Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
24 марта 2009 | Архив

Дмитрий Медведев: забота о спортивных школах должна стать приоритетным проектом, заботой субъектов Федерации

Президент провел заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. Обсуждались вопросы, связанные с подготовкой к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм 2014г. в Сочи, а также ко Всемирной летней универсиаде, которая состоится в Казани в 2013г.

Вступительное слово на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи

Дмитрий Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемые члены Совета!

Сегодня у нас заседание, посвящённое двум крупным темам: подготовке к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи и к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в Казани.

Эти важнейшие для развития нашей страны и, конечно, спорта в нашей стране события пройдут практически одно за другим и потребуют от нас беспрецедентных усилий по объёму прилагаемых нами возможностей и по той ответственности, которая перед всеми нами стоит. Эта работа потребует и высокой скоординированности, чёткости выполнения тех решений, которые уже приняты и которые ещё будут приниматься. Поэтому мы с вами сегодня предельно конкретно, по существу должны обсудить ход подготовки и остановиться на тех текущих задачах, которые на сегодняшний день для проведения этих мероприятий важны.

К сегодняшнему моменту пройден начальный этап олимпийского проекта. В текущем же году мы приступаем к строительству олимпийских объектов, то есть, собственно, к основной работе. В этой связи необходимо завершить в основном все проектные работы, которые велись до сих пор, и обеспечить безусловное соблюдение того графика, который мы с вами для себя установили.

Обращаю внимание также, что, несмотря на то что у оргкомитета «Сочи-2014» сложились по-деловому хорошие отношения с МОКом и Международный олимпийский комитет в целом удовлетворён тем, как идут дела, тем не менее этот вопрос должен находиться под постоянным контролем всех присутствующих, всех лиц, отвечающих за решение этих задач и особенно в сфере финансового обеспечения и использования средств, выделяемых на цели проведения Олимпиады.

И ещё одна тема, которая всех сегодня волнует. Мы наладили работу, она идёт. Тем не менее очень много согласований, многие вещи, которые приходится, что называется, делать «в поле», вязнут в бюрократических проблемах. Инстанции, которые отвечают за процесс, находятся в постоянных переговорах друг с другом, но нормальная работа пока ещё не налажена, имею в виду и отношения между различными ведомствами, и с «Олимпстроем», и отношения с оргкомитетом – всё это нужно собрать воедино. Для этого у нас есть вице-премьер, который отвечает за этот процесс.

Надо быстро готовить документы, которые требуются для проведения уже не проектных работ, а начала строительства, имею в виду и технические регламенты, согласовать те процедуры, которые до сих пор не согласованы, потому что в этом наша прямая ответственность.

В том, что касается Универсиады, нам ещё предстоит обеспечить строительство спортивных объектов, строительство деревни Универсиады и определить механизмы их финансирования, включая финансирование дирекции.

Далее. Нам нужно окончательно урегулировать ряд вопросов, связанных с развитием Сочи. Какие это вопросы? Во-первых, нам следует актуализировать и в случае необходимости (хотя нормативная база свежая, новая) внести, может быть, изменения в действующее законодательство в части, касающейся системы управления и строительства инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи. Необходимо также закрепить за Минрегионом полномочия координирующего органа, которые это ведомство в настоящий момент уже фактически исполняет. Отмечу также, что аналогичные проблемы стоят и перед организаторами Универсиады. Все эти вопросы Правительство должно оперативно решить.

Важно завершить урегулирование вопросов, связанных с предоставлением земельных участков под олимпийское строительство, и вопросов, связанных с переселением граждан. Причём необходимо разобраться с каждой переселяемой семьёй. Это вопрос, во-первых, очень существенный, а, во-вторых, он не может решаться абстрактно. Это взаимоотношения с каждой конкретной семьей, с теми людьми, которые живут на соответствующих земельных участках. Естественно, что должны быть учтены все права, которые для таких семей, для таких граждан установлены действующим законодательством, которое мы с вами разработали и приняли.

Сейчас под олимпийские объекты требуемые площади в основном выделены, но для развития Сочи как города (здесь проблем гораздо больше) земель выделено всего где-то около 50 процентов. Это большая серьёзная работа, и эту работу необходимо, вне всякого сомнения, максимально ускорить. У администрации города должна быть возможность сформировать и так называемый маневренный жилищный фонд для предоставления жилья взамен изъятой земли и изъятых домов.

Вторая очень важная задача для Сочи. Помимо строительства олимпийских объектов наша задача – создать в Сочи мощную спортивно-рекреационную структуру для летних и зимних видов спорта, для активного отдыха и оздоровления людей. Мы должны в конечном счёте построить современный, мирового уровня курорт с развитой инфраструктурой, но не менее развитой социальной сферой, которая, кстати сказать, должна отвечать и всем экологическим нормам. И, конечно, это должен быть город, который будет комфортным и для самих сочинцев, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Тем самым мы должны заложить стандарты доступности, которые будут использоваться во всех регионах. Особую важность в этой связи приобретает разработка и реализация комплексной программы «Сочи – гостеприимный город».

