Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
7 апреля 2015

Константин Антонов: Наш трагизм в том, что местное сообщество порой не хочет брать власть и управлять своей территорией

В Новосибирске в отличие от многих других крупных городов намерены сохранить выборы мэра. Соответствующий законопроект одобрен правительством региона. Руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов отметил, что при решении об отмене или сохранении выборов необходимо исходить из природы местного самоуправления. По словам Антонова, прямые выборы «это наиболее эффективный способ интеграции населения во власть и управления. Но, к сожалению, далеко не везде это работает».

«Маловероятно, что в Новосибирске отменят выборы мэра. В нашем мире возможно всё, но это маловероятно. Потому что за сохранение прямых выборов выступил единогласно городской совет депутатов. Где единым фронтом выступили и единороссы, и коммунисты. В Кольцово точно также, потому что он интегрирован в Новосибирск. Я думаю, что общая позиция и жителей города Новосибирска, и элит городских заключается в том, что прямые выборы необходимо сохранить. Коллективную позицию депутатов недавно выразил спикер горсовета Дмитрий Асанцев. Более того губернатор Владимир Городецкий озвучил свою позицию, где четко сказал, что он за сохранение прямых выборов.

Тема отмены выборов в сельских муниципалитетах никак не отразится на сентябрьских выборах в регионе. Если сейчас все тихо и мирно это принимают как должное, то почему это должно отразиться. Эта тема не формирует политическую повестку. Для небольшого числа людей эта проблема мировоззренческая и идеологическая. Для подавляющего большинства населения это вообще не проблема. А в Новосибирске по-другому и здесь активно местное сообщество и поэтому здесь все по-другому.

Что касается отмены выборов мэров в других крупных российских городах, то мы должны исходить из природы местного самоуправления. Что такое местное самоуправления? Это готовность местного сообщества самостоятельно решать вопросы местного закона. Так вот если местное сообщество не готово решать самостоятельно, им можно и инопланетянина в качестве князя делегировать. Если при этом это сообщество это примет и промолчит, значит, так тому и быть.

Я считаю, и многие считают, что прямые выборы и демократические процедуры это наиболее эффективный способ интеграции населения во власть и управление. Но, к сожалению, далеко не везде это работает. Приведу пример: есть некое муниципальное образование, там я спросил главу по областной программе поддержки частных подворий: почему в прошлом году вы ни копейки не выделили? Он отвечает: зачем мне эта морока? За это отчитываться надо. А этот человек избранный. Для чего он избранный? Так может лучше туда и назначить человека и в контракте прописать, что допустим у тебя должно быть 10 человек в году, которые получают эту субсидию. То есть эффективный контракт. То есть губернатор, который практически на 100% финансирует это муниципальное образование, должен иметь право и возможность с главы спросить хоть за что-то.

С одной стороны есть демократическая процедура, лучше выборов прямых никто пока ничего не придумал, а с другой стороны есть тяжелая наша реальность, когда местное сообщество не готово и не хочет брать власти и управлять. Если местное сообщество не хочет, то какие выборы?».

Версия для печати
Новосибирская область
политолог

Доктор социологических наук, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества