прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
30 марта 2012 | Архив

Михаил Терский: «Росрыболовство не может учесть интересы всех регионов»

Сахалинский губернатор Александр Хорошавин с другими главами субъектов ДФО добился пересмотра ФЗ «О рыболовстве»: готовятся изменения, по которым добытчикам прибрежной зоны разрешат замораживать продукцию и отгружать прямо в море на транспортные суда. Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский называет ситуацию «палкой о двух концах», при которой единый закон не сможет учесть интересы всех регионов РФ.

«В соответствии с законом, который сегодня существует, вся рыба, выловленная в прибрежных зонах, должна доставляться на берег и перерабатываться на предприятиях на берегу. С одной стороны, это правильно, для того чтобы поддержать береговые предприятия. Но, с другой стороны, это создает очень большие сложности для рыбаков, потому что в прибрежной зоне по всему Дальнему Востоку мы вылавливаем около 400 тыс. тонн рыбы: это очень большая цифра, в том числе в прибрежной зоне ловят и красную рыбу, и краба. Но рыбаки говорят: что такое прибрежная зона? Это, скажем, от юга Приморья до севера Камчатки, то есть суда могут находиться за сотни километров от предприятий, к которым они приписаны. И рыбаки просят разрешить перерабатывать рыбу, пойманную в прибрежной зоне, на судах. Также они просят рыбу перегружать на транспорт, потому что сейчас по законодательству тот, кто поймал, должен сам доставить на берег, то есть, поймав и забив трюмы, сразу идти к берегу. Теряется время и прибыль, поэтому рыбаки настаивают, чтобы в прибрежной зоне было разрешено судам не уходить из зоны лова, а передавать рыбу на транспортные суда.

В принципе, разумное предложение, но в то же время транспортное судно может рыбу доставить не на ваше предприятие, где люди ждут ее, чтобы работать, а куда угодно. Так что тут есть конфликт между береговыми предприятиями, которые нуждаются в сырье, и рыбаками, которые это сырье добывают. Как решить этот конфликт, в чью пользу? Сейчас он решен в пользу береговых предприятий, и рыбаки недовольны. Если изменить закон, недовольны будут береговые предприятия. Поэтому я думаю, что у разных губернаторов будут разные позиции: те, у кого хорошо развиты береговые предприятия, заинтересованы в сохранении этого закона. Закон ведь касается всех предприятий России – и севера, и Каспия, а там очень сильно развиты береговые предприятия. Поэтому главе Росрыболовства Андрею Крайнему приходится учитывать интересы всей России, а не только Дальнего Востока.

Поиск компромисса на сегодняшний день пока вещь сложная. Найти какую-то правовую форму, при которой все были бы довольны, не представляется возможным. Единственное, что рыбаки более организованные, они объединены в ассоциации, и у них инструмент лоббирования сильнее, выше возможности давления на Крайнего. Береговые предприятия хуже интегрированы между собой, действуют в одиночку, поэтому их интересы лоббируют сами губернаторы. Но в любом случае компромисс надо искать, раз есть недовольные.

Получается, как с лесом: если лес можно полностью вывозить за рубеж, значит, зачем строить перерабатывающие предприятия? Здесь то же самое: конфликт между теми, кто рыбу ловит и хочет продать за рубеж, и теми, кто эту рыбу хочет перерабатывать на берегу.

Понятно, раз дано поручение Зубкова, надо обсуждать, смотреть, но закон ведь не может быть выборочным. Если бы закон можно было сделать выборочным и для каждого региона придумать свою модель хозяйствования, тогда было бы все нормально. Но закон не может быть по типу «лоскутного одеяла», он будет одинаковым для всех – для Дальнего Востока, Каспия, Балтики, Черного моря. А там условия совершенно другие, чем в ДФО: и на Каспии, и на Балтике 80% всей выловленной рыбы перерабатывается на берегу. То есть, если принять общий закон, могут пострадать предприятия юга России. Проблема связана с тем, что у нас в стране неравномерно развита береговая инфраструктура, и с тем, что закон не является региональным, или точечным, а касается всех бассейнов. А разные бассейны находятся в разных условиях, и выработать закон, который бы удовлетворял всех, – это все равно, что вместо фрака пошить кафтан. Но я думаю, что рыбаки победят за счет того, что у них более сильное лобби». 

Версия для печати
Приморский край
доктор экономических наук

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Дальневосточного федерального университета, заведующий приморской лабораторией экономики и глобальных проблем Института экономических исследований ДВО РАН,  член общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край.