Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
23 сентября 2009 | Архив

Опубликован пятый рейтинг политической выживаемости губернаторов России

МИПЭ и Фонд «Петербургская политика» представили пятый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Регулярное составление рейтингов проводится с 2007 года. Экспертами по 5-балльной шкале оценивается степень политического влияния действующих глав субъектов Федерации с точки зрения их способности сохранить свой нынешний пост.

Это влияние может определяться самым различным набором факторов – наличием/отсутствием негативных новостей из региона, активностью конкурентов, привлекательностью или непривлекательностью территории для потенциальных лоббистов, выстроенностью отношений с федеральными чиновниками и партиями, уровнем социальной напряженности, результатами выборов, в определенной степени – реальной эффективностью глав субъектов Федерации.

С момента публикации прошлого рейтинга была принята серия кадровых решений. Юрий Евдокимов (оценка в предыдущем рейтинге – «единица») потерял пост губернатора Мурманской области. Бессменно руководивший Хабаровским краем Виктор Ишаев (оценка – 3) перешел на пост полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе. В Иркутской области новый глава региона появился после гибели прежнего губернатора Игоря Есиповского. Глава Алтайского края Александр Карлин (оценка – 3) сумел преодолеть сопротивление оппонентов и добиться переназначения.

Вокруг целого ряда регионов разгорелись конфликты. Самым громким из них стал демарш главы Башкирии Муртазы Рахимова, получившего в прошлом рейтинге «единицу». С помощью серии энергичных шагов он смог переломить негативные для себя тенденции и отсрочить назревавшую замену.

Достаточно высокой оказалась и активность «двоечников». Наиболее заметны были действия главы Свердловской области Эдуарда Росселя и Приморского края Сергея Дарькина. Росселю не только удалось нейтрализовать попытки возглавить регион, предпринимавшиеся федеральными и местными игроками, но даже попасть в тройку кандидатов самому и включить в нее председателя областного правительства Виктора Кокшарова. Тем не менее, решение президента не торопиться с утверждением главы региона снижает эффект от летнего политического наступления Росселя. В свою очередь, Сергей Дарькин добился снижения протестной активности в Приморском крае и уменьшил остроту коррупционных скандалов. Несмотря на назначение полпредом Виктора Ишаева (одной из задач которого, как считалось, должен был стать поиск замены Дарькину), активность оппонентов приморского губернатора снизилась. Эксперты, однако, не исключают, что острая борьба за Приморье еще впереди. Начал наступление и челябинский губернатор Петр Сумин, укрепивший свои позиции в ряде муниципальных образований региона. Еще один «двоечник» – глава Ленинградской области Валерий Сердюков – сумел остаться в должности даже после кризиса в Пикалево.

Анализируя кадровую политику президента Дмитрия Медведева в региональной сфере, эксперты выделяют несколько этапов:

«Хирургический», связанный с активной заменой глав регионов. После инаугурации в течение 2008 года были заменены главы Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Хакасии, Ставропольского края, Амурской, Кировской областей.

Этап «показательной порки»: одновременная замена в феврале 2009 года глав Воронежской, Орловской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа, отставка губернатора Мурманской области, создание ожиданий замены целого ряда руководителей регионов.

«Консервативный» этап, связанный с отказом от жесткого прессинга на регионы и предусматривающий декларирование в качестве ключевого критерия эффективности глав регионов социально-экономических показателей (уровень безработицы, решенность проблем моногородов и т.п.).

Однако осенью 2009 года начинается новый этап. Он связан не только с изменением схемы назначения губернаторов, но и с приближением конца срока полномочий большого числа глав регионов (в 2009-2010 гг. завершается срок полномочий у 34 руководителей субъектов Федерации): Ноябрь 2009 – Свердловская область; Декабрь 2009 – Астраханская область, Курганская область, Республика Алтай; Январь 2010 – Марий Эл, Волгоградская область; Февраль 2010 – Дагестан, Приморский край, Курская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ; Март 2010 – Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ; Апрель 2010 – Кемеровская область, Саратовская область, Тульская область, Челябинская область; Май 2010 – Липецкая область, Пензенская область; Июль 2010 – Тамбовская область; Август 2010 – Чувашия, Нижегородская область; Июнь 2010 – Северная Осетия, Оренбургская область, Ростовская область; Июль 2010 – Калужская область; Сентябрь 2010 – Кабардино-Балкария, Калининградская область; Октябрь 2010 – Калмыкия; Ноябрь 2010 – Мордовия, Тюменская область; Декабрь 2010 – Ивановская область, Пермский край.

Ключевыми интригами нового этапа станут:

1. Степень политической и психологической готовности президента Медведева продолжить начавшиеся в 2008 году перестановки в губернаторском корпусе.

С одной стороны, замена глав регионов дает президенту возможность продемонстрировать решительность в ротации кадров, омоложении губернаторского корпуса, борьбе с коррупцией, готовности жестко спрашивать с глав регионов за социальные и экономические показатели территории. В то же время на принятие решений не могут не влиять «консервативные» факторы: необходимость разрушать сложную систему неформальных договоренностей в регионе в случае смены его главы, риски обострения социальной и национальной напряженности, недостаточная «история успеха» у новых назначенцев.

Обладая достаточным пространством для кадровых маневров именно на региональном уровне, глава государства имеет возможность использовать эту сферу для политического наступления. Однако вопрос о том, принял ли для себя президент такое решение, пока остается открытым. Как следствие, мы приняли решение не ставить оценку «выживаемости» действующих глав Курганской и Свердловской областей. По этим двум субъектам оценки экспертов оказались полярными, между которыми бессмысленно выводить среднее арифметическое.

