Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
2 ноября 2009 | Архив

Владимир Путин: принято решение увеличить поддержку региональных бюджетов

Председатель правительства РФ провел встречу с руководством партии «Единая Россия». Обсуждались вопросы, связанные с принятием в Госдуме проекта бюджета России. Владимир Путин заявил руководителям ЕР, что в соответствии с пожеланиями партии президиум российского правительства рассмотрел возможность «увеличить расходы на ремонт дорог, на строительство спортивных сооружений, на поддержку региональных бюджетов по ряду других статей».

Стенограмма встречи:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день

Мы собрались с вами для того, чтобы обсудить проблемы, связанные с работой весенней сессии. И, естественно, самое главное – это прохождение бюджета. Хотя мы это и делаем в регулярном режиме, по-моему, в последнее время достаточно часто. Совсем недавно. Когда это было, дня 4 назад? В более узком составе встречались.

Реплика: За день до первого чтения.

В.В.Путин: Да. Встречались в Белом доме, обсуждали все эти проблемы. Но сегодняшнюю встречу я хочу начать с другого – хочу передать вам всем привет от Юлии Владимировны Тимошенко, с которой я только что закончил разговор по телефону.

Похоже, что у нас опять возникают проблемы с оплатой наших энергоносителей, что крайне печально. Евросоюз так и не дал обещанных Украине для этих целей денег. Хотя нас заверяли в том, что нужно месяц-полтора. Прошло уже около трех – ни одного цента, ни одной гривны Украина от Евросоюза так и не получила.

Лидеры европейских стран отсылают нас к руководству Еврокомиссии. Руководство Еврокомиссии от контактов с нами по этому вопросу уклоняется.

Я их понимаю. Деньги-то платить нужно только в самом крайнем случае. Неохота.

Как вы знаете, МВФ сделал вчера и сегодня, по-моему, еще одно заявление по поводу того, что украинские власти проводят губительную экономическую политику, и, если так дело дальше пойдет, то МВФ вообще отказывается от сотрудничества с Украиной. И кредитов больше не даст.

Однако специфика ситуации сегодня состоит в том, что деньги-то на Украине есть. И это тоже данные МВФ. Золотовалютные резервы Украины составляют 27-28 млрд долларов. При нижней планке, обеспечивающей устойчивость национальной валюты и обеспечение внешнеторговых операций, где-то, опять же по оценкам МВФ, – 12 млрд.

Более того, МВФ не возражает, считает возможным и правильным из этих источников оплатить энергоресурсы, получаемые из России.

Кстати говоря, в этих деньгах МВФ – значительная часть и российских финансовых ресурсов.

Вместе с тем, по словам премьер-министра Украины, Ющенко препятствует нормальному сотрудничеству между Центральным банком, в распоряжении которого находятся эти золотовалютные резервы, и Правительством Украины и блокирует перевод соответствующих денежных средств.

Напомню, что мы проплатили транзит за наш газ вперед, включительно до 1 квартала 2010 года. И это общий объем кредитования украинской экономики – примерно в объеме 2,5 млрд долларов. Вопрос: что нам делать?

Задаю его не случайно, а потому что сейчас мы находимся как раз в процессе обсуждения бюджета, и он так или иначе в значительной степени связан с экономической деятельностью наших крупных инфраструктурных монополий. Какое мнение?

Б.В.Грызлов: Владимир Владимирович, я хотел бы высказаться по этой ситуации. Дело в том, что при формировании бюджета Минфин выходил с разными идеями по повышению разных налогов, в том числе предлагал повысить налог на газ. В порядке обсуждения мы, можно сказать, блокировали эту идею, и в данной ситуации в связи с этим у нас в бюджете нет идеи повышения налога на газ.

Мы понимаем, что если бы это произошло, если бы налог на газ был повышен, то в этой ситуации мы могли бы получить большие проблемы. Это было бы повышение цены на газ не только для предприятий, но и для граждан – это первое. И второе, что очень важно, – сократился бы объем инвестиционной программы на газификацию.

Мы у нас в России, в нашей стране, должны заниматься газификацией. И если мы теряем газовые доходы, если мы платим вперед, то мы еще более усугубляем эту ситуацию. Я считаю, что Украина просто обязана соблюдать те контракты, которые были подписаны, и никаких поблажек здесь быть не может.

В.В.Путин: Хорошо, мы еще будем иметь возможность вместе с вами поговорить на эту тему и с Дмитрием Анатольевичем. Так что мы еще посоветуемся и примем окончательное решение. Спасибо.

