Юрий Фалейчик: «Сотрудничество Иркутской области с Монголией и Китаем имеет колоссальное значение»
Группа по пограничным вопросам создана при губернаторе Иркутской области Сергее Ерощенко. Среди ее задач развитие автомобильного пункта пропуска Монды-Ханх на границе с Монголией, улучшение условий пропуска через государственную границу в воздушных пунктах пропуска. Депутат заксобрания Иркутской области Юрий Фалейчик отметил значимость сотрудничества региона с ближайшими соседями Монголией и Китаем. По его словам, любое развитие транспортных коммуникаций будет способствовать развитию этих взаимоотношений.
«Наверняка у вас есть сосед. Если бы вы с соседом периодически обменивались солью, сахаром, взаймы брали, регулярно приносили бы что-то с рабочего места и делились этим с соседом. Вы понимаете, что возникают отношения, заложенные самой географией сосуществования. Точно также взаимоотношения Иркутской области с самими ближайшими зарубежными соседями, а это Монголия и Китай, сложились не вдруг, не сегодня. Они исторически имеют колоссальное значение в прошлом и всегда с оглядкой на перспективу будущего.
Монголия - наш не только классический сосед, но и родственник. Монголы и буряты, как известно, это разные ветви одного народа. То есть культурные связи, традиции, религия объединяют некую общность народов, которая охватывает и Бурятию, и Забайкальский край, и Иркутскую область, это во-первых.
Во-вторых, близость географии - это еще пусть не великие, но миграционные потоки, связанные с туризмом и приграничной торговлей. Они исторически тоже сложились давно, и любое улучшение этих коммуникаций только будет способствовать развитию этих двух факторов.
Далее, нас связывает единая железная дорога. Потому что в Монголии построена дорога по советскому стандарту. А железнодорожных стандартов в мире очень много. И трансграничные переходы транспортные, как правило, серьезные проблемы вызывают. В Европу, например, нам надо перекатывать колесные пары, чтобы ездить, и то же самое в Китай. А вот в Монголию не надо. Соответственно, Монголия - это и транзитная зона по экспортным грузам, которые идут в Китай. Кроме того, постоянно идут разговоры по поводу транзита электроэнергии на Монголию. Наше присутствие заметно там на металлургическом комбинате «Эрдэнэт». Развитие «Эрдэнэта» напрямую связано с экономикой России, потому что там российский инвестор. Поэтому наши взаимоотношения с Монголией по поводу любого улучшения транспортных коммуникаций будут только развиваться. Они потенциально имеют место. Монголия - все-таки гигантская территория с хорошо поставленным производством мяса, например, и так далее. Сбрасывать со счетов их нельзя. И чем теснее мы будем связаны, тем лучше будет и нам, и им.
Ну а что касается Китая, то это основной потребитель нашей продукции. Это и алюминий, авиазавод заказы получает из Китая, нефтепродукты частично экспортируются в Китай, даже угли в значительной мере идут на Китай, я уже не говорю по поводу леса. Поэтому мы к Китаю привязаны жестко еще и экономически. Это колоссальный рынок сбыта для нашей продукции, про импорт говорить не будут, потому что он общий в стране, и мы тут мало чем отличаемся от всех остальных.
Конечно, то, что поток с Монголии будет потенциально возрастать, ну и слава богу. А инфраструктура разовьется. Если предпосылки будут для развития, то разовьется. Это же бизнес».