлом году завершили такую работу, определили, что примерно по 1000 объектам, где хоть как-то участвовали федеральные средства, не завершено строительство. За счет этих субсидий мы финансируем только эти объекты.

В этом году мы профинансируем порядка 300 объектов и полагаем, что будет завершено строительство порядка 250 объектов.

30% этих субсидий – это резерв, то есть в зависимости от того, как будет складываться ситуация, они будут направлены в те субъекты, где будет высокая напряженность на рынке труда. Мы предполагаем, что за счет этих субсидий будет создано порядка 40 тысяч рабочих мест, с учетом того, что мы ввели положение об общественных работах, то есть на благоустройстве.

Поэтому считаем, что сегодня эти субсидии сработают в субъектах достаточно эффективно.

В.В.Путин: Хорошо. Принято также решение о возмещении затрат сельхозпроизводителям на уплату процентов по полученным инвестиционным кредитам. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), пожалуйста.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, поступает информация из регионов, что Правительство, как в прошлом году, так и в этом году, оперативно реагирует на те проблемы, которые возникают в агропромышленном комплексе, и принимает своевременные решения.

Таким своевременным решением является принятое Постановление Правительства о выделении из бюджета 17 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленного комплекса, что сегодня крайне своевременно с учетом того, что начинаются весенне-полевые работы. На юге они уже начались.

Это хороший, положительный сигнал для агробизнеса. С учетом того, что некоторые ставки и кредитные ресурсы дорожают, выделенные средства позволят селянам своевременно уплачивать проценты за полученные кредиты.

Надо сказать, что по среднесрочным и «длинным» инвестиционным кредитам от двух до десяти лет выделяется 12 миллиардов 100 миллионов рублей. По краткосрочным кредитам до одного года выделяется 4,9 миллиарда рублей. Ранее было объявлено решение об увеличении объема субсидирования до 80% от ставки рефинансирования банка «Россия». По животноводству этот показатель установлен в размере 100%. Таким образом, принятые Правительством решения – это гарантия сохранения темпов развития агропромышленного комплекса и достижения еще более высоких результатов, чем были достигнуты в прошлом году. Это позволит нам выполнить госпрограмму 2009 года, обеспечить импортозамещение по мясу и молоку и увеличить в текущем году производство продукции сельского хозяйства как минимум на 4%.

В.В.Путин: Хорошо. В целом с банками проработали вопрос о кредитовании весенних полевых работ?

В.А.Зубков: Да, Владимир Владимирович, со всеми банками проработаны объемы фондирования. Даже больше того, если первоначально этот объем был определен в сумме 866 миллиардов рублей, то на сегодняшний день банки подтвердили кредитование агропромышленного комплекса в объеме 904 миллиардов рублей. Мы считаем, что это реальные объемы, и все банки, которые в этом участвуют, еще раз подписались под этими цифрами.

В.В.Путин: Хорошо. Прошу Вас внимательно следить за тем, как идет работа.

В.А.Зубков: Спасибо.

В.В.Путин: Общественные, прежде всего, экологические организации неоднократно поднимали вопрос о запрещении охоты на детенышей гренландского тюленя – белька. Я просил Министерство проработать этот вопрос. Пожалуйста, Юрий Петрович.

Ю.П.Трутнев: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович, Ваше поручение выполнено. Вчера опубликованы правила рыболовства для северных районов, в которых охота на белька на всей акватории Белого моря запрещена. Также на Баренцевом море квот на этот год не выделено. Соответственно мы сейчас с Росрыболовством готовим предложения о запрете охоты на более высокую возрастную группу, до 1 года – они называются серки.

В.В.Путин: Хорошо. Это такой кровавый промысел. Ясно, что его давно уже нужно было запретить. Вместе с тем это было одно из средств существования тех людей, которые живут в этом регионе. Поэтому запретить недостаточно, нужно разработать систему мер поддержки людей, которые там работают и живут, с тем чтобы обеспечить выпадающие из их бюджетов доходы для нормальной жизнедеятельности и содержания их семей. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), я Вам поручал это сделать, Вы проработали этот вопрос?

В.А.Зубков: Да, Владимир Владимирович, Росрыболовством разработана и представлена в Правительство программа занятости поморов на ближайшие три года. В нее входит и то, что Вы сказали о прекращении акции по уничтожению детенышей тюленей. Поэтому эта программа оценивается в размере 48 млн рублей на 3 года, в этом году – порядка 15 млн рублей. Проработаны вопросы занятости людей, и эта программа будет рассмотрена и решена.

В.В.Путин: Спасибо, Виктор Алексеевич. С Минфином говорили на этот счет? Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л. Кудрину)?

А.Л.Кудрин: Да, нам предложения показывали. Мы продолжаем работать, но еще не завершили.