Давайте вернемся сразу к основной теме нашей сегодняшней встречи и продолжим наши регулярные консультации по важнейшим внутриполитическим и экономическим вопросам, по вопросам законодательной жизни.

Перед партией сейчас стоят очень сложные и ответственные задачи. Прежде всего, необходимо обеспечить динамичное посткризисное восстановление экономики России, причем с упором на новые, инновационные факторы роста, т.е. одновременно преодолевать последствия кризиса и разворачивать проекты модернизации.

Кроме того, мы должны серьезно ускорить темп преобразований в бюджетной сфере, здравоохранении, образовании, проводить активную политику социального развития. На всех этих темах мы с вами подробно остановимся в ходе XI съезда «Единой России», который должен состояться менее чем через месяц.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить партийную фракцию за поддержку ключевых правительственных инициатив. В том числе, это позволило нам оперативно, без задержек проводить меры, предусмотренные антикризисным планом. Да, собственно говоря, и сам антикризисный план своевременно сверстать.

Теперь несколько слов о приоритетах законодательной работы. Несомненно, центральный вопрос осенней сессии – это федеральный бюджет, я уже об этом сказал. Депутаты «Единой России» активно участвовали в его предварительном обсуждении. Многие поступившие предложения нами уже учтены.

Это касается увеличения расходов на строительство и ремонт дорог. Кстати говоря, мы вчера на Президиуме обсуждали этот вопрос, приняли решение, в соответствии с вашей позицией, еще увеличить расходы на ремонт дорог – я об этом чуть позже скажу – на строительство спортивных сооружений, на поддержку региональных бюджетов по ряду других статей.

Добавлю, что вчера, как я уже сказал, на Президиуме Правительства мы поддержали еще ряд инициатив. За счет перераспределения бюджетных ассигнований увеличили финансовое обеспечение нескольких важных программ.

Вы ставили вопрос, и я хочу вас об этом проинформировать. Дополнительно 100 млн рублей направлено на гранты для талантливой молодежи, почти миллиард пойдет на содержание объектов социальной инфраструктуры «АвтоВАЗа», что, как мы понимаем, снизит финансовую нагрузку на предприятие, позволит ему выйти из кризиса.

3,5 млрд рублей предусмотрено для развития элитного животноводства и семеноводства. Это, вы знаете, самым активным образом продвигалось депутатами партии «Единая Россия». И, наконец, 10,5 млрд рублей будет выделено на проведение Всероссийской переписи населения. И вы ставили этот вопрос, и недавно на встрече со мной эту тему поднимал руководитель Федерации Независимых Профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков.

Хотел бы также проинформировать еще об одном изменении. Мы планировали предусмотреть в будущем году 250 млрд рублей для поддержки банковского сектора.

Вы знаете, с сегодняшнего дня еще раз снижена ставка рефинансирования Центрального Банка. Это тоже один из признаков того, что ситуация в финансовой сфере у нас нормализуется, выравнивается.

В этой связи мы приняли решение, что эти средства распределим несколько иначе. 100 млрд пойдет на банки, как и предусматривалось. Все-таки такой фонд у нас должен быть. А 150 млрд решили направить на пополнение антикризисного фонда.

По сути, мы сможем использовать их для финансирования широкого круга программ восстановления экономики. И, прежде всего, речь, конечно, идет о так называемом реальном секторе экономики.

В целом, бюджет 2010 года будет носить ярко выраженный социальный характер. И одна из его главных статей связана с проведением масштабной пенсионной реформы. Мы с вами об этом хорошо знаем и много раз об этом говорили.

Всего на цели пенсионного обеспечения планируется направить сумму, равную примерно 10% ВВП страны. В целом, имею в виду. Что является абсолютно беспрецедентным показателем. Это позволит существенно повысить пенсии людям старшего поколения в 2010 году, в среднем по году на 46%.

Другой ключевой задачей бюджетной политики становится обеспечение макроэкономической стабильности. Последовательное снижение дефицита бюджета, подавление инфляции.

Кстати говоря, инфляция по результатам года может быть в этом году меньше, чем мы планировали. Посмотрим, как это на деле будет выглядеть. И дефицит. Во всяком случае, те средства, которые мы берем из Фонда национального благосостояния, из резервных фондов мы, может быть, не истратим в таком объеме, как предполагалось.

Поэтому нужно предельно ответственно и очень аккуратно относится к политике расходов. Никаких необеспеченных трат мы, конечно, позволить себе в современных условиях не можем, как бы привлекательно они не выглядели.

