Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
14 февраля 2012 | Архив

Приднестровье. «Политические шахматы» президента Шевчука

Фото: ИТАР-ТАСС

Как и многие восточноевропейские государства, волею судьбы и геополитических интересов Приднестровье оказалось вовлечено в большую международную политику. На полоске земли на левом берегу Днестра оказались сосредоточены интересы с одной стороны таких самостоятельных игроков, как Россия и Украина, с другой - Молдавии и Румынии, представляющих в регионе интересы Западной Европы. Сегодня Приднестровская Молдавская Республика интересна многим по совершенно разным причинам. Ситуация вокруг ПМР обострилась еще и в связи с тем, что в конце прошлого года жители республики, проявив поразительное единодушие (74% «за») и удивив политологов, выбрали своим новым президентом оппозиционного политика Евгения Шевчука.

Новый президент сегодня оказался в непростой ситуации. Колоссальная легитимность и запас доверия позволяют Евгению Шевчуку быть свободным в выборе инструментов для решения внутренних проблем – в первую очередь социально-экономического характера: население республики бедно, молодые специалисты не видят перспектив, экономика страны опутана клановыми связями былого руководства. При этом запас доверия не вечен, и если новый президент не решит ключевые проблемы и не вдохнет в жителей уверенность в благополучном завтра – мало кто возьмется прогнозировать результаты следующих президентских выборов.

Не назовешь простыми и внешнеполитические задачи, которые стоят сегодня перед президентом Шевчуком. По сути, ему предстоит реализовать ювелирную дипломатическую задачу: наладить конструктивные отношения с Россией, которая на президентских выборах поддерживала оппонента Шевчука, но сейчас Москва внимательно следит за первыми шагами нового президента, чтобы определиться в своем к нему отношении. Также внимательно действия Евгения Шевчука оценивают и на Украине, которая видит себя в роли некоего старшего брата Приднестровья и посредника в переговорах руководства ПМР и Молдавии. И естественно, Западная Европа не хочет остаться в стороне от этой большой игры: Приднестровье – великолепный геополитический плацдарм.

Таким образом, действия президента Шевчука представляют особенный интерес для множества наблюдателей. И судя по первым шагам вновь избранного руководителя республики, Евгений Шевчук превосходно понимает, что от его первых ходов будет зависеть успех всей партии.

Внимательно наблюдая за тем, что происходит в Приднестровье, «Клуб Регионов» сегодня публикует на эту тему обзор политического эксперта Артема Филипенко.

Постсмирновское Приднестровье: вызовы новому президенту

«Только неразумный оптимист может отрицать мрачную реальность социально-экономического положения страны». «Мрачная реальность», о которой в своей инаугурационной речи говорил новый президент непризнанной ПМР Евгений Шевчук – это подведение итога 20-летнего правления его предшественника Игоря Смирнова.

И хотя последний и обрел почетное звание «Первый президент ПМР», уже очевидно, что в Приднестровье грядут перемены. Указом №1 Евгений Шевчук отправил в отставку всех назначенцев и соратников Игоря Смирнова. Единственным исключением стал министр промышленности Петр Степанов, назначенный на пост председателя правительства. Данная должность появилась в структуре власти ПМР после того, как приднестровский парламент в прошлом году внес изменения в Конституцию республики.

Впрочем, фигура нового премьера считается компромиссной, не только с позиций взаимоотношений Шевчука со старой элитой, но и с Москвой. До назначения на должность министра промышленности Петр Степанов возглавлял «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» и может считаться креатурой «Газпрома».

Несмотря на то, что новый премьер обещает обойтись без шоковой терапии, вполне понятно, что реформы – это во многом залог выживания Шевчука как главы республики и как политика.

Наследие новому лидеру Приднестровья действительно досталось далеко не лучшее – неконкурентоспособная и низкотехнологичная экспортоориентированная экономика, находящийся в упадке аграрный сектор, зависимость от импорта продовольствия. В Молдавию (частью которого официально остается Приднестровье) газ поступает по цене 400 долл. США за тыс. куб. метров, в то время как приднестровскому потребителю газ поступает по цене около 80 долл. за тыс. кубометров. Поэтому дешевый российский газ для Приднестровья – это все: конкурентоспособность промышленности, низкие коммунальные платежи, покрытие 70-процентного дефицита государственного бюджета (средства, поступающие от оплаты за газ, идут на покрытие дефицита государственного бюджета непризнанной республики). Долг ПМР перед «Газпромом» достиг астрономической цифры в 2,8 млрд. долл.

Вдобавок ко всему - обилие социальных проблем, усугубляющихся негативной демографической ситуацией. За двадцать лет население ПМР сократилось на 200 тыс. человек, или на 27%. Кроме того, население стареет, а молодежь в поисках лучшей доли вынуждена уезжать за рубеж.

