Президент Путин:  Прямая связь с регионами – это чрезвычайно важная, просто очень важная вещь
25 августа 2009 | Архив

Дмитрий Медведев: системы безопасности предприятий нуждаются в особом внимании

Ситуация в Сибирском федеральном округе в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС стала первой темой совещания по вопросам социально-экономического развития округа, которое президент провёл в столице Бурятии.

Невосполнимые потери, гибель людей – самый страшный и тяжелый итог случившегося, подчеркнул Дмитрий Медведев. Президент еще раз выразил соболезнования близким погибших и пропавших без вести, подчеркнув, что важнейшей задачей на сегодня является помощь пострадавшим.

Каковы бы ни были причины катастрофы, трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС напомнили о принципиальных вещах: о критической важности систем контроля безопасности и о состоянии инфраструктуры российских предприятий. В ряде случаев эта инфраструктура неэффективна и нуждается в безотлагательной модернизации.

Отдельно глава государства указал на необходимость усиленного контроля за техническим состоянием электростанций и энергосистем. Ростехнадзору и Минэнерго уже поручено провести ревизию гидроэлектротехнического оборудования на всех российских гидроэлектростанциях.

На первый план также выходят вопросы, связанные с дисциплиной на предприятиях и квалификацией персонала, которые пока недостаточны.

Говоря о первоочередных задачах текущего периода, Президент подчеркнул важность недопущения необоснованного роста стоимости электроэнергии. Соответствующие поручения, подчеркнул глава государства, даны правительству РФ.

Вступительное слово на совещании по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа

Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги!

У нас плановое совещание, которое планировалось заранее, окружное совещание, посвящённое социально-экономическому развитию Сибирского федерального округа.

Понятно, что сейчас особые условия. Помимо экономического кризиса, который, собственно, очень серьезно повлиял на экономическую динамику, случилось трагическое событие на Саяно-Шушенской ГЭС, которое, безусловно, обострило ситуацию в регионе. И помимо, собственно, плановых мотивов, о которых я хотел сегодня с вами поговорить, я рассчитываю, что мы сегодня обсудим и последствия того, что произошло, в рамках работы, которая уже ведется Правительством по моему поручению. И если потребуется, внесем определенные коррективы.

Сегодня мы будем говорить о ключевых экономических задачах в округе. Я считаю, что несмотря на то, что у нас ситуация еще непростая, мы все равно должны смотреть вперед, за горизонт этого кризиса, тем более что большинство стран уже именно так и поступают. Пока рано загадывать, что будет происходить, но, во всяком случае, ряд оптимистических моментов, которые существуют в мировой экономике, как минимум заставляют нас задуматься о том, чтобы нам тоже быть готовыми к изменениям в экономической жизни.

И конечно, для нас, наверное, самым важным сегодня является прояснить судьбу крупных инвестпроектов, тех, которые по тем или иным причинам, прежде всего кризисным, но не только, либо заморожены, либо находятся в «подвешенном» состоянии. А для этого нам нужна реалистичная картина происходящего и соответствующая коррекция перспективных планов. Нам, по сути, нужно создать такую «дорожную карту» по сибирским проектам с учетом кризиса, с учетом ряда проблем, в том числе новых проблем, и необходимо сформулировать уже окончательно и сроки их реализации, и иметь дальнейшее представление о том, куда нам развиваться.

Но прежде чем говорить о вопросах энергообеспечения региона, о других вопросах, я вернусь к ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС. Понятно, то, что произошло, это беспрецедентная по масштабам и по следствиям техногенная катастрофа. Но, конечно, прежде всего, самое трагичное, что случилось – это гибель людей, это невосполнимые потери. И мне еще раз хотелось бы уже в этом кругу выразить свои соболезнования родным и близким погибших. Особое внимание Правительство должно уделить этому вопросу. Уже ряд решений принят, я имею в виду решения по семьям погибших и пропавших без вести. Мы как раз на эту тему вели консультации, Председатель Правительства проводил совещание непосредственно на месте аварии о том, каким образом платить деньги, потому что там есть ряд юридических моментов. В любом случае эти решения приняты по линии Правительства, но если мы все-таки удостоверимся в том, что нужна коррекция на уровне актов более высокой юридической силы, я имею в виду акты Президента и законы Российской Федерации, все необходимое будет сделано.

