Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
7 июля 2009 | Архив

Владимир Путин: необходимо обеспечить выполнение нового закона о защите предпринимательства

Премьер провел заседание президиума своего кабинета, на котором рассматривались предварительные итоги реализации закона о защите прав юридических лиц – малого и среднего предпринимательства. Обсуждалось исполнение бюджета, в связи с чем председатель российского правительства потребовал от глав министерств и регионов повысить уровень бюджетной дисциплины. Было заявлено о выделении дополнительных средств для стабилизации банковской системы.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сначала обменяемся оперативной информацией. Алексей Леонидович (обращаясь в А.Л.Кудрину), как идет исполнение бюджета? Мы договаривались о том, что Вы будете предоставлять еженедельные отчеты о финансировании по отраслям.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, как раз есть первые результаты, первые данные по исполнению бюджета за полгода.

Исполнено по расходам 3 трлн 922 млрд или 40% расходной части бюджета на год. Если говорить о темпах исполнения, то это примерно темп, который сохранялся еще в прошлом году. В среднем за первое полугодие объем расходов составлял больше 650 млрд ежемесячно. В некоторые месяцы – больше, в некоторые – меньше. Это больше, чем в среднем за месяц за весь прошлый год. То есть среднемесячно за это полугодие выше среднемесячного за прошлый год.

Это, конечно, связано с тем, что и расходов в этом году больше. Но это неплохой темп. Если говорить о ключевых министерствах, то Министерство транспорта, у которого много контрактов, неплохо провело кампанию по контрактам и выплатило 30% авансов практически по всем контрактам. С учетом российского законодательства, в данном случае оплата работ будет осуществляться уже после приема, поэтому здесь оплата сдвинется ближе к концу года.

Министерство обороны по государственному оборонному заказу контрактную кампанию провела лучше, чем в прошлом году. Еще ее не завершило, предполагает завершить к сентябрю остаток лимитов. Но выполняет, с точки зрения кассового исполнения, даже лучше, чем в прошлом году, и оплатило уже 50%, больше 50% годового объема в виде кассового исполнения.

Есть, конечно, министерства и ведомства, которые отстают. Если говорить сегодня, то 41 главный распорядитель бюджетных средств использовал уже больше 40% бюджетных средств от годового лимита. 37 главных распорядителей – больше 30%. То есть 60% всех бюджетных учреждений уже использовали больше 30% или 40% . Это примерно, как в прошлом году. Но с учетом того, что объем бюджета в этом году будет даже больше, чем в прошлом году, то среднемесячные расходы на второе полугодие должны составить больше 900 млрд рублей ежемесячно.

Конечно, здесь мы должны учитывать сезонный характер. Значительный объем топливных, энергетических ресурсов, тепла оплачивается в зимние месяцы. Оплата инвестиционных контрактов после выплаты авансов оплачивается в конце года.

Вот этот план кассовый у нас сейчас есть, помесячный. Вообще, такой кассовый план ведется с 2002 года. Конечно, министерства сами отклоняются. Он составляется с участием министерств. Но мы готовы еженедельно докладывать по исполнению всех контрактов. И все-таки постараться в этом году обеспечить более равномерное использование средств.

В.В.Путин: Не постараться, а нужно это сделать обязательно. Я обращаюсь ко всем коллегам: повысить уровень дисциплины и обеспечить ритмичное финансирование, не откладывать все на последние месяцы текущего года. А Министерство финансов прошу продолжить этот мониторинг с еженедельным докладом.

Мною подписано постановление об увеличении уставного капитала Внешторгбанка на 180 млрд. рублей. Как предполагается использовать эти средства?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, мы проводим серьезную работу по оценке ситуации в банковской сфере, обеспечению достаточной капитализации банков, чтобы они обеспечивали ритмичное выделение кредитных средств и обслуживание депозитов физических лиц. В рамках разных инструментов капитализации – субординированных кредитов, которые мы выделяем через «Внешэкономбанк» из Фонда национального благосостояния, прямые средства из бюджета, как мы выделяли ВЭБу, «Россельхозбанку».

Сейчас подготовлен и принят в Государственной Думе новый закон о капитализации банков через систему ценных бумаг ОФЗ. Соответствующие изменения в бюджет мы внесем в ближайшее время.