Не лучшим можно назвать и международное положение ПМР. Во многом из-за позиции предыдущего руководства и благодаря дипломатическим усилиям Кишинева правящая верхушка подверглась остракизму со стороны стран ЕС и США. Запрет на въезд в страны Евросоюза был снят с Игоря Смирнова только в сентябре 2010 года, когда он отправился на встречу с премьер-министром Молдавии Владом Филатом в немецкий город Бад Райхенхале. Для остальных руководителей ПМР запрет оставался в силе. Под конец Игорь Смирнов, как известно, рассорился и с Москвой, которая выступила против его выдвижения на пятый срок и официально поддержала спикера Верховного Совета ПМР и лидера партии «Обновление» Анатолия Каминского.

Впрочем, победа Евгения Шевчука над «фаворитом Кремля» скорее вызвала раздражение в России. После Южной Осетии это уже второе внешнеполитическое поражение, что неминуемо вызвало толки о том, что Москва теряет влияние на непризнанные республики. К тому же усилиями западных и частично молдавских экспертов Шевчуку создан имидж «прозападного» политика.

Что касается Кишинева, то молдавский премьер Влад Филат был скорее настроен на сотрудничество со Смирновым. В рамках «футбольной дипломатии» на протяжении 2010-2011 годов удалось снять некоторые острые вопросы в отношениях правого и левого берегов, в частности восстановить движение пассажирского поезда Кишинев - Одесса. Были также возобновлены переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ и наблюдатели – Евросоюз и США).

Теперь систему отношений приходится выстраивать заново. Первая встреча молдавского премьера и приднестровского президента в Одессе прошла при участии Украины, что само по себе символично. Киев длительное время был скорее в роли наблюдателя в приднестровском вопросе, чем активного участника переговорного процесса. Очевидно, что в нынешних условиях, когда как на восточном, так и на западном направлениях внешней политики Украины неопределенность и затишье, украинской дипломатии нужны новые инициативы. Приднестровье для этого идеальный объект.

Встречу Влада Филата с Евгением Шевчуком можно назвать «пристрелочной». На краткой итоговой пресс-конференции оба политика были немногословны. «Мы являемся приверженцами тактики мелких шагов в направлении разблокирования экономического взаимодействия между Приднестровьем и Молдавией, разблокирования взаимодействия в сфере человеческого измерения, здравоохранения, культуры и так далее», – заявил лидер ПМР. «Я думаю, что такими шагами, такой тактикой мы можем создать условия и платформу для обсуждения более сложных проблем. В такой концепции мы намерены продвигать и переговорный процесс и встречи. И приоритетом будут являться конкретные проблемы экономики и граждан», - заявил Шевчук.

К числу таких «малых шагов» относится и восстановление полноценного грузопассажирского сообщения через Приднестровье. Эта тема станет предметом обсуждения экспертных групп.

Незадолго до одесской встречи новый министр иностранных дел ПМР Нина Штански заявила, что необходимо заняться решением проблем, которые волнуют непосредственно жителей берегов Днестра, в частности вопросами признания документов, вопросами банковского дела, здравоохранения, транспорта и других. За годы переговорного процесса было подписано немало соглашений, которые так и не были имплементированы.

Приднестровье намерено заняться ревизией этих документов и их реанимацией. Судя по всему, именно подобного рода «малые шаги» станут основой отношений Тирасполя и Кишинева на ближайшие годы. Подобное сближение, если быть откровенным, пойдет на пользу друг другу. Вряд ли новое руководство ПМР пойдет на нечто более радикальное, тем более что в Молдавии продолжается политический кризис. Отсутствие реальных перспектив для стабилизации политической ситуации делает Кишинев ненадежным переговорщиком.

Евгений Шевчук уже сделал шаг навстречу Кишиневу. Он отменил 100-процентные заградительные пошлины на молдавские товары, которые были введены в 2006 году. Тогда на приднестровском участке украинско-молдавской границы были введены новые таможенные правила. Правда, этот шаг выгоден и приднестровским производителям, использующим молдавскую продукцию.

Намного сложнее оказалось решить задачу упрощения передвижения людей через так называемую приднестровско-молдавскую границу. Новогодний инцидент на посту №9, когда российский миротворец застрелил гражданина Молдавии, не пожелавшего остановиться, вызвала волну возмущения в Кишиневе. Евросоюз и США выступили за смену формата миротворческой миссии. Украина заняла более уклончивую позицию, заявив о готовности участвовать в дискуссии по данному вопросу. Президент ПМР Евгений Шевчук заявил на встрече с послом РФ в Молдавии, что «изменение формата миротворческой операции в соответствии с достигнутым соглашением возможно только по взаимному согласию участников миротворческой операции». Однако очевидно, что и Тирасполь и Москва против изменения формата.