Еще одна тема, связанная с аварией. Эти трагические события, каковы бы ни были их причины – их еще подлежит установить, я дал поручение Правительству проанализировать все, что произошло, Правительство дало соответствующие тоже команды ведомствам – так вот каковы бы ни были эти причины, эти трагические события должны еще раз нам напомнить о достаточно простых вещах, о которых мы, к сожалению, зачастую забываем: о том, что системы контроля безопасности, инфраструктура российских предприятий в целом в настоящий момент требуют предельного внимания. В ряде случаев эта инфраструктура неэффективна и нуждается в безотлагательной модернизации, иначе мы будем расплачиваться самыми тяжелыми вещами.

У нас есть и другие проблемы, которые все хорошо знают: и производственники, и руководители регионов. Имеются в виду, естественно, производственная дисциплина и проблемы с квалификацией персонала. Тот кадровый задел, который был создан в советский период, надо признаться откровенно, за последнее время растрачен. Многие люди ушли на пенсию, молодёжь либо уехала в другие места, либо не пришла на соответствующие производственные участки. И этот вопрос – вопрос квалификации персонала – выходит на передний план.

Конечно, нам сегодня нужно решать, как перераспределить энергетические потоки, Правительство этим занимается, но в любом случае необходимо организовать эффективное управление электроэнергетическим режимом единой энергетической системы. Важно обеспечить достаточную пропускную мощность линий электропередач, учитывая ту особенную роль в обеспечении единого энергетического баланса, которую сегодня в результате аварии приобрел Казахстан. Тема эта сложная, нам еще только предстоит почувствовать, как это все будет работать, потому что сейчас мы дыры в энергобалансе залатали, но лучшим критерием будет зимний период. И от того, как мы его пройдем, будет зависеть и решение очень многих вопросов. Не говоря уже о кадровых делах.

Требуется усиленный контроль технического состояния электростанций, энергосистем, естественно, инфраструктура предприятий требует серьезного обновления. Необходимо предусмотреть и организацию особых режимов противоаварийного управления. Ростехнадзору, Минэнерго уже было поручение провести ревизию гидроэлектротехнического оборудования на всех российских гидроэлектростанциях. Это, конечно, необходимо сделать в те сроки, которые были установлены. И по результатам этих проверок принять ответственные решения, даже если это будут болезненные решения.

Еще несколько слов об электроэнергетике. Я хотел бы сказать несколько слов о ценообразовании. Кстати сказать, мы только что посещали крупнейшее предприятие в Улан-Удэ, которое занимается строительством вертолетов и самолетов. И даже там люди основным считают вопрос о ценообразовании в энергетике. Почему? Потому что это очень волнует людей, не только сами предприятия, но и обычных людей, потому что они видят, насколько у нас пестрая картина, что стоит калория в одном месте, в другом месте, сколько стоит киловатт. И, конечно, то, что произошло, эта трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, возбуждает у людей ряд вопросов, как это скажется на их материальном положении.

Нам в этом смысле нужны очень взвешенные решения, как в области тарифной политики, так и в целом по вопросам антимонопольного регулирования. Я надеюсь, что участники рынка, все участники рынка будут руководствоваться разумными соображениями, а не сиюминутной выгодой. Мы не можем допустить необоснованного роста стоимости электроэнергии. Соответствующее поручение мною также дано Правительству.

Есть и другие вопросы, которые требуют незамедлительного решения. Ряд регионов испытывает серьезный дефицит собственных топливных и энергетических ресурсов, и это тоже необходимо учитывать при планировании энергообеспечения Сибири.

Следующая тема, которую, собственно, мы также планировали обсуждать, – это эффективность антикризисных мер в регионе. Здесь ситуация непростая, весьма напряженной остается проблема рынка труда, мы только что это обсуждали с Президентом Республики Бурятия, неоднократно обсуждали с другими коллегами, которые здесь присутствуют. Растет в целом и зарегистрированная, и фактическая безработица. Это характерный момент для Сибирского федерального округа. И растет в целом задолженность по зарплате. Очевидно, это связано с тем, что мы не сумели создать полноценного сбалансированного рынка труда, хотя определенные попытки были сделаны, они принесли результат в масштабах отдельных регионов, можно сказать, даже неплохой результат. Удалось приостановить рост безработицы, научиться более или менее управлять занятостью и научиться как минимум частично управлять задолженностью по заработной плате. Но у нас есть масса других процессов. Очевидно, что занятость связана и с привлечением иностранной рабочей силы, субъекты заинтересованы в получении в ряде случаев таких квот, но эти процессы должны быть скоординированы, потому как это, конечно, очень чувствительная тема. Она вызывает большое внимание со стороны наших граждан, каким образом соотносятся их интересы, принятие решений по увольнениям наших работников с привлечением иностранной рабочей силы, даже в тех случаях, когда это целесообразно. Это сложные процессы, мы должны ими научиться управлять.