Третья задача, о которой хотел бы сказать. Олимпийский проект, как и Универсиада, являются общенациональными проектами, и в успехе этих мероприятий должны быть заинтересованы все субъекты Федерации, а не только те, где, собственно, эти мероприятия проводятся. Считаю, что региональные строительные организации должны принять участие в конкурсах на строительство объектов Олимпиады и Универсиады. И, кстати, также для отечественной строительной индустрии это может быть неплохой поддержкой в период финансового кризиса.

Очевидно, что в нынешних экономических условиях нужны и более энергичные меры по поиску инвесторов. И у оргкомитета уже есть определённые идеи, связанные с привлечением коммерческих партнёров. Их нужно развивать, тем более сейчас не самая простая ситуация. Мы строим перспективные объекты, которые должны быть востребованы и после проведения Олимпиады и, соответственно, Универсиады.

В этом плане заслуживает внимания ещё одна идея – идея создания в Сочи российского международного олимпийского университета. Этот университет призван готовить менеджеров и организаторов крупных спортивных мероприятий, вообще мероприятий такого порядка и для нашей страны, и для других стран.

Другая группа задач, которая стоит перед всеми нами, – это задача подготовки спортсменов. Этапными здесь станут Олимпиады в Ванкувере и Лондоне. И, естественно, что эту подготовку нужно начинать как можно раньше, предоставив нашим спортсменам и полноценную тренировочную базу, включая вновь введённые объекты. Также быстро нужно решать вопросы, связанные с кадровым, научно-методическим, медико-биологическим и антидопинговым обеспечением. Я только что беседовал с нашей сборной по лёгкой атлетике, в общем, здесь есть о чём поговорить.

Едва ли не самая главная цель – использовать спортивные игры в Сочи и в Казани как стимул для модернизации всей системы физкультуры и спорта в нашей стране, особенно среди молодёжи, среди детей и подростков. Понятно, что честь страны будут защищать опытные спортсмены, но, с другой стороны, уже подрастает то поколение, которое будет выходить на состязание Универсиады, а затем и Олимпиады. Сегодня они учатся в школах, в университетах, и у нас есть лишь несколько лет для того, чтобы успеть их подготовить.

Надо наладить также эффективную систему отбора молодых спортсменов. Некоторые из начинающих спортсменов вполне могли бы поехать и в Ванкувер, и в Лондон для приобретения опыта. Это стало бы важным этапом для их подготовки к Олимпиаде в Сочи.

Нужно выстраивать также систему подготовки и воспроизводства спортивных кадров, в которых ключевую роль должны занять детско-юношеские спортивные школы. Только что об этом говорил и с Виталием Мутко [Министр спорта, туризма и молодёжной политики], и с нашими коллегами, которые здесь проводят тренировочные сборы. Такие школы есть во всех регионах, состояние их, мягко говоря, очень посредственное.

Кроме того, как выясняется, они ещё и разделены между различными ведомствами: за часть школ отвечают органы, которые занимаются развитием физкультуры и спорта, а за часть школ (приблизительно половина на половину) отвечают органы образования. И это не способствует укреплению самих детско-юношеских школ в целом. Вообще, забота о таких школах должна стать приоритетным проектом, заботой субъектов Федерации.

Для развития студенческого спорта необходимо укреплять молодёжные общественные организации, такие, например, как Российский спортивный союз. Результаты его деятельности, особенно с учётом последнего нашего выступления на Универсиаде в Китае, где мы очень неплохо выступили, достаточно обнадеживающие.

Думаю, что мы могли бы принять необходимое решение, в том числе и касающееся организационно-правовых форм работы. Кстати, не следует забывать и о тех общественных структурах, которые призваны заниматься развитием военно-технических видов спорта, хотя это не олимпийская тема, но тем не менее.

Одновременно с этим необходимо готовить специалистов, которые будут обеспечивать проведение соревнований в Сочи и в Казани, в том числе через формирование студенческих и иных волонтёрских отрядов, без чего не обходится ни одна Олимпиада, ни одна Универсиада. Это отдельная и, в общем, достаточно серьёзная работа. В таких формах привлечение молодёжи из всех регионов должно произойти уже в текущем году, потому нужно этим заниматься прямо сейчас. Все необходимые решения, в том числе организационные, также необходимо принимать безотлагательно.

Это набор вопросов для рассмотрения на сегодняшнем Совете. Давайте начнём работать.

Заключительное слово на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи

Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги, подведу итоги нашей сегодняшней работы.

Естественно, подготовлен перечень поручений. Значительная часть из этого перечня в том или ином виде озвучена либо мной, либо другими коллегами. Этот перечень показывает текущую стадию нашей подготовки, показывает и основные направления движения. Очевидно, что сделать ещё предстоит очень и очень много. Это задача Правительства, это задача региона, это наша с вами задача как членов соответствующего оргкомитета.

