Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
2 октября 2013

Владимир Кревер: «Губернаторы должны искать компромисс между экономическими задачами и природоохраной»

В районе охранной зоны «Земля леопарда» в Приморском крае строится автомобильный тоннель. Он необходим для обеспечения безопасной миграции дальневосточных леопардов. Охранная зона была создана по распоряжению главы региона Владимира Миклушевского. Координатор программы по сохранению биоразнообразия WWF России Владимир Кревер говорит, что подобный опыт должен распространяться и в других регионах России. Он также отметил необходимость поиска компромиссов между задачами по развитию региона и задачами сохранения биоразнообразия.

«Надо сказать, что это постоянный и объективный во всем мире конфликт между задачами социально-экономического развития и задачами сохранения биоразнообразия. Понятно, что любая человеческая деятельность либо прямо, либо косвенно вредит дикой природе. Всегда решение находится в диалоге, и всегда идет поиск каких-то компромиссов. Кто больше уступает, природоохранники или управленцы - это меняется от страны к стране, от региона к региону и, конечно, от конкретной ситуации.

Наиболее острые для России примеры, когда природоохранные интересы не учитываются при планах хозяйственного освоения регионов, это то, что сейчас активно развивается шельфовая добыча углеводородов. Если говорить о сухопутных вопросах, то классические примеры – это как рубить лес. Есть технологии рубки, которые позволяют по максимуму сохранять биоразнообразие, а есть сплошные рубки, которые приводят к тому, что все животные исчезают. В каких-то случаях удается найти компромиссное решение, в каких-то случаях нет.

Если смотреть на Дальний Восток или историю с переносом трубы «Байкал» (трубопровод ВСТО), то это классическая история, когда государство шло навстречу природоохранным задачам и трубу от Байкала отодвинули. На Дальнем Востоке ряд терминалов из наиболее важных для сохранения природы мест тоже передвинули.

Что касается строительства тоннеля в Приморском крае, то практика подобная существует во всем мире. Если посмотреть на скандинавские страны, то там различные переходы строятся над дорогами, под дорогами для самой разной живности. Или, например, на Аляске поднимают трубопроводы над землей, чтобы олени во время миграции могли спокойно под ними проходить. Все страны на это идут, надо и нам идти».

Версия для печати