Еще один важный вопрос – формирование региональных бюджетов. Я не буду здесь произносить заклинаний, вы эти слова неоднократно слышали в Правительстве, от Министерства финансов, от других структур, но, конечно, вопрос финансовой дисциплины сейчас выходит на передний план. Исполнительная власть на местах должна четко понимать, что, увеличивая собственный бюджетный дефицит, мы, по сути, увеличиваем свой долг, и в этом плане мы должны понимать, каким образом дальше этот долг будет гаситься.

Еще одна тема, которая, безусловно, очень актуальна для Сибирского федерального округа – это экологические проблемы. Но прежде всего, конечно, мы должны сделать всё для минимизации экологического ущерба, причиненного аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Это поручение Минприроды и Министерство по чрезвычайным ситуациям уже имеют. В округе вообще ситуация очень не простая. Есть территории, где практически по соседству располагаются крупнейшие промышленные объекты, уникальные промышленные объекты и не менее уникальные природные комплексы. Это зона особой ответственности для руководителей регионов.

Есть наши озабоченности, которые вызывают перспективы хозяйственной деятельности наших соседей. Мы должны по-партнерски говорить им об этом, не прятать голову в песок. У нас высокий уровень взаимодействия, стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой. Думаю, что мы эти вопросы должны обсуждать в конструктивном и открытом ключе, но не замалчивать проблемы. Потому что, если что-то случится, последствия будут намного хуже.

Еще одна тема, которой Правительство занимается. Я надеюсь, мне сейчас будет об этом тоже доложено, что все-таки в конечном счете предполагается сделать, – это средняя и долгосрочная перспектива Байкальского ЦБК. Я не буду сейчас тоже в эту тему погружаться, хотел бы, чтобы об этом было сказано несколько слов. В любом случае, это решение, от которого зависят судьбы десятков тысяч людей.

Есть проблемы в социальном секторе, прежде всего, с состоянием социальных объектов на территории округа, потому что текущие расходы мы, конечно, все, те, что положено, оплачиваем как по линии Федерации, так и по линии субъектов. А вот состояние социальных объектов на территориях – это проблема. В основном это медицинские учреждения, но не только. Тем более что эта проблема усугубляется тем, что уровень заболеваемости в Сибири значительно превышает общероссийский, в том числе и по так называемым социальным болезням (мы только что тоже обсуждали этот вопрос с Вячеславом Владимировичем), по ряду таких сложных патологий, как онкологические заболевания, которые имеют место в Бурятии. И в каждом субъекте Федерации есть, к сожалению, свои родимые пятна, из которых впоследствии могут разрастаться злокачественные опухоли.

Вот такая повестка дня. То, что я назвал, конечно, не исчерпывает проблем и перспектив, не все так тяжело, как, может быть, то, что я обрисовал. Просто наша с вами задача, конечно, заниматься не победными реляциями, а говорить друг другу открыто о проблемах и принимать взвешенные решения, которые находятся в компетенции Президента, Правительства и субъектов Федерации или, как минимум, предлагать пути решения этих проблем.

У нас, естественно, есть и целый ряд поручений, которые будут мною подписаны по итогам нашей работы. Я думаю, что вы дополните этот перечень, мы к ним вернемся. Давайте начнем работать.

Заключительное слово на совещании по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа

Дмитрий Медведев: Теперь буквально несколько слов в завершение по определенным моментам, которые мне показались важными из того, что я не успел откомментировать.

В отношении кадров. Мы с вами договаривались, уважаемые коллеги, руководители субъектов, что мы создадим с вами кадровый резерв, но мне бы хотелось, чтобы это был работающий кадровый резерв, а не отписка для Администрации. Вы для кого это готовите? Просто чтобы в Администрацию отправить? Это должны быть люди, которых вы не только знаете, но еще и назначаете. Вот я вам могу сказать, что я из своего кадрового резерва уже где-то до десятка человек назначил. А вы сколько назначили? Скажите мне. Я хотел бы, чтобы эти назначения происходили.