Хотел бы обратить ваше внимание еще на ряд законопроектов, работы над которыми следует, на мой взгляд, активизировать. Первое. Это закон об общих принципах предоставления услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Совсем недавно в Калининграде мы эту тему обсуждали на Президиуме Совета по местному самоуправлению. Претензий со стороны граждан здесь очень много: как к низкому качеству публичных услуг, так и к громоздким административным процедурам, к многочисленным посредникам, которые кормятся вокруг них. По сути, это не что иное, как легализация статусной ренты – взяток. Прошу «Единую Россию» взять эту тему под особый контроль как в части скорейшего принятия нового закона, так и в практической реализации его норм на местах.

Второе. Это целый пакет законов, связанных с поддержкой экономики, улучшением ее структурных параметров и эффективности, а также стимулированием предпринимательской активности.

В ходе осенней сессии надо завершить работу над законом об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Кроме того, необходимо продолжить работу над принятием технических регламентов. Все это станет серьезным правовым стимулом для внедрения передовых технологий и инноваций, роста конкурентоспособности наших компаний.

Конечно, мы с вами понимаем экономические последствия таких решений. И сразу резко возложить дополнительную нагрузку на экономику, наверное, тоже было бы опасно. Но мы должны показать со всей очевидностью тренд для всех участников экономической деятельности, куда мы пойдем, чтобы они своевременно принимали необходимые решения.

Предстоит также внести изменения в Налоговый кодекс. Они должны установить заявительный порядок возмещений НДС, что существенно ускорит сроки возврата этого налога экспортерам. Такая реальная поддержка добросовестных налогоплательщиков сегодня крайне важна.

Естественно, готов обсудить и любые другие инициативы, уважаемые коллеги, которые вы считаете важными для социальной сферы и для экономики.

Пожалуйста, Борис Вячеславович (обращаясь к Б.В.Грызлову).

Б.В.Грызлов: Уважаемый Владимир Владимирович, действительно, большая работа была по бюджету 2010 года: это и нулевое чтение, и обсуждение уже внесенного бюджета перед первым чтением. Я считаю, что бюджет, безусловно, носит характер социальный, социальной направленности.

И еще два момента, о которых мы ранее говорили, но сегодня пока не упомянули их.

Я считаю, очень важным решение, которое позволит ветеранам Великой отечественной войны получить жилье, даже если они не встали на очередь до 2005 года. Это очень важно.

И мы говорили о том, что возможно, в случае хороших результатов за 1 полугодие, поставить вопрос о повышении стипендий с 1 сентября для учащихся всех наших учебных заведений, а также об увеличении денежного довольствия военнослужащих. И, может быть, чуть позже, к декабрю, поставить вопрос о повышении зарплаты работникам бюджетных отраслей. Это было бы очень здорово.

Что касается законов, о которых Вы сказали, то безусловно, эти законы мы держим под контролем. И то, что касается общих принципов предоставления услуг. Мы этот закон будем рассматривать в первом чтении уже в ноябре. И я считаю, что мы сумеем во время осенней сессии довести его до выхода из Госдумы.

Что касается закона об энергосбережении, энергоэффективности – он в работе. Уже в ноябре от нас выйдет, из Государственной думы. По техническим регламентам работа ведется постоянно совместно с Правительством. У Правительства есть возможность своими постановлениями принимать регламенты. В то же время Государственная дума принимает законы, поэтому мы вместе решаем, какое вариант эффективнее. То ли это будет правительственный вариант, то ли это будет проходить через закон.

У нас 21 ноября съезд. И хотелось бы обсудить вопросы, связанные со съездом. У нас, наверное, важный вопрос – это вопрос об экономической ситуации. Мы как раз выбирали площадку проведения съезда – город Санкт-Петербург, «Ленэкспо». То есть там, где обычно проходит Санкт-Петербургский международный экономический форум. Там будем продолжать работу по этому направлению.

И те вопросы, которые носят уже сугубо партийный характер, – это вопросы, касающиеся уточнения программных документов партии. Они подготовлены и разосланы в региональные организации.

Нам надо избирать Высший совет. Потому что полномочия Высшего совета завершаются в этом году. Мы также хотели бы обсудить вопрос изменения в устав партии для того, чтобы, может быть, расширить демократию в партии, организовать проведение предвыборных голосований – то, что называется праймериз – предусмотреть участие в телевизионных дебатах. И ввести это прямо в устав нашей партии.

Ну, и мы хотели бы поговорить о реализации наших социальных проектов. Всего партия ведет 37 партийных проектов. Ряд из них уже стали либо государственными программами, либо федеральными целевыми программами.

Это тот объем вопросов, который хотелось бы сегодня обсудить.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати