Управляющий партнер компании «Неокон».
Денис Ракша: Работа Минфина – не баловать регионы
На фоне укрепления кризиса и наращивания регионами государственного долга всё чаще звучат предложения к Минфину РФ простить субъектам задолженность перед федеральным бюджетом, которая давно перевалила за 2 трлн руб. Те, кто критикует федеральный центр за отказ пойти навстречу регионам в этом вопросе, упрекают его в том, что «своих» он загоняет в долговую яму, в то время как странам третьего мира прощает многомиллиардные займы. Управляющий партнер компании «Неокон» Денис Ракша объясняет, почему прощать долги «чужим» можно, а «своим» – нет.
«Сейчас федеральный бюджет находится не в той ситуации, чтобы прощать долги регионам. Там, конечно, понимают, что немедленно взыскать эти долги будет невозможно, но прощать их не будут даже из чисто воспитательных соображений, чтобы регионы не дурили в будущем. Ведь в течение 2015–2016гг. очень много коммерческих долгов, которые понаделали регионы, были реструктуризированы в государственные, то есть Минфин предоставил регионам деньги, чтобы они погасили долги перед банками, и теперь вместо банков они должны Минфину на значительно более привлекательных условиях, почти под нулевую ставку. И после этого Минфин никому ничего прощать не собирается.
Кроме того, в федеральном бюджете и так денег не хватает. И это надолго. Минфин и так скребет по сусекам, закручивает гайки, ужесточает налоговое администрирование… И в этой ситуации просто никто не поймет, если всех других он прижимает, а регионы вдруг прощает.
Вообще этот плач Ярославны со стороны регионов раздается с завидной регулярностью. Ну, работа такая у регионов. А у Минфина другая работа – их обманывать.
А если говорить о долгах, которые Россия прощает разным государствам, то прощают либо долги, которые уже невозможно взыскать, либо чаще всего это делается из политических соображений.
Но зачастую это происходит вообще по другой схеме – прощаются старые долги и тут же делаются новые. Но мы же им не деньги даем, это надо понимать. Грубо говоря, это происходит так: приезжает президент развитой страны в страну, которая должна денег, и говорит: «Мы вам прощаем прежние долги и прямо тут же подписываем соглашение на поставку вооружений, атомных станций, железной дороги и так далее на сумму в два раза больше». Но вся эта сумма идет нашим же производителям, которые производят вооружение, строят атомные станции и железные дороги. Таким образом, деньги из страны не уходят, но при этом та страна оказывается нам должна в два раза больше, чем была.
Так что всё это очень хитро и имеет свой экономический и политический смысл. И к тому же это поддержка отечественного производителя. И если это не сделаем мы, то это сделают другие».