Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
8 февраля 2012 | Архив

В мире животного

Полуминутный агитационный ролик Владимира Жириновского, в котором он истязает осла, символизирующего Россию, представляет интерес не столько для политологов, сколько для психологов.

Известный своими эпатажными выходками, лидер ЛДПР на этот раз превзошел себя: с видом русского барина он сидит в санях, нещадно стегая запряженного в них осла. Зрелище, отталкивающее само по себе, сопровождается пафосной речью Жириновского, которая лишь усиливает тягостное впечатление. «Символом России всегда была русская тройка удалая, с бубенцами. А сейчас вы во что превратились?» - спрашивает кандидат в президенты своих потенциальных избирателей. «Вот этот паршивый маленький ослик – символ нашей страны», - заявляет он, погоняя животное кнутом. «Еле двигается, идти не может, на месте стоит вся страна», - в бешенстве кричит лидер ЛДПР, обрушивая град ударов на несчастную скотину, которая и правда чуть шевелится. В соответствии с принципом кнута и пряника, Жириновский обещает в случае своего избрания, что Россию снова понесет тройка.

Трудно представить сюжет, более оскорбительный для избирателя, не лишенного чувства собственного достоинства. Впрочем, у Жириновского всегда был специфический электорат и не исключено, что среди этой публики лидер ЛДПР ничуть не испортит себе рейтинг, а даже наоборот - слегка поднимет. В любом случае ролик вряд ли будет иметь серьезные политические последствия. Гораздо больший интерес он представляет как материал для изучения личности партийного вождя. Сюжет агитки, при всей своей дикости, не лишен смысла, но искать его следует не в громких фразах Жириновского, а в ключевых элементах, из которых складывается эта безобразная картина: тройка, кнут, осел.

Птица-тройка

Нет сомнений, что Гоголь оказал немалое влияние на формирование внутреннего мира Жириновского. «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» Лидер ЛДПР, как и все, в школьные годы проходил «Мертвые души» и вот теперь, видно, вспомнил - пригодилось. Сравнивая прежнюю Россию с удалой русской тройкой, Жириновский фактически пересказывает финальный гоголевский монолог. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади». Классику, разумеется, был недоступен сложный символизм лидера ЛДПР – тройка в «Мертвых душах» остается тройкой, запряженной лошадьми, хоть и «неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях». При всем своем уникальном воображении Гоголь вряд ли мог себе представить сани, запряженные оборотнем – вчера лошади, а сегодня уже осел. Впрочем, ослиная тема у Жириновского имеет свои корни, о которых будет сказано ниже.

Кошмарный сон

Ролик Жириновского защитники животных назвали омерзительным. Добавить нечего, кроме одного – действия лидера ЛДПР вообще отличаются некоторой театральностью, а на съемках агитационного видео постановочные сцены обусловлены самим жанром. То есть избиение беззащитного осла кандидатом в президенты – это все-таки кино, хоть и жестокое. И у него должен быть сценарий. Разумеется, этот псевдорусский трэш, со всеми превращениями коней в ослов и байками Жириновского, мог родиться только в глубинах штаба ЛДПР, но вот мотив кнута мы без труда находим опять в русской классике. В «Преступлении и наказании» Раскольников видит страшный сон, в котором он, еще семилетний мальчик, становится свидетелем жуткой сцены возле кабака. «…А подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. <…> Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка. <…> Раздается «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет». Пересмотрите ролик Жириновского, особенно последние секунды – лидер ЛДПР, пожалуй, смог бы того Миколку сыграть в экранизации «Преступления и наказания». Остается лишь порадоваться, что темпераментного политика не вдохновила сцена убийства Раскольниковым старухи-процентщицы и сестры ее кроткой Лизаветы.

Голос крови

Уже понятно, откуда взялись лихая тройка и кнут. Но почему осел, да еще запряженный в сани? На Руси ничего подобного сроду не видали, с таким же успехом хомут можно было надеть на свинью. В общем, сюрреалистичный для наших широт символ получился. Разгадать его поможет опять Книга. Из Евангелия мы знаем, что именно на осле в Иерусалим въехал Христос, и встречали его иудеи как Мессию, то есть спасителя Израиля.

Едва ли Владимир Вольфович Жириновский дерзает сравнивать себя с Христом, да и роль мученика его вряд ли привлекает. А вот образ Мессии в ветхозаветном смысле слова – как посланный Богом идеальный Царь – гораздо более соответствует характеру и амбициям кандидата в президенты. Правда, он везде говорит, что крещен, но не исключено, что лидер ЛДПР, сам того не осознавая, находится под влиянием рудиментарного иудаизма. Генетику никто не отменял.

Итак, в агитационном ролике Жириновского причудливым образом переплелись литературные и библейские мотивы, Россия и Израиль, реальный кнут и обещания прекрасного будущего. Возможно, на деле все проще - сценарий кандидату от ЛДПР в предвыборной горячке написал какой-нибудь наемный дурак, и Достоевского он совсем не читал, а Мессию не отличает от миссии. Которая невыполнима, и в этом наше счастье, потому что президент Жириновский с кнутом – это и Раскольникову не снилось.

Александр Егоров                                         

Версия для печати