Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
3 апреля 2014

Лев Шлосберг: Турчаку придется отвечать на вызов актеров псковского театра

Псковское отделение Союза театральных деятелей (СТД) России направило открытое обращение к врио губернатора Псковской области Андрею Турчаку, в котором сообщается, что с тех пор, как театр возглавил назначенный Турчаком худрук Василий Сенин, а директором стал Сергей Дамберг, в театре начались необоснованные увольнения, конфликты и скандалы. Дамберг объясняет активность СТД их связью со «Справедливой Россией» и готовящейся кампанией по выборам губернатора. Депутат псковского областного собрания, лидер реготделения «Яблока» Лев Шлосберг считает, что конфликт не имеет «партийных тонов», но Турчаку «придется отвечать на этот вызов».

«Политикам нужно быть очень осторожными при вмешательстве в сферу искусства, потому что это сфера вкусов, сфера оценок, сфера глубоких и сложных эмоциональных отношений. Если говорить об ответственности работодателя, а в данном случае губернатор, безусловно, выступает работодателем, - да, он сделал выбор в пользу конкретного человека, петербургского режиссера Василия Георгиевича Сенина. Человека, очевидно, ему кем-то рекомендованного, не думаю, что Андрей Анатольевич (Турчак) лично был знаком с Сениным, т.е. кто-то из петербургских знакомых ему Василия Сенина порекомендовал.

Было совершенно очевидно, что псковскому драмтеатру необходимо новое дыхание. Дело не только в том, что было отремонтировано здание и, как говорится, новому дому новый режиссер – это не так, это не является основанием для смены режиссера. Было очевидно, что репертуарная политика псковского театра, я бы сказал так, уровень творческого состояния был очень сложным… Было очевидно, что псковскому театру нужно было творческое оживление. Все, в том числе и внутри театра, понимали, что должны произойти изменения, в том числе и кадровые в руководстве театра. Другой вопрос – кто был выбран для этих судьбоносных изменений, как этот человек общается с людьми, как себя ведет с предшествующей культурной историей…

Приход Василия Сенина получился достаточно жесткий. Значительная часть театральной труппы восприняла его действия как угрозу ликвидации в коллективе театра других творческих личностей, и Василий Сенин эту угрозу не опроверг.

Произошло несколько событий, может, Сенин не до конца понимал их восприятие другими людьми, их смысл для этих людей, но эти события были знаковыми для старого театра.

Так, при организации Пушкинского театрального фестиваля Владимиру Рецептеру – основателю фестиваля – официально пишут, что псковский театр больше не нуждается в его услугах, и не важно, какой спектакль предлагал Рецептер, он основатель фестиваля, он его отец. И когда все узнают, что Рецептеру отправлено письмо о том, что Пушкинский фестиваль будет воплощен без всякого его участия, что он просто не нужен, это, конечно, шокирует людей, потому что Рецептер – это истоки фестиваля. И не может быть, чтобы в Пушкинском фестивале такому человеку не нашлась ниша…

Т.е. эти ультимативность и контрастность отношений, нежелание их смягчать и находить место различным творческим людям очень сильно испугали людей. После Пушкинского фестиваля конфликт не разрешился вопреки некоторым ожиданиям. В театре есть люди, лояльные Сенину, и у них нет проблем, но есть те, кто его открыто критиковал. Это народный артист России Юрий Новохижин и заслуженный артист России Виктор Яковлев, которые высказали Сенину в лицо претензии, и он не забыл этого, к сожалению, а режиссер всегда должен быть готов к претензиям актеров.

Проблема усугубилась тем, что директором театра стал человек не театральный – Сергей Дамберг, человек, может быть, еще более жесткий, чем Сенин, в административных вопросах. Он подошел к театру как к предприятию. Наверное, это неплохо само по себе, но нужно понимать, что люди, актеры – не шестеренки... У меня создалось впечатление, что новые руководители псковского театра не совсем поняли, куда они пришли…

Ситуация обострилась и после такого эпизода, когда актеры во время Пушкинского фестиваля получили информацию о том, что они должны в театр покупать билеты. Они привыкли, что театр – это их дом, и они могут прийти не только на свои, но и на чужие спектакли. Эти все события наложились одно на другое, и ситуация дошла до прямого ультимативного конфликта, когда большая часть артистов театра не видит будущего с Сениным, а Сенин не видит будущего театра с этими актерами. И, учитывая то, что инициатива назначения нового художественного руководителя исходила от губернатора и, более того, результаты конкурса на замещение должности художественного руководителя были известны уже до конкурса, как это бывает в нашей стране, это обидело людей.

Были и другие жесткие ситуации. Когда в Пскове проходил президентский совет по культуре и искусству [февраль 2014г.], среди приглашенных был Юрий Новохижин. Но мы знаем, что влиятельными людьми было пролоббировано его отсутствие на заседании совета, хотя он был в списке приглашенных и даже на сайте президента его имя находится в числе участников заседания. Потом стало известно, что ему звонил лично председатель СТД России Калягин и, страшно извиняясь, просил Юрия Михайловича не приходить в зал, потому что псковский театр, его нынешнее руководство пролоббировало, а я думаю, что это можно было сделать только через губернатора, просьбу к Калягину обеспечить отсутствие Новохижина, потому что они боялось, что Новохижин может выступить открыто в присутствии президента с критикой руководства театра.

Сейчас неизбежно Андрею Турчаку придется отвечать на этот вызов.

Руководителями театра озвучена гипотеза о том, что активность Юрия Новохижина пролоббирована партией «Справедливая Россия», которой он симпатизирует, поскольку руководство этой партии оказывало Союзу театральных деятелей помощь с давних времен, но я эти предположения отвергаю. Более того, у меня есть собственный опыт, когда Виктор Яковлев выступил с критикой художественного руководителя в минувшем году, то он был обвинен в том, что это «Яблоко» в моем лице, зная о наших с ним давних дружеских отношениях, критикует руководство театра. Факт наличия добрых личных отношений у Новохижина с Брячаком [лидер псковских эсеров] и у Яковлева со мной никоим образом не окрашивает этот конфликт в партийные тона».

Если таким образом оценивать противостояние в псковском театре, то ничем хорошим ситуация не завершится. Будет очень жаль».

Версия для печати