Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
18 августа 2014

Владимир Слатинов: Партии в России выдрессированы вертикалью

Исследование общества защиты прав избирателей «Голос» показало, что сформированные почти наполовину из представителей «Единой России» региональные избиркомы оказывают существенное влияние на расстановку сил во время избирательных кампаний. Политолог, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов согласен с выводами исследователей. Вместе с тем он уверен, что партийная принадлежность членов зачастую не играет существенной роли в принятии решений комиссиями, поскольку подавляющее большинство партий встроены в вертикаль власти и тем самым их представители в избиркомах действуют в одном с единороссами направлении. 

«Партийный состав избиркомов, действительно, чрезвычайно важен. И важен паритет этого состава. Понятно, что если ни у одной из партий в составе избиркома нет решающего преимущества, это является серьезной гарантией принятия относительно объективных решений. В этом отношении ситуация в России, особенно на региональном уровне, печальная. Потому что «Голос» прав, и прямо или косвенно региональные власти добиваются того, что ЕР имеет преимущество в большинстве составов избиркомов. 

Но есть еще второй момент, он тоже очень важен, но о нем почему-то говорится меньше: необходимо добиться также определенного равновесия и паритета в руководстве избиркомов. Потому что должности председателей и секретарей комиссий почти повсеместно заняты представителями «Единой России» или лицами, аффилированными региональными властями. Понятно, что при такой комбинации даже присутствие в избиркомах представителей других партий не является гарантом принятия сбалансированных решений. И если посмотреть на известные мне составы избиркомов в Центральном округе, то этот двойной эффект наблюдается практически повсеместно. Поэтому, если мы хотим добиться прозрачных, честных, объективных и конкурентных выборов, в реформе избиркомов изменение этой ситуации должно быть ключевым приоритетом. 

Но другое дело, что, констатируя все эти вещи, необходимо отметить, что сегодня в силу определенных изменений в самой политической системе и этот фактор вытесняется очень важным обстоятельством. Дело в том, что подавляющее большинство партий, действующих в легальном политическом поле, и прежде всего парламентских, они (в той политической конфигурации, которая сложилась в России за последние два года) стали полностью лояльными верховной власти и, в общем, ею управляемыми. Получается, что практика встраивания политических партий в вертикаль власти, сформировавшись на федеральном уровне, полностью проникает вниз, в регионы. И в этом смысле присутствие представителей этих партий в избиркомах тоже формирует из них некую единую консолидированную машину, которая очень часто действует единой командой, получая те или иные импульсы со стороны региональной власти. 

В качестве примера можно привести истории, которые мы наблюдали в регионах с выдвижением ресурсных кандидатов не от парламентских партий и с принятием решений об их дисквалификации: мы видим, что избиркомы голосовали за их исключение единогласно. То есть это говорит о том, что уровень зависимости избиркомов от исполнительной власти в регионах в последнее время резко вырос, и даже партийное разнообразие здесь уже не играет роли. 

Но это все равно не означает, что нужно сохранять действующий порядок. Потому что, с другой стороны, все равно в ряде регионов парламентские партии, присутствующие в избиркомах, пока еще остаются в конкурентном поле. Все-таки понятно, что в значительной части регионов конкурентный потенциал есть и его могут обеспечить парламентские партии. Безусловно, реформа избирательных комиссий крайне необходима и, я надеюсь, состоится, когда мы будем наблюдать политическую либерализацию. Если мы до нее доживем».

Версия для печати