Второе. Если ни один человек из горной академии или из какого-то другого учебного заведения из Питера или из Москвы не приехал сюда, мне кажется, что это тоже определенная недоработка, в том числе и на местах – ваша. Что я имею в виду: надо заключать договоры о направлении в соответствующие учебные заведения специалистов с территории, чтобы они обязательно возвращались работать домой. А если не возвращаются – пусть деньги отдадут. Это же очевидная вещь. Надо направлять по контракту учиться. У нас сейчас нет целевого распределения, как мы с вами все распределялись когда-то, когда можно было сказать: поедешь в Кузбасс и всё. Нет этого, и нам не вернуть это время, мы не сможем таким образом выпускниками командовать. Но что мы точно можем сделать – это ударить рублем. Не хочешь работать на родине – верни деньги. Целевых студентов надо отправлять.

Мы сегодня обсуждали тему экологии Байкала. Это тема вечная, очень сложная. Но с чем я согласен – об этом и губернаторы говорили, и бизнес об этом говорил: мы в какой-то степени сами себя заперли в довольно сложную ситуацию. Сначала напринимали документов, заранее понимая, что они неисполнимы, а потом в соответствии с нашими национальными привычками, естественно, эти документы не стали исполнять. Помните, как в известной сентенции о том, что строгость наших законов компенсируется их необязательностью. Вот и здесь то же самое. Поэтому, считаю, нам и по Байкалу нужно провести ревизию нормативных актов. Понять, что там работает, что нет. Что на пользу, а что нет. А иначе следить за исполнением этих нормативных актов будут только экологи, а все остальные будут за этим равнодушно наблюдать, и ни одна природоохранная прокуратура никогда ничего не сделает. Акты должны быть работающими, соответствующими уровню развития экономики и нашим представлениям о будущем Байкала, а не набором благих пожеланий.

Хотел бы отметить, что по Лесному кодексу – здесь уже говорил Олег Владимирович Дерипаска – это уже не первый сигнал, ряд решений, которые мы приняли по изменению Лесного кодекса, срабатывают не в том направлении. И я это слышу от крупного бизнеса, представители которого здесь присутствуют. И у меня было несколько контактов со знакомыми мне людьми, представляющими малый и средний бизнес. Они все говорят, что этот документ внёс сумятицу. Давайте тогда будем реалистами, давайте подумаем о его коррекции. Что тут такого. Если что-то сделали не так, давайте откорректируем. Это правильнее, честнее, нежели пытаться изображать, что мы этот закон применяем.

Ну и последнее. После того, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС, появилась масса апокалиптических комментариев и у нас в стране, и за границей, смысл которых сводится к тому, что всё, «приплыли», это начало технологического конца России, Чернобыль XXI века. Руки начали потирать те, кому не нравится Россия в действующих границах и не нравится её роль на мировой арене. Мы с вами понимаем, что, несмотря на всю тяжесть происшедшего, несмотря на то, что погибли наши граждане, всё это брехня. Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала. Дело не в конкретной драматической катастрофе, а в том, что мы реально очень сильно отстаём. И если мы не преодолеем этот вызов, тогда действительно все те угрозы, о которых сейчас говорят, могут стать реальными.

Но у нас есть все шансы с этой технологической отсталостью справиться. Напомню, что в России начала XX века значительная часть населения была просто неграмотной. Но ничего, преодолели эту проблему. У нас не было электричества, не было собственной производственной базы. Мы смогли с этим справиться. Эти задачи были не более сложными, чем те, что стоят сегодня. У нас всё-таки сегодня высокообразованное общество, которое уже прошло несколько этапов развития. Поэтому нужно просто работать, засучив рукава – и государству, и государственному бизнесу, и частному бизнесу. Совместно. Не кичиться, у кого больше активов, кто больше для Родины совершил. Кризис всех уравнял. Частный бизнес понял, что не все так легко происходит в жизни. А с другой стороны, мы понимаем, что возможности государственного бизнеса тоже ограничены. Поэтому мы все должны совместно работать, и тогда у нас получится тот результат, на который мы все рассчитываем – создать современную страну.

Спасибо вам за участие в совещании. До встречи.

Пресс-служба Президента РФ

Версия для печати