Доктор политических наук, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, экс-министр по национальной политике, эксперт по государственной национальной политике России.
Владимир Путин на заседании своего совета по межнациональным отношениям выступил с рядом инициатив, направленных на поддержание согласия в обществе. Доктор политических наук, замдиректора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Владимир Зорин прокомментировал предложения президента ввести т.н. трудовые карты и создать мониторинговые центры, которые будут отслеживать состояние межэтнических отношений.
«Я не думаю, что разговор о мониторинге, о котором говорил Владимир Путин, напрямую связан с бирюлевскими, или с пугачевскими событиями, или с любыми другими событиями нашей внутриполитической жизни. Дело в том, что Путин говорил о создании системы мониторинга в виде государственных экспертных центров. Впрочем, мониторинговые центры существовали и раньше, в первую очередь на базе научных учреждений. Но их функции были чисто научными. А сейчас речь идет о другом – о создании системы мониторинга, которая обеспечивала бы полный синтез изучения ситуации. Участие в таком мониторинге будут принимать органы власти, общественные организации, экспертное сообщество, а также средства массовой информации. Как мне кажется, эта задача является сегодня очень перспективной.
Последние исследования нашего института показывают, что противоречия накапливаются не только в конкретных точках, но и по конкретным темам. В последнем случае мониторинг не всегда помогает определить места последующих взрывов. Это обозначает, что в нашем обществе сегодня появились такие темы, которые можно назвать сквозными, которые могут привести к взрыву в любой из точек нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Одной из этих точек как раз и является мигрантофобия. Важно сказать, что все это происходит на фоне неэффективной работы местных органов государственной власти, поэтому мониторинг эффективности их работы также будет важной задачей этих центров.
Что касается введения так называемых трудовых карт, то здесь я отмечу лишь то, что с их помощью регионы должны будут установить конкретную потребность в иностранной рабочей силе: и по ее видам, и по ее квалификации, и по местам ее применения. Сейчас же, к сожалению, по данному вопросу никакой ясности нет. В результате этого потоки мигрантов - как внутренних, так и внешних - движутся хаотично, в основном устремляясь в наши мегаполисы, что и создает серьезные проблемы в отношениях между постоянным населением и приезжими.
Много внимания сейчас уделяется всевозможным запретительным мерам в сфере регулирования межнациональных отношений. В этой связи хотелось бы отметить, что, мне кажется, если перестают действовать нравственные нормы, то ничего другого, кроме запретительных мер, уже не остается. Некоторые из таких запретительных мер являются, на мой взгляд, очень своевременными. Например, я бы среди них в первую очередь выделил меру по привлечению к уголовной ответственности работодателя в случаях использования труда нелегальных мигрантов, а также за использование труда мигрантов тогда, когда можно привлекать местную рабочую силу.
Говоря о создании новых эффективных методов, помогающих преодолевать проблемы, связанные с нелегальной миграцией, хотелось бы вспомнить о некоторых из уже существующих практик, помогающих европейским странам справляться с теми же проблемами, которые теперь появились и у нас. Например, на территорию европейских стран нельзя въехать, не представив документов о том, что у тебя есть средства на обратный билет. В некоторых из этих стран также есть законы, согласно которым зарплата мигранта не может быть ниже, чем у местных жителей. И подобных мер в действительности очень много. Конечно, ясно, что и они не могут обеспечить полной защищенности от нелегальных мигрантов. Но этот опыт для нас все равно очень важен.
Еще я бы хотел отметить, что, в отличие от остального мира, наша страна столкнулась с проблемой миграции гораздо позднее. Мы были закрыты на протяжении 70 лет, и любой приезжающий к нам находился под строжайшим контролем со стороны всевозможных органов. А сегодня миграция свободная, и поэтому она зачастую хаотичная и неуправляемая. Но, тем не менее, государство шаг за шагом работает над решением данной задачи. Принимающему же сообществу в этой ситуации, конечно, необходимо проявлять как можно больше терпения и умения вести диалог с людьми, представляющими другой менталитет и другие традиции».
Доктор политических наук, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, экс-министр по национальной политике, эксперт по государственной национальной политике России.