28 марта 2013 | Архив

Михаил Терский: «Офшор на Дальнем Востоке - это экономическая экзотика»

Председатель российского правительства Дмитрий Медведев предложил создать офшорную зону на Дальнем Востоке. По мнению премьера, это будет способствовать возвращению в Россию денег, которые находятся в других государствах. Доктор экономических наук, заведующий приморской лабораторией Института экономических исследований ДВО РАН Михаил Терский уверен, что создание офшорной зоны на Дальнем Востоке не принесет никакой пользы государству.

«Бизнес, который не умеет управлять налоговыми затратами, является неконкурентоспособным. Такова общая ситуация в мире. Понятно, что один из законных инструментов налоговой оптимизации - это перевод своего бизнеса в офшорные зоны. Одной из форм офшорных зон являются особые экономические зоны, где государство на официальной основе предоставляет бизнесу налоговые преференции.

Офшор – это форма конкуренции национальных экономик за мировые финансовые ресурсы. Инфраструктура офшорных зон - это очень сложная организационная институциональная система, и так просто создать офшор невозможно. Нужно иметь развитую банковскую, страховую, консалтинговую инфраструктуру, которая работает по международным стандартам. А одним распоряжением правительства создать офшорную зону на Дальнем Востоке невозможно.

Для российского бизнеса это предложение неактуально. За средства нашего бизнеса в мире ведется огромная конкурентная борьба. На востоке есть прекраснейшие офшоры, превосходящие по надежности и качеству офшоры Голландии, Люксембурга, Ирландии и даже Швейцарии – это Сингапур, Гонконг, Виргинские острова. Они сейчас вместе радуются уходу с рынка конкурента в виде Кипра. А надеяться конкурировать с офшором Гонконга или Сингапура Дальнему Востоку просто нереально.

Каждый раз, когда правительство предлагает создать некую особую институциональную площадку с льготными налоговыми режимами, у меня всегда возникает вопрос – а почему инвесторы не идут в особые экономические зоны? На территории России их несколько и они «не работают». Это означает, что сегодняшний инвестор не верит государству. В Приморье есть судоходный офшор, называемый «Второй регистр», где можно регистрировать суда по тем же правилам, что и в любом судоходном офшоре. Но никто из российских компаний не регистрируется. И иностранные морские компании не регистрируются – ни китайские, ни корейские, хотя в Японии 80% судов зарегистрированы в таких офшорах.

Наш бизнес настолько талантлив, что ему не нужны государственные офшоры. Теневая экономика – это и есть офшор, каждый бизнес может себе такой создать и туда уйти. Как показывает опыт, риски в теневых офшорах ниже, чем в официальных особых экономических зонах. Смысл офшора не только в механизмах налоговых преференций, он построен на доверии. Поскольку у нас бизнес государству не доверяет, выстроить систему доверия между государством и бизнесом с помощью офшоров не удастся.

Пример тому классический. В Америке чиновник – судья, который судит за нарушение правил, в Китае он помощник, потому что без помощника малый и средний бизнес там развиваться не сможет. А у нас чиновник – оккупант, эффективность которого определяется количеством трофеев, собранных с территории. И пока наш бизнес будет воспринимать государство как оккупационную армию, никакие офшоры не помогут.

Как сделать так, чтобы превратить чиновника в партнера? Есть ли такая программа у правительства? Заигрывания с бизнесом с помощью налоговых льгот, как мы видим, не помогает. Бизнес – это кот, который гуляет сам по себе; он живет в семье только потому, что вы о нем заботитесь.

Офшор создается в первую очередь для мирового бизнеса. Предлагать ему размещать капитал в России – несерьезно. Предложение Медведева рождено от отчаянья найти внятные механизмы решения социально-экономических проблем Дальнего Востока. Это из серии «Давайте заведем крокодила в ванне, а соседи будут завидовать». Это популистская, эмоциональная попытка найти нестандартные экзотические подходы к решению проблем периферийной территории. Я не думаю, что такие проекты нужно озвучивать первым лицам и предлагать нечто никак не вписывающееся в экономическую логику развития территории».  

Версия для печати
Приморский край
доктор экономических наук

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Дальневосточного федерального университета, заведующий приморской лабораторией экономики и глобальных проблем Института экономических исследований ДВО РАН,  член общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край.