2. Способность и готовность соблюсти относительно прозрачную процедуру отбора кандидатов на пост главы региона.

3. Степень самостоятельности «Единой России» при выдвижении списка кандидатов, а также готовности федерального руководства ЕР вести широкое обсуждение состава списков с региональными отделениями партий и фракциями в региональных законодательных собраниях (последние по-прежнему играют техническую роль).

4. Источники формирования кадрового резерва президента. Как показывают «тройки» в Свердловской, Астраханской и Курганской областях, кандидаты формируются в основном из первых лиц региона, высокопоставленных чиновников правительства и депутатов Федерального Собрания.

5. Влияние на представление федеральной власти об эффективности губернатора итогов региональных и муниципальных выборов.

6. Уровень активности полпредов в федеральных округах. Их возможности влиять на кадровую политику сократились (показательно назначение иркутским губернатором сенатора Д.Мезенцева, отсутствовавшего в «списке полпреда»), что вряд ли может устроить наиболее активных представителей президента – таких, как Н.Винниченко и В.Ишаев.

7. Способность федеральной власти проводить активную ротацию глав национальных республик: в 2009-2010 годах завершается срок полномочий у 9 из 21 глав республик.

Рейтинг политической выживаемости губернаторов России (сентябрь 2009)

Адыгея – Аслан Тхакушинов – 4

Башкирия – Муртаза Рахимов – 2

Бурятия – Вячеслав Наговицын – 4

Республика Алтай – Александр Бердников – 2

Дагестан – Муху Алиев – 3

Ингушетия – Юнус-Бек Евкуров – 5

Кабардино-Балкария – Арсен Каноков – 3

Калмыкия – Кирсан Илюмжинов – 3

Карачаево-Черкесия – Борис Эбзеев – 4

Карелия – Сергей Катанандов – 2

Коми – Владимир Торлопов – 3

Марий Эл – Леонид Маркелов – 4

Мордовия – Николай Меркушкин – 4

Саха – Вячеслав Штыров – 3

Северная Осетия – Таймураз Мамсуров – 4

Татарстан – Минтимер Шаймиев – 3

Тува – Шолбан Кара-оол – 3

Удмуртия – Александр Волков – 4

Хакасия – Виктор Зимин – 4

Чечня – Рамзан Кадыров – 5

Чувашия – Николай Федоров – 4

Алтайский край – Александр Карлин – 5

Забайкальский край – Равиль Гениатулин – 4

Камчатский край – Алексей Кузьмицкий – 4

Краснодарский край – Александр Ткачев – 3

Красноярский край – Александр Хлопонин – 4

Приморский край – Сергей Дарькин – 3

Ставропольский край – Валерий Гаевский – 4

Хабаровский край – Вячеслав Шпорт – 5

Амурская область – Олег Кожемяко – 4

Архангельская область – Илья Михальчук – 4

Астраханская область – Александр Жилкин – 4

Белгородская область – Евгений Савченко – 4

Брянская область – Николай Денин – 3

Владимирская область – Николай Виноградов – 4

Волгоградская область – Николай Максюта – 2

Вологодская область – Вячеслав Позгалев – 4

Воронежская область – Алексей Гордеев – 5

Ивановская область – Михаил Мень – 4

Иркутская область – Дмитрий Мезенцев – 5

Калининградская область – Георгий Боос – 3

Калужская область – Анатолий Артамонов – 4

Кемеровская область – Аман Тулеев – 4

Кировская область – Никита Белых – 4

Костромская область – Игорь Слюняев – 4

Курганская область – Олег Богомолов без оценки

Курская область – Александр Михайлов – 2

Ленинградская область – Валерий Сердюков – 3

Липецкая область – Олег Королев – 4

Магаданская область – Николай Дудов – 4

Московская область – Борис Громов – 2

Мурманская область – Дмитрий Дмитриенко – 5

Нижегородская область – Валерий Шанцев – 4

Новгородская область – Сергей Митин – 4

Новосибирская область – Виктор Толоконский – 4

Омская область – Леонид Полежаев – 3

Оренбургская область – Алексей Чернышев – 2

Орловская область – Александр Козлов – 5

Пензенская область – Василий Бочкарев – 3

Пермский край – Олег Чиркунов – 4

Псковская область – Андрей Турчак – 5

Ростовская область – Владимир Чуб – 3

Рязанская область – Олег Ковалев – 3

Самарская область – Владимир Артяков – 3

Саратовская область – Павел Ипатов – 2

Сахалинская область – Александр Хорошавин – 4

Свердловская область – Эдуард Россель – без оценки

Смоленская область – Сергей Антуфьев – 3

Тамбовская область – Олег Бетин – 4

Тверская область – Дмитрий Зеленин – 3

Томская область – Виктор Кресс – 4

Тульская область – Вячеслав Дудка – 3

Тюменская область – Владимир Якушев – 5

Ульяновская область – Сергей Морозов – 4

Челябинская область – Пётр Сумин – 2

Ярославская область – Сергей Вахруков – 4

Москва – Юрий Лужков – 3

Санкт-Петербург – Валентина Матвиенко – 3

Еврейская автономная область – Николай Волков – 3

Ненецкий автономный округ – Игорь Федоров – 5

Ханты-Мансийский автономный округ – Александр Филипенко – 3

Чукотский автономный округ – Роман Копин – 4

Ямало-Ненецкий автономный округ – Юрий Неелов – 4

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ), Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»

Версия для печати