Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
17 мая 2012 | Архив

Наплевательское отношение

Фото: yugopolis.ru

Если ты демонстративно плюешь в душу многим людям, будь готов, что тебе так же публично плюнут в морду, поэтому вполне закономерно, что Марату Гельману пришлось утираться в Краснодаре. А вот отношение губернатора Александра Ткачева к общественному мнению и чувствам верующих, мягко говоря, удивляет.

Глава Кубани Александр Ткачев до сих пор считался человеком православным, нравственно здоровым. Галерист Марат Гельман в сознании многих верующих устойчиво ассоциируется с кощунством. Тем не менее, именно Гельмана Ткачев пригласил в Краснодар для создания там музея современного искусства. А первой ласточкой новой культурной политики стала выставка Icons ("Иконы") в местной Художественной галерее.

Заранее было понятно, что открытие выставки не обойдется без скандала. Руководители сразу двух епархий РПЦ – Ставропольской и Невинномысской, Екатеринодарской и Кубанской – от имени казачества и общественных организаций обратились к Ткачеву с просьбой запретить акцию Гельмана. Однако губернатор призыв земляков фактически проигнорировал, пообещав лишь, что выставка не будет оскорблять чувства верующих. При этом нельзя сказать, что кубанский губернатор пошел против РПЦ, даже напротив, его позиция совпала с мнением главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволода Чаплина. «Есть работы, показавшиеся мне спорными, но было бы хорошо, чтобы их авторы объяснили, что они имели в виду. Ничего принципиально дурного в самой идее этой выставки не вижу», - заявил православный иерарх за несколько дней до открытия.

Надо заметить, Всеволод Чаплин охотно, но не всегда удачно высказывается на острые темы. Например, он весьма лояльно воспринял нашумевшее заявление адвоката Дагира Хасавова о необходимости легализации в России шариатского суда, при том что все умеренные мусульмане эту идею осудили. Вот и в гельмановской выставке в Краснодаре г-н Чаплин ничего дурного не усмотрел, оказав тем самым поддержку Ткачеву, да и самому Гельману.

15 мая стало ясно, насколько далеки чиновники, как церковный, так и светский, от народа. Не менее сотни представителей православной общественности, в том числе казаков, в день открытия выставки блокировали вход в Художественную галерею. Не помогла и полиция – люди стояли крепко, явно не за деньги. Желающих насладиться современным искусством оказалось раза в три меньше, чем протестующих. Явившемуся на открытие Гельману плюнули в лицо, что, в принципе, тоже можно трактовать как перфоманс.

Оплеванный галерист попытался изобразить презрение к невежественной толпе: «Они не видели ничего, но они против». И вновь Гельмана поддержал Ткачев. Вынужденный прокомментировать скандал, губернатор заявил: «То, что сегодня представлено на выставке, – вполне пристойный взгляд современного искусства, который не оскорбляет церковь и чувств верующих». В то же время глава Кубани отметил, что негативная реакция православной общественности - «повод для самого Гельмана подумать, почему его проекты вызывают такое сопротивление».

Задумался, видимо, и Ткачев. После скандального открытия выставки выяснилось, что губернатор не настолько вдохновлен идеями модного галериста, как показалось ранее. Глава Кубани подтвердил намерение создать в Краснодаре центр современного искусства, но уже с оговоркой: «С Гельманом или без него. Скорее без». Это «скорее» о многом говорит. Похоже, до губернатора наконец дошло, что православные – это часть, и немалая, того самого гражданского общества, к которому у нас так усиленно прислушиваются в последнее время все чиновники, вплоть до президента. И, как это ни прискорбно для Ткачева, его действия одобряют далеко не все жители края. Губернатор считает, что в гельмановской выставке нет ничего кощунственного, и дает на нее добро, а верующие оскорблены. И даже если их, самых активных, всего сотня-другая, разве это не общественное мнение?

При этом абсолютно неважно, что именно изображено на продвигаемых Гельманом картинах. Их авторы, все эти непонятые как бы художники, могут трактовать смысл своего творчества как угодно. Православные видят в нем оскорбление своих святынь – и это главное. Чувства верующих на то и чувства, а не правила дорожного движения, что всегда субъективны. А потому человек, плюнувший в лицо Гельману, не обязан доказывать, что распятый Христос с орденом Ленина на месте лица и подобная мазня невыносимы для него. Как и свежеутершийся галерист не должен обосновывать, чем именно ему неприятны плевки из толпы.

Александр Старовойтов

Версия для печати