Вот в рамках всех инструментов мера по «Внешторгбанку» – выделение 180 млрд рублей для увеличения капитала – будет способствовать надежности и устойчивости «Внешторгбанка» в условиях увеличивающегося количества задержанных и невозвращенных кредитов. Сейчас величина таких кредитов умеренная, она не вызывает беспокойства.

Вместе с тем мы должны вовремя принимать профилактические меры и обеспечивать стабильную работу банковской системы. В связи с выпуском такого распоряжения Правительства будет в ближайшее время объявлено собрание акционеров «Внешторгбанка», включая частных, и предложена новая эмиссия, в которой Правительство Российской Федерации через Росимущество будет участвовать в размере 180 млрд рублей. Соответственно, другие акционеры имеют право также принять участие в этой эмиссии.

В.В.Путин: Только что был на «Ростсельмаше», смотрел, как реализуются наши антикризисные меры по сельхозмашиностроению. В целом работа идет неплохо, и те меры, которые мы сформулировали, оказались действенными. Удалось и сохранить трудовой коллектив, и обеспечить заказами предприятие.

Но есть и проблемы. В ходе короткой беседы с руководством предприятия и акционерами – они сформулировали ряд предложений и указали на те проблемы, о которых я сказал. Одна из них – трудность с получением государственных гарантий на поддержку экспортной продукции. Мы в бюджете предусмотрели миллиард долларов. По их мнению, получить эти гарантии от государства – практически невозможно. Они указали на то, что это связано с излишней забюрокраченностью принятия решений и с большим сроком оформления необходимых документов.

Я прошу Вас прокомментировать, что там происходит и что, по вашему мнению, нужно сделать дополнительно, чтобы предложенные средства реально работали в экономике.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, выдача гарантий под экспортное кредитование обычно осуществляется в отношении поставок российской продукции в развивающиеся страны, где нужна наша техника и сельхозтехника. Обычно в условиях таких связанных кредитов, которые гарантируются Российской Федерацией, предоставляется контргарантия правительства соответствующей страны – это могут быть страны СНГ и другие страны – или гарантии первоклассного банка.

Обычно компаниям из этих стран очень трудно получить такие гарантии – будь то правительство, будь то первоклассный банк. Россия в свое время, когда пользовалась такими гарантиями, – немецкими (KfW, Hermes), итальянскими (SACE) – обычно предоставляла государственную контргарантию под такие кредиты, потому что обычно идет речь, конечно, о предприятиях, которые требуют дополнительной поддержки.

Вот это является сегодня ключевой проблемой и не позволяет существенно расширить число таких случаев гарантирования. Вместе с тем мы сейчас разрабатываем вместе с «Внешэкономбанком» концепцию создания страхового агентства, которое могло бы более гибко работать в части поддержки в виде гарантий и страховки такого вида кредитов.

Поэтому такая концепция будет подготовлена к осени, и мы постараемся гибко работать по поддержке экспорта из Российской Федерации.

В.В.Путин: Почему к осени? Побыстрее это надо делать. Ускорьте эту работу, сейчас у нас только начало июля.

А.Л.Кудрин: Я думаю, что тогда мы завершим работу над проектом через месяц.

В.В.Путин: Хорошо. Второй вопрос, который был поставлен производителями, – это работа «Агролизинга». В целом они почувствовали поддержку – 5 млрд примерно было выделено. Приобретено значительное количество сельхозтехники: 1272 единицы. Большинство из них уже отгружено потребителям.

Вместе с тем они высказали пожелание, чтобы работа «Агролизинга» была более прогнозируемой, чтобы производители могли понимать, на что они могут рассчитывать в ближайшее время. Потому что это связано, конечно, и с сезонностью, но, тем не менее, в условиях кризиса эта сезонность может существенно усугубить ситуацию. Осенью они ожидают определенный спад. Чтобы этого не произошло, они должны заранее знать возможности «Агролизинга»: будет брать – не будет, если будет, то сколько?

И работа «Агролизинга» с малыми и средними предприятиями. Малым и средним предприятиям до средств «Агролизинга» и до их услуг практически не дотянуться. Я обращаю Ваше внимание, Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), на это, и министров тоже. Повнимательнее.