Теперь по некоторым нюансам, которые прозвучали в ходе выступлений. В нескольких выступлениях, и Виталий Леонтьевич Мутко говорил об этом, и Валентин Васильевич Балахничёв, некоторые другие коллеги тоже, говорили о фонде поддержки олимпийцев. Этот инструмент показал свою эффективность в достаточной степени, во всяком случае. И мы рассчитываем его сохранить. Поэтому думаю, что нужно будет в ближайшее время мне как председателю этого фонда встретиться с его учредителями, с его участниками и обсудить механизм работы на ближайшее время, календарь финансирования наших олимпийских надежд и некоторые другие вопросы. Мы, естественно, признательны всем участникам, всем членам этого фонда за осуществление финансовой поддержки.

Теперь в отношении некоторых вопросов, связанных в том числе с Универсиадой, но не только. Действительно, у нас в университетах происходит подготовка по различным спортивным специальностям. Но надо признаться, мы сегодня это обсуждали в ходе моей сегодняшней встречи с нашей сборной по лёгкой атлетике, что законодательство об университетах и вообще законодательство об образовании всё-таки не в такой степени нацеливает на решение этих задач. Думаю, что мы должны посмотреть и наши стандарты, и общее статутное законодательство об университетах, для того чтобы соответствующее профилирование, соответствующая работа в полной степени была отражена в правилах деятельности высших учебных заведений. Только тогда мы сможем получить результат, сходный с тем, который имеет спорт в других странах, в частности, в тех странах, где очень развит университетский спорт.

Ещё одна тема, к которой в той или иной форме возвращались наши коллеги, – это тема волонтёрского движения. Это и вопрос мотивации волонтёров, и вообще, собственно, вопрос создания этого волонтёрского движения. Вы знаете, несмотря на тот опыт, который имеет Москва, который обязательно должен быть использован, и я в этом смысле благодарен тому, что было сказано Юрием Михайловичем Лужковым, всё-таки у нас это почти новое дело. Мы этим в том виде, в котором это существует в других странах, не занимались, а опыт советского волонтёрства периода проведения Олимпиады в Москве уже очень древний и вряд ли может быть в такой степени использован.

Поэтому мы должны максимально внимательно отнестись к этому вопросу, потому что речь идёт действительно о сотнях тысяч человек и для Сочи, и для Казани. И думаю, что в значительной мере работа этих волонтёров также будет связана с общей атмосферой, которая складывается в том или ином городе – и в Сочи, и в Казани, будет связана с атмосферой вокруг Олимпиады или Универсиады. Если мы не сможем создать соответствующие настроения, эти волонтёры просто на работу не выйдут. Это большая политическая работа, и это в конечном счёте вопрос политической стабильности и в ходе проведения выборов, то, о чём только что говорил Председатель Правительства Владимир Путин, и в целом связано с политической ситуацией в стране. Об этом нужно помнить в ходе нашей практической деятельности всем здесь присутствующим.

Есть ряд вопросов, по которым, считаю, должен быть дан отдельный набор поручений. Нужно разбираться с текущими проблемами и с заявочной книгой. Нам нужно по этим вопросам наконец поставить точку, потому что мы не можем постоянно передергивать колоду и говорить сначала так, потом эдак. Мы понимаем, что это будет вызывать раздражение, в том числе и у Международного олимпийского комитета, и у других инстанций.

Ещё одна исключительно важная тема, о которой сегодня говорилось в ходе моей встречи (которая состоялась до проведения нашего Совета) с членами сборной по лёгкой атлетике и говорилось здесь, – это вопрос развития детско-юношеских спортивных школ, очень важный и очень запущенный. Я в своём вступительном слове говорил и ещё раз хотел бы к этому вернуться. Поддерживаю эту идею, которая прозвучала у Владимира Сергеевича Лисина, в отношении первенства среди таких школ. И вообще нам нужно уделять финансированию детско-юношеских спортивных школ самое пристальное внимание, потому что без этого у нашего спорта нет никакого будущего. И здесь не нужно друг друга агитировать, говорить общие слова – это очевидная вещь, только нужно этим заниматься на всех уровнях, в том числе и на федеральном, и на региональном.

И последнее, что хотел бы сказать в порядке обмена соображениями. Действительно, нам предстоит ещё очень многое сделать. От того, насколько мы будем скоординировано работать, от того, насколько будет возможно удалить те бюрократические препятствия, которые так или иначе возникают, будет зависеть и успех выступлений наших спортсменов. Потому что чем длиннее будет цикл подготовки, тем лучше будут результаты. Это банальность, но это именно так.

Уважаемые коллеги, на этом считал бы правильным основную дискуссию завершить, но у нас есть ещё один вопрос – о рабочих органах Совета. Считаю, нам нужно будет соответствующие рабочие органы Совета образовать. Нет возражений? Спасибо.

До встречи.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати
Главное