Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ.
Наталья Зубаревич: «Вот когда начнут с Чечни сокращать бюджетные расходы, я поверю, что что-то меняется»
Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич прокомментировала заявления глав Минфина и Минрегиона на совещании в Пятигорске. Руководители этих ведомств обратили внимание на неэффективное расходование бюджетных средств в республиках СКФО, раздутые штаты местных чиновников и чрезмерные налоговые льготы. «Минфин и Минрег могут говорить что угодно. Раздутыми бюджетными расходами, которые в значительной мере потом отмываются и уходят в «теневку», покупается лояльность элит республик Северного Кавказа», - заявила Зубаревич «Клубу Регионов».
«Вообще-то глав республик и так отслеживают по показателям эффективности, они, правда, (настолько) странные, эти показатели, что порой некоторые северокавказские республики выглядят очень хорошо. С точки зрения бюджетных расходов… Ну, когда вы живете на дармовые деньги, на трансферты и получаете их немало, то, видимо, это развращает. Изменения могут произойти только в случае ужесточения политики предоставления трансфертов, в том числе и на госуправление в той же Чечне. Но я очень удивлюсь, когда это произойдет, потому что в России в среднем на одного регионального чиновника приходится 2,5 федеральных. И у нас центр на себя бы обратил внимание, посмотрел, сколько функций он вытащил наверх и финансирует это, никак не сокращая. Но есть Чечня, где на одного федерального чиновника приходится больше, чем один региональный. Ну все уже, приехали. Вот когда начнут с Чечни сокращать (бюджетные расходы), я поверю, что что-то будет меняться. Но бюджетные расходы Чечни никто особо не контролирует, по-настоящему.
Центр не может начать жесткую экономическую политику. Это ведь покупка элит. Минфин и Минрег могут говорить что угодно. Раздутыми бюджетными расходами, которые в значительной мере потом отмываются и уходят в «теневку», покупается лояльность региональных элит республик Северного Кавказа.
Конечно, формально расходы, которые называются субсидиями, они частично контролируемые центром, потому что это софинансирование на конкретные какие-то вещи. Их там можно отмыть через зарплату, пособия, да что угодно. Люди налом отдают часть полученных денег, это норма на Кавказе. Это прогнило сверху донизу.
Второй вариант – это дотации. Дотации центром не контролируются, потому что это просто предоставление трансфертов на те нужды, которые регион сам сочтет необходимыми.
Сажать северокавказские республики жестко на субсидии нельзя, бюджетный кодекс этого не позволяет. Потому что это дотационные регионы и к ним большая часть средств поступает в виде дотаций. Поэтому даже инструмента нет. У государства есть возможность наказывать (глав регионов) за несистемность расходов, но это очень скандальная и очень взрывоопасная ситуация. Поэтому будут и дальше ругаться, но воз и ныне там.