Что касается прозрачности деятельности «Агролизинга» – тоже продумайте это и доложите свои предложения.

И еще одно очень хорошее, на мой взгляд, предложение, связанное с зерновыми интервенциями на рынке. Сельхозпроизводителям сегодня непросто получать кредитные ресурсы в банках. Если бы у них были хотя бы какие-то предварительные документы о том, что определенный объем будет приобретаться государством, то под эти документы – считают там производители сельхозтехники – им было бы легче брать кредит. А это значит, что производителям сельхозтехники, в свою очередь, было бы проще реализовывать свою продукцию. Я тоже прошу вас над этим подумать и доложить свои предложения.

Поскольку мы уже заговорили об автопроме, хотя и о сельхозпроизводстве, хочу вас проинформировать о том, что мною подписано несколько постановлений Правительства, связанных с поддержкой автопрома в целом. Как вы помните, в ценовой нише до 350 тыс. рублей мы субсидируем 2/3 ставки рефинансирования, субсидируем кредиты, таким образом, помогая гражданам приобретать автомобили этой ценовой ниши. Конечно, главным образом мы понимаем (прим.ред.: под этой ценовой нишей) отечественные товары.

Я поручил Министерству, Виктор Борисович (Христенко) проработал, и сегодня мною подписано постановление о расширении модельного ряда и этой ценовой ниши до 600 тысяч рублей. В рамках этой цены граждане смогут приобретать автомобили по фактически льготным ценам. Имею в виду, что мы будем субсидировать потери для финансовых учреждений в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка. Это еще раз повторяю, ценовая ниша до 600 тысяч рублей и массой не более 3,5 тонн.

Это означает, что и модельный ряд существенным образом расширяется не только за счет легковых автомобилей, но и за счет малых грузовиков.

По сути дела, представители малого и среднего бизнеса могут воспользоваться этой мерой, приобретая этот автотранспорт на себя лично, как на физических лиц. Это первая мера.

Вторая – это снижение максимального размера предоплаты на приобретенный автомобиль. Раньше предоплата требовалась в размере 30%, теперь мы ее снижаем до 15%.

И, наконец, третья мера – это направление ресурсов в виде субсидий из федерального бюджета российским лизинговым компаниям. Автопроизводители просили нас об этом еще в начале года.

Я рассчитываю, что все эти меры будут дополнительным стимулом для нашего автопрома.

Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), если есть, что добавить, пожалуйста, сделайте это.

В.Б.Христенко: По первой сессии, по поводу льготного кредитования для граждан, существенный момент, который, кроме того, отображен в принятых решениях, – это устойчивая трехлетняя схема самого кредита. 36 месяцев – срок кредитования.

В.В.Путин: Вместо двух лет...

В.Б.Христенко: Вместо 31 декабря 2011 года. Точно таким же образом сегодня и бюджетные ресурсы распределены, чтобы их, всех этих обязательств, хватало, включая 2012 бюджетный год.

В этом же льготном автокредитовании расширяется количество банков, которые участвуют в работе с тем чтобы обеспечить более удобный, более широко распространенный характер взаимодействия с клиентами.

Кроме того, одно решение, которое также Вами подписано, связано с льготированием перевозки автомобилей на Дальний Восток. Если до этого момента эта мера распространялась на легковые автомобили, на достаточно ограниченный перечень, который был утвержден, то сейчас эта мера также распространяется на легкие коммерческие автомобили, производимые на территории Российской Федерации. В первую очередь такие, как «Газель», «Соболь», УАЗ, «Дукато», с тем чтобы и этот вид транспортных средств был доступен рынку на Дальнем Востоке.

В.В.Путин: И в общем объеме это должно быть около 25 тыс. автомобилей.

В.Б.Христенко: Да, мы рассчитываем максимально именно на такой показатель. Что касается льготного автокредитования граждан, то на сегодняшнюю дату выдано около 15 тыс. кредитов. В принципе, те решения, которые сегодня вами подписаны, как раз приняты, исходя из анализа ситуации, которая складывается, и из того, насколько востребованы кредиты гражданами, какие могут быть наиболее интересны на перспективу.