Гораздо более масштабные задачи новому президенту ПМР предстоит решить не на внешнем, а на внутреннем фронте. Уже с первых дней Евгению Шевчуку пришлось столкнуться с «мрачной реальностью». Еще в декабре население столкнулось с проблемой нехватки валюты в обменных пунктах. Чтобы снизить разрыв между официальным и рыночным курсом с 6 января 2012 года официальный курс доллара США был повышен Приднестровским республиканским банком до уровня 10 рублей 90 копеек. На 2% увеличен размер резервирования коммерческими банками от суммы вкладов физических и депозитов юридических лиц. Также всем юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, был снижен процент объема продажи валютной выручки с 25% до 15%. Минфину поручено обратить внимание на соблюдение законодательства ПМР в отношении валютных операций. Эта мера, по словам и.о. председателя Приднестровского республиканского банка Ольги Радуловой, направлена на исправление дисбаланса валютного рынка и приток валюты в непризнанную республику. Но нельзя не заметить, что в условиях зависимости Приднестровья от импорта продовольствия плавная девальвация неминуемо вызовет повышение цен на продовольственные товары и, как следствие, рост социального недовольства.

Более 70% приднестровцев выдали Шевчуку кредит доверия. Но президент ПМР рискует его быстро растерять. Завышенные ожидания могут смениться разочарованием. Для успешного проведения хотя бы косметических реформ нужны два фактора: сильная команда и внешняя поддержка. В команде Шевчука - преимущественно молодежь из его ближайшего окружения. Некоторые назначения вызывают вопросы. Так, президент ПМР преобразовал министерство государственной безопасности в комитет и назначил на пост его руководителя Владислава Финагина, бывшего председателя Дубоссарского горсовета, а затем председателя госадминистрации города и района. Новому руководителю КГБ 60 лет, он стоял у истоков ПМР, но он никак не связан со спецслужбами. В его трудовой биографии значительный период занимает работа слесарем. Вполне вероятно, что таким образом Евгений Шевчук пытается ослабить значение руководителя главного силового ведомства ПМР. Предыдущий глава МГБ Владимир Антюфеев был таким же политическим долгожителем, как и Игорь Смирнов, и играл в приднестровской политике крайне важную роль.

Сумеет ли команда Шевчука, не имеющая солидного административного опыта, преодолеть сопротивление бюрократического аппарата и заставить его работать более эффективно, сказать сложно. А то, что это сопротивление будет, несомненно.

Сегодня главная задача нового лидера ПМР – не допустить падения социальных стандартов. А для этого надо наполнить пустующую государственную казну, в том числе путем увеличения сбора налогов. На этом пути не исключена конфронтация с ведущим экономическим агентом Приднестровья – фирмой «Шериф», которая стоит за партией «Обновление» и контролирует парламентское большинство. Парламент может стать центром антипрезидентской оппозиции, в которой сторонники Смирнова и Каминского будут дружить против Шевчука. Тем более что ни сам бывший президент, ни его министр государственной безопасности не спешат покидать Приднестровье. Правда, появилась информация о том, что некоторые депутаты-«обновленцы» уже поспешили продемонстрировать лояльность к новому Главе государства и перешли в движение «Возрождение», возглавляемое президентом. Вопрос в том, удастся ли Шевчуку сформировать стабильную и влиятельную пропрезидентскую фракцию.

Судя по всему, Россия пока также не намерена подставлять плечо новому главе ПМР. Заморожено финансирование ряда проектов, в том числе проекта кредитования приднестровской промышленности и сельского хозяйства и проекта по предоставлению ипотечных кредитов молодым семьям в Приднестровье. Формально – в связи с формированием органов исполнительной власти в ПМР. Как долго продлится мораторий, неизвестно.

В этих условиях приднестровский президент вполне может обратиться к политике многовекторности и попытаться найти необходимые средства у Евросоюза и США. Тем более что на встрече с Евгением Шевчуком посол США Уильям Мозер сообщил, что Соединенные Штаты реализуют в Молдавии программу поддержки сельского хозяйства, в частности по развитию конкурентоспособности АПК и переходу к сельскому хозяйству с высокой добавочной стоимостью. В рамках этой программы оно намерено провести в Тирасполе специальный семинар на тему ведения бизнеса с участием представителей деловых кругов Америки.

К тому же 10 января Молдавия и Евросоюз подписали соглашение, согласно которому ЕС совместно с ПРООН предоставит молдавскому правительству 13,1 млн. евро на «меры по укреплению доверия» между Кишиневом и Тирасполем. 12 млн. евро выделены из европейских фондов, остальная сумма предоставлена ПРООН. Период внедрения соглашения - 5 лет. Главная цель программы – «содействие урегулированию приднестровского конфликта путем обеспечения социального и экономического развития населенных пунктов на обоих берегах Днестра».

Есть и еще одна возможность получить финансирование из европейских источников – возродить идею Еврорегиона «Днестр» с участием приграничных территорий Украины, Молдавии и Приднестровья. В свое время эта идея провалилась из-за принципиальной неуступчивости приднестровского МИДа, настаивавшего на участии ПМР в качестве равноправного участника. Этот проект является выигрышным и для Украины.

Конечно, эти средства не могут радикально улучшить экономическое положение Приднестровья. Но политика многовекторности в конечном итоге может принести плоды. Многое зависит от того, сколь длительное время Москва будет определяться: поддерживать или не поддерживать ей нового главу Приднестровья.

Артем Филипенко 

Версия для печати