«Возвращение прямых выборов глав муниципалитетов в регионах зачастую зависит от политической воли губернаторов. Конечно, более удобной и понятной для руководства регионов, как правило, является система назначения глав муниципальных образований через конкурс. Это связывают с тем, что такая система создает большие основания для лояльности мэров. Кроме того, губернаторы считают, что это в некотором смысле способствует профессионализации управления, позволяет привлечь более сильные кадры, которые путем прямых выборов не всегда удается избрать. Существует представление, что народ иногда делает не тот выбор и следует популистским настроениям, в то время как эффективность управления городами зависит от того, насколько грамотные управленцы стоят во главе городов.
Мы как раз в настоящее время ведем исследование, в рамках которого оцениваем состав мэров крупных городов. Речь идет о крупных городах от 200 тыс. населения и региональных центрах. Это те города, где есть ресурсы и мэр может на что-то повлиять. И уже можно посмотреть на первые результаты. Что касается источника формирования корпуса мэров, то здесь тенденции достаточно четкие. Во-первых, за последние 10 лет, когда мы перешли от системы выборов мэров к назначению, количество глав городов, которые имеют ученую степень, неуклонно снижается. Количество мэров, которые имеют два и более высших образования, снижается. Количество мэров, которые имеют образование, полученное в Москве и Петербурге, снижается.
Что касается профиля образования, то вопреки ожиданиям, что на смену технарям придут экономисты и люди, имеющие профессиональное образование в сфере государственного муниципального управления, количество мэров с образовательным профилем «государственное муниципальное управление» остается примерно одинаковым по сравнению с тем, что было раньше. Количество мэров, имеющих экономическое образование, серьезно снижается. А растет количество мэров, которые имеют юридическое образование. То есть по большому счету главным критерием становятся не столько профессиональные компетенции в области городского развития, сколько профессиональные качества, связанные с юридической безопасностью, с правильностью оформления документов.
И если мы говорим о возрастной структуре мэров, то вопреки ожиданиям, что переход от выборов к назначению будет способствовать омоложению, этого тоже не происходит. Средний возраст мэров остается стабильным – 47–48 лет. Это вполне разумный, сбалансированный возраст.
Далее мы работаем над тем, куда уходят мэры после отставки, какие у них профессиональные траектории, сколько из них подвержены уголовному преследованию.
Запрос на возвращение прямых выборов мэров существует в обществе. Но он еще в полной мере не нашел своего отражения в предвыборных кампаниях губернаторов. В сложных критических ситуациях губернаторы иногда готовы прибегать к этой теме и к таким обещаниям. Но, когда губернаторы чувствуют уверенность в своем положении, стараются не отказываться от возможности серьезного влияния на назначение глав прежде всего крупных муниципальных образований».