Поэтому мы рассчитываем, что и здесь эта цифра существенно изменится, и до конца года порядка 120 тыс. автомобилей разных модификаций смогут стать предметом такого льготного автокредитования.

Что касается лизинговых субсидий, то, действительно, те решения, которые в конце года принимались, были направлены на то, чтобы найти адекватную форму для поддержки лизинговых операций. Поскольку в коммерческом транспорте эта норма позволяла удерживать порядка 30-40% рынка. Но с началом кризиса эта часть лизинга коммерческого автотранспорта для коммерческих структур практически пришла к нулю. И в тех решениях, которые принимались, предусматривалась, в том числе, и возможность расширения уставного капитала через разные структуры.

Но в рамках такой дискуссии со всеми, в том числе, и с автопроизводителями, на сегодняшний день решение, которое принято, – это субсидирование ставки по лизингу (2/3 ставки рефинансирования Центрального банка в объеме до 1 млрд рублей предусмотрено на эти цели). Что, по нашим оценкам, позволит запустить в схему лизинга примерно до 13-14 млрд рублей продукции автомобильной отрасли. И в первую очередь, конечно, будут грузовые автомобили и легкие коммерческие автомобили.

В.В.Путин: И вот тут в ценовую нишу попадают уже и автомобили, произведенные на предприятиях в России со 100% иностранным капиталом, либо предприятия, где частные акционеры являются иностранцами и имеют контрольный пакет.

В.Б.Христенко: Да, изменение и ценовых параметров, и условий – 600 тыс. планка по цене и по условиям – позволит, конечно, в этот оборот вовлечь кроме традиционных российских машин и целый спектр машин, производимых сегодня на российских предприятиях, принадлежащих иностранным инвесторам. Это существенно расширяет модельный ряд как для традиционных российских производителей, так и для новых российских производителей автомобильной продукции.

В.В.Путин: Подписано также распоряжение об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД». Там на приобретение вагонов, на строительство объездного пути в Пермской области и на субсидирование перевозок школьников и студентов.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, уставной капитал «РЖД» увеличивается на 11,3 млрд рублей. Из этих денег 3 млрд пойдет на закупку пассажирских вагонов на Тверском вагоностроительном заводе в соответствие с теми решениями, которые Вами были приняты 15 апреля. Эти деньги в бюджете предусмотрены. Соответственно, это достаточно серьезная поддержка наших отечественных производителей.

6 млрд пойдет на строительство 53-километрового железнодорожного участка. Это для того, чтобы восстановить сообщение между Пермью и Соликамском. В дальнейшем эти средства будут компенсированы в бюджет компаниями «Уралкалий» и «Сильвинит».

И 2,3 млрд рублей пойдет на компенсацию потерь доходов ОАО «РЖД» в связи с предоставленными льготами в 2009 при проезде на железнодорожном транспорте учащихся, школьников и студентов. Это та самая 50%-ная скидка, которую ОАО «РЖД» профинансировало, теперь мы компенсируем ее из бюджета.

В.В.Путин: Хорошо, а что у нас происходит по исполнению решений, связанных с развитием мурманского транспортного узла?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением мы начали проектирование нового морского порта на западном берегу Кольского залива. Хочу сказать, что мы закончили согласование границ морского порта с Министерством обороны. И в целом за полгода Мурманский порт увеличил объемы перевалки грузов на 10% в этом году по сравнению с 2008 годом.

В.В.Путин: На сколько?

И.Е.Левитин: На 10%. И фактически порт исчерпал свою пропускную способность. В связи с разворачиванием строительства инфраструктуры под Штокмановское месторождение и другие предприятия, он практически уже исчерпал возможности. И мы приступили к проектированию и в следующем году совместно с инвесторами хотим начинать строить новый морской порт. Проектирование мы закончим в этом году.

В.В.Путин: У нас по постановлениям предусматривалась там работа по земле.

И.Е.Левитин: По резервированию земли...

В.В.Путин: По резервированию, по изъятию.

И.Е.Левитин: Как раз это проектирование устанавливает зоны территориального развития, где будет находиться федеральная инфраструктура, региональная и структура, которую будут занимать частные компании.

