Евгений Плисецкий: Объединение крупных городов в метрополии – в русле политики на развитие межрегиональных связей
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил объединять крупные города в метрополии. По его словам, это необходимо для того, чтобы сократить дифференциацию регионов по уровню доходов и повысить общую экономическую эффективность страны. Кудрин считает, что наиболее перспективными, помимо Москвы и Петербурга, могут стать метрополии Екатеринбург – Челябинск – Тюмень; Томск – Новосибирск – Барнаул – Новокузнецк; Казань – Самара – Тольятти – Ульяновск; Ростов-на-Дону – Краснодар – Ставрополь. Замдиректора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий отметил, что предложения Кудрина находятся в русле федеральной политики «на более активное развитие межрегиональных связей, содействие межмуниципальному сотрудничеству».
«Стратегия пространственного развития страны закладывает основания для формирования подобных крупных надгородских образований. Имеется в виду выделение агломераций и дальнейшее формирование неких надагломерационных образований. В принципе это идет в русле той политики, о которой у нас говорится давно, на более активное развитие межрегиональных связей, содействие межмуниципальному сотрудничеству. Зачастую у нас муниципальные образования живут в условиях жесткой бюджетной ограниченности, и в этой ситуации бо́льшая часть бюджетов муниципалитетов уходит на решение текущих задач. И муниципалитеты испытывают некий голод в плане инфраструктурного развития, реализации крупных проектов. Также зачастую крупные индустриальные, транспортные, энергетические проекты требуют координации на межмуниципальном уровне. Одним из решений является как раз более активная интеграционная политика на усиление межмуниципального взаимодействия.
Сейчас один из наиболее известных подобных проектов, правда, не муниципального, а межрегионального взаимодействия, – это проект «Енисейская Сибирь». Он объединяет три региона: Красноярский край, Хакасию и Туву. Этот проект и был запущен как пример тесного межрегионального сотрудничества и развития именно крупных индустриальных, транспортных проектов между тремя регионами. Этим проектом предусматривается в том числе координация планов, бюджетов и так далее. Поэтому для крупных агломерационных структур объединение в такие метрополии может иметь смысл. Наиболее яркий пример – это связь двух регионов – Москвы и Петербурга. Давно уже действует скоростная магистраль, по которой двигаются «Сапсаны», в этом году должна открыться платная трасса, и есть дальнейшие планы по интеграции двух регионов. То же самое у нас может происходить на уровне других регионов, чтобы повысить связанность и внутреннюю мобильность населения.
Так, на Урале есть пример Тюмени, Екатеринбурга и Челябинска. Существует прямая связка между тремя крупными административными центрами, и она позволяет достичь некой синергии экономического, пространственного развития. В бо́льшей мере это будет направлено именно на усиление межмуниципального сотрудничества, проработку совместных проектов. На базе этого транспортного коридора у нас могут формироваться индустриальные участки. При этом должно быть не только железнодорожное сообщение, но параллельно должно вестись строительство автомобильной магистрали, которая позволит приблизить эти центры, повысить мобильность населения.
Иными словами, создание метрополий позволит усилить интеграцию между регионами. Но другой вопрос, что необходимо продумать механизмы управления при таком объединении крупных городов. Это может быть как надрегиональная или надмуниципальная надстройка в виде какого-то координирующего органа, который бы связал и сами муниципалитеты, и соответствующие ведомства на уровне региональных властей. То есть необходимо вместе увязать схему территориального развития муниципалитетов и регионов, а также синхронизировать документы стратегического планирования, чтобы обеспечить увязку приоритетов и проектов развития. Нужно синхронизировать бюджетный процесс, потому что у нас проблемы в реализации таких межрегиональных и межмуниципальных проектов чаще всего возникают из-за особенностей бюджетного процесса в том или ином муниципалитете. В каждом регионе – своя специфика, даты и сроки. И отсутствие синхронизации между муниципалитетами в плане своевременного выделения средств отчасти тормозит реализацию проектов. Что касается регионов, которые предлагается объединить в метрополии, то они отличаются некой общностью, экономико-географической связностью».