Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ.
Наталья Зубаревич: Дефолт регионов невозможен, но ничего хорошего в этом нет
По данным Счетной палаты, 55 регионов имеют госдолг, на половину превышающий их собственные доходы, а госдолг семи субъектов превышает 100% их доходов. Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отметила, что резко наращивать долги субъекты начали в 2013г., когда от них потребовали выполнять «майские указы» и повышать зарплаты бюджетникам. Однако теперь, чтобы хоть как-то выправить ситуацию, региональные власти вынуждены пустить под нож почти все социальные расходы.
«Высокие масштабы долга у регионов были уже в 2014г. В 2015г. с января по август долг рос очень медленно – всего на 1,7%. Основной рост госдолга продолжился в октябре, когда существенно сократились трансферты субъектам, а выполнять обязательства они продолжали. В результате за январь-октябрь долг вырос на 5%. Но это все равно не 18–20% и более, которые были в предыдущие годы.
В ноябре и декабре долг как обычно будет увеличиваться из-за того, что регионам нужно массово выполнять обязательства – оплачивать контракты и прочее. Именно в эти периоды долг нарастает. Мы надеялись, что в августе-сентябре поддержка из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов (из запланированных 310 млрд к концу сентября выдали только 260) как-то стабилизирует ситуацию и позволит регионам выполнить текущие обязательства по обслуживанию самой тяжелой части долга, кредитов коммерческим банкам. Но оказалось, что этих денег недостаточно.
Но надо еще смотреть структуру долга. Те, у кого бюджетные кредиты, это та же Чукотка и Чечня, с ними ничего не произойдет, договорятся с Минфином. Те, у кого высокая доля кредитов в коммерческих банках, им намного сложнее. Но, опять же, 70% долга – это долги Сбербанку, а 18% – ВТБ. А это банки под госконтролем, так что и на них надавят, чтобы договаривались.
Да, ситуация ухудшается, но медленно. Уровень долговой нагрузки огромный уже, все это сформировалось еще в 2013г. Долговую нагрузку регионы снизить не могут. По моим расчетам, за январь и на первое ноября 55 регионов увеличили долговую нагрузку, а около 30 смогли ее снизить. Правило здесь простое: у кого был небольшой долг, тем легче было его снизить, а у кого он большой – те его, как правило, наращивали.
Проблема долгосрочная и быстро не рассасывается. Она, конечно, дестабилизирует бюджеты, но не разрушает страну. Ручными методами пока ситуация каким-то образом поддерживается. Ничего хорошего в этом нет, потому что следствием огромных долгов стало активное сокращение социальных расходов: 32 региона «порубили» в номинальном выражении за три квартала этого года расходы на образование, а 11 субъектов – на здравоохранение и соцзащиту. Соответственно, это снижает расходы на человеческий капитал. В этой ситуации нет абсолютно ничего хорошего. Поскольку она создана решениями федерального уровня, в первую очередь указами по повышению заработной платы. Но с другой стороны, надо четко понимать, что в российской действительности дефолт регионов невозможен. Самые острые ситуации будут разруливать в ручном режиме и будут быстрее «рубить» прежде всего социальные расходы, потому что на их долю приходится почти две трети расходов субъектов».