Вопрос согласован с губернатором Мурманской области. Сейчас там земля не продается, она зарезервирована для того, чтобы разместить инфраструктуру. Это новая железнодорожная линия и участки под развитие угольного и нефтяных терминалов.

В.В.Путин: Ладно. Мы с 1 января проиндексировали денежные компенсации чернобыльцам на 8,5%. Но инфляция выше, чем планировали, поэтому мы должны провести еще одну индексацию. Я сегодня подписал соответствующий документ. Это решение будет распространяться на всех граждан, которые имеют право на эти выплаты, с 1 января 2009 года. Люди задним числом получат эти деньги. Пожалуйста, два слова об этом скажите.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с действующим законодательством мы должны индексировать социальные выплаты, которые получают граждане, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы и приравненные к ним, с 1 января в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, который закладывается в проект бюджета на соответствующий финансовый год.

Действительно, с 1 января мы проиндексировали на 8,5%, как это было предусмотрено в бюджете. В апреле, когда мы пересмотрели макроэкономические параметры, включая инфляцию, соответственно, были пересмотрены параметры по всем видам социальных выплат, которые заложены в бюджете. Это еще одна категория выплат – выплаты на возмещение вреда, которая, как Вы правильно сказали, будет проиндексирована на 13% задним числом.

Указанное увеличение коснется 1,7 млн граждан, попадающих под эту категорию. Дополнительные расходы на эти цели составят 623,7 млн рублей к тем, которые были уже предусмотрены, и сейчас предусмотрены в бюджете.

Среднее увеличение, в зависимости от категории льготника, оценивается в месяц от 90 до 1000 рублей в месяц. Сейчас, в связи с тем, что Вы его подписали, мы начнем пересчет, и, начиная со следующей выплаты, граждане уже получат всю компенсацию, которая была недополучена с 1 января по июль.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Теперь несколько слов о повестке дня. Прежде всего, хотел бы остановиться на вопросах, связанных с реализацией закона о защите прав юридических лиц. Он призван ликвидировать избыточные административные барьеры, в первую очередь для малого и среднего предпринимательства. Напомню: мы уже приняли решение о введении уведомительного порядка начала нового бизнеса. Речь идет о таких востребованных сферах деятельности, как торговля, бытовые услуги, общественное питание, гостиницы, автомобильные перевозки, пошив одежды и обуви, издательское дело и ряд других.

Теперь предприниматель, решивший начать свое дело, – открыть магазин или мастерскую – должен направить в уполномоченный орган лишь уведомление об этом факте, а также проинформировать о готовности соблюдать обязательные требования к тому или иному виду деятельности.

Никаких дополнительных разрешений, согласований, актов проверки и тому подобных официальных бумаг получать не нужно. Более того, органам власти прямо запрещено требовать от предпринимателей такие документы.

Чтобы новый закон заработал, осталось решить ряд технических вопросов. Это касается утверждения формы уведомления и порядка их подачи.

Но что гораздо важнее – так это на практике обеспечить безусловное соблюдение вновь вводимых норм со стороны всех уровней власти. Прошу Минэкономразвития России во взаимодействии с контролирующими органами и объединениями предпринимателей на постоянной основе отслеживать ситуацию.

Сегодня мы также рассмотрим ряд законопроектов, которые Правительство планирует внести в парламент.

Во-первых, это поправки, сокращающие сроки регистрации ипотеки зданий и земельных участков с одного месяца до 15 рабочих дней, то есть сокращение в два раза. А для ипотеки жилых помещений срок регистрации будет еще короче – не более 5 рабочих дней.

Тем самым, мы снижаем издержки граждан при совершении сделок на рынке недвижимости, в целом укрепляем правовую базу института ипотеки и, кроме того, надеюсь, ликвидируем серьезное поле для коррупции. Имею в виду многочисленные «конторы», которые сегодня «делают деньги» на ускорении регистрации прав на недвижимость.

Второй законопроект прямо связан с эффективным использованием наших природных богатств.

Сегодня рассмотрим предложения о введении преференций для электростанций, работающих на попутном газе.

Давайте перейдем к работе. Пожалуйста.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное