Эксперт Института гуманитарно-политических исследований, доктор политических наук
Госдумой принят закон, дающий право врио губернатора назначать нового сенатора в случае досрочного прекращения полномочий предыдущим представителем региона. Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов считает, что данные изменения продиктованы «политическими потребностями» власти. По его словам, право назначения сенаторов даст врио глав регионов дополнительные возможности в налаживании диалога с местными элитами и в ходе выборных кампаний.
«Это странная ситуация, когда врио губернаторов получают право назначать новых сенаторов. Мы имеем такой интересный правовой феномен. Потому что врио губернатора – это не избранный человек. Это человек, который не получил должной легитимности со стороны граждан. И, когда этот человек делегирует сенатора, это выглядит довольно странно. Делегированием сенатора должен заниматься человек, который прошел горнило выборов и получил полноценную легитимность. Если бы губернаторы у нас назначались президентом и не было выборов, тогда еще были бы какие-то аргументы, что это могло бы быть. Хотя это все равно выглядело бы странно. Человек, имеющий статус временно исполняющего обязанности, делегирует парламентария в верхнюю палату, который тоже должен обладать соответствующей легитимностью. При этом парламентарий является носителем части государственного суверенитета. И с точки зрения теории права довольно дискуссионный момент, когда человек, назначенный на временное исполнение обязанностей, получает право делегировать другого человека, который при этом является носителем части государственного суверенитета. Но это с точки зрения правового подхода.
Но мы видим, что происходит сейчас с системой госуправления и системой права. Она целиком попала в зависимость от текущих политических потребностей. А текущие политические потребности понятны. Ротация губернаторского корпуса сейчас очень велика. И, скорее всего, она сохранится на приличном уровне. Несмотря на то что за последние три года значительная часть губернаторского корпуса заменена, я уверен, что через пару-тройку лет нас ждет масштабная ротация губернаторов в связи с тем, как будут оценены новые назначенцы. И поскольку значительная часть из уходящих губернаторов получает в качестве компенсации должности в Совфеде, то для Кремля, видимо, принципиально важно создать этот механизм таким образом, чтобы в будущем он не вызывал вопросов. Мы законодательство меняем в соответствии с текущей политической конъюнктурой. Эти изменения скорее противоречат нормальной юридической логике, но они обусловлены тем, что высокие ротации в губернаторском корпусе требуют соответствующих решений.
Право врио глав регионов назначать новых сенаторов может быть дополнительным инструментом с целью налаживания контактов с местными элитами. Потому что уходящие губернаторы, особенно если они местные, представляют устойчивые группы интересов, и их влияние на региональные элиты какое-то время сохраняется. Поэтому предоставление им возможности переехать в Совет Федерации – это и реверанс в отношении местных элит, и покупка лояльности прежних руководителей.
Другое дело, что будет происходить через несколько лет, когда большая часть губернаторского корпуса преимущественно будет состоять из бывших молодых технократов, которые направлялись в регионы. Тут возникает интересный феномен в плане того, что будут делать с теми технократами, которые по тем или иным причинам будут уходить из регионов. Наиболее успешные из них получат повышение в органах исполнительной власти. И между этими молодыми технократами существует такое негласное соревнование. То есть у многих из них, большая часть из которых – федеральные чиновники, есть мотивация вернуться с повышением. Но таких будет немного. А губернаторский корпус уже в значительной степени состоит из молодых технократов. И возникает вопрос, что делать с остальными. И тут Совфед тоже станет местом, куда их будут направлять. И, кстати говоря, тем самым будет обновляться и Совет Федерации. Нынешние молодые технократы – это большой кадровый резерв для просачивания на федеральный уровень. И, как я понимаю, в этом тоже состоит некий замысел модели с молодыми технократами. То есть это молодые перспективные чиновники, которые отобраны, обучены, направлены в регионы. А дальше – как получится. Наиболее эффективные идут и обогащают исполнительную власть своими компетенциями и опытом. А тех, кому места в исполнительной власти не хватит, пойдут в госкомпании, но при этом и Совет Федерации не потеряет, если часть из этих людей пойдет туда. Они освежат верхнюю палату, вольют туда молодую кровь. И здесь уже замысел не в том, чтобы с региональными элитами заключить некий компромисс, а это интересный механизм обновления Совета Федерации. И, для того чтобы иметь такую машину, которая бы действовала быстро, придумано это законодательное изменение.
Отчасти возможность назначения врио губернаторов сенаторов может повлиять на губернаторские выборы. Это поддержка влиятельными группами интересов. То есть возможность врио глав регионов назначать новых сенаторов имеет несколько опций, и каждая из них может быть активирована. Основная опция – это компенсация уходящим губернаторам. Но это может быть в отдельных случаях и некая благодарность группе интересов, и мобилизация ее дальнейшей поддержки.
То есть привязка права назначения сенаторов к врио означает большую свободу политического маневра. Правовые принципы сегодня приносятся в жертву формированию более широких и оперативных политических возможностей».
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований, доктор политических наук