В.В.Путин: Проработайте, чтобы программу эту принять. Спасибо, давайте перейдем непосредственно к повестке дня.

Последнее время, практически еженедельно, мы принимаем решения, направленные на повышение качества и эффективности нашей рыночной инфраструктуры, на создание благоприятной и привлекательной деловой среды.

Нужно сказать, что за последние годы в этом отношении в России сделано немало. По темпам улучшения деловой конкурентной среды мы вошли в десятку экономик мира, которые улучшают ситуацию. Вместе с тем, по оценке международных экспертов, сама среда у нас еще далеко не отвечает самым передовым и самым лучшим стандартам. Здесь еще многое нужно сделать, здесь мы далеко еще не в лидерах.

Сегодня мы рассмотрим Программу развития конкуренции. Напомню: Правительством уже внесен в Государственную Думу пакет законопроектов по совершенствованию антимонопольного законодательства. Его принятие должно вооружить Федеральную антимонопольную службу более действенными инструментами пресечения запрещенных методов ведения бизнеса и злоупотреблений монопольным положением на рынке, но при этом освободит предпринимателей от избыточного контроля.

Однако далеко не всегда ограничение конкуренции происходит из-за недобросовестных действий хозяйствующих субъектов. Во многих случаях монополизм является следствием неразвитости рыночных отношений либо неэффективного государственного регулирования. И здесь бессмысленно что-либо запрещать или кого-либо наказывать – результат от таких действий будет минимальный.

Нужно устранять сами причины, способствующие появлению монополий на рынках конкретных товаров и услуг, и Программа развития конкуренции нацелена на решение именно таких структурных вопросов.

Еще один шаг, связанный с развитием рыночной инфраструктуры, – это принятие законопроекта о налогообложении финансовых инструментов. Он снимает ряд серьезных барьеров для развития биржевой торговли ключевыми, традиционными товарами российского экспорта. Прежде всего, речь идет, конечно, о нефти и нефтепродуктах, да и о газе тоже.

В частности, при осуществлении сделок с биржевыми товарами НДС будет взиматься только один раз – в момент реальной поставки товара.

Каких результатов мы ждем от развития отечественных биржевых площадок? Во-первых, сформируются механизмы более прозрачного и стабильного ценообразования на нефть и нефтепродукты. И, во-вторых, расширится сфера использования рубля в торговле традиционными товарами российского экспорта.

Просил бы так же оперативно проработать и другие решения, связанные с повышением привлекательности наших биржевых площадок, в том числе те, которые мы недавно обсуждали на совещании с нефтяниками в Киришах, в Ленинградской области.

Следующий вопрос нашей повестки – проект Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах».

К сожалению, на протяжении десятилетий этой проблеме уделялось недостаточное внимание, а реальная угроза землетрясений явно недооценивалась.

Тысячи объектов в сейсмоопасных зонах были построены исходя из ошибочных, недопустимо низких норм безопасности. Чем это оборачивается, все мы помним по трагической судьбе жителей сахалинского города Нефтегорск.

С этим «наследством» нужно предметно разбираться, вкладывать значительные средства в предотвращение угрозы для жизни и здоровья людей, в повышение устойчивости ключевых объектов инфраструктуры.

Конечно, финансирование соответствующих мероприятий в первую очередь должно осуществляться региональными и муниципальными органами власти, поскольку именно в их собственности находится бóльшая часть зданий, требующих сейсмоусиления.

Но очевидно, что самостоятельно, без привлечения помощи из федерального бюджета на местах эту проблему не решить. Она слишком масштабная и дорогостоящая. Да и создавалась, как я уже сказал в начале, десятилетиями. И за один год здесь, конечно, ничего не сделать. Но двигаться по этому направлению нужно.

Проект ФЦП предусматривает, что уже в 2009 году около 6 млрд рублей федеральных средств будет направлено на финансирование неотложных работ по повышению безопасности объектов, расположенных на Камчатке, Сахалине и на Курильских островах. При этом хотел бы отметить, что нам необходимо не только заниматься реконструкцией старых зданий, но все бóльшее внимание уделять строительству нового жилья и объектов социальной инфраструктуры, отвечающих современным требованиям сейсмичности и комфортности.

Завершая свое вступительное слово, хотел бы отметить еще один пункт сегодняшней повестки дня – это законопроект о ратификации соглашения с Литовской Республикой по вопросам обеспечения судоходства в Куршском заливе и на реке Неман.

В соответствии с ним, российские суда получат право свободного плавания по внутренним водам Литвы, а наши литовские соседи – по водным путям в Калининградской области. Это решение полностью соответствует нашим национальным и хозяйственным экономическим интересам.

Считаю также, что позитивные, направленные на решение реальных проблем шаги укрепляют основу нашего сотрудничества, как с отдельными государствами Европы, так и с Европейским Союзом в целом.

Давайте начнем работу.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати