22 мая 2013 | Архив

Эксперты: Сурков олицетворяет эпоху нулевых, которая ушла безвозвратно

Увольнение Владислава Суркова с должности вице-премьера стало самым громким кадровым решением Кремля этого политического сезона. Пока наблюдатели теряются в догадках о причинах отставки, мы решили вспомнить наследие бывшего «главного кукловода» Кремля, который долгое время в администрации президента курировал в т.ч. и региональную политику.

Уход из власти

Отставка одного из самых неоднозначных представителей политической элиты современной России была анонсирована пресс-службой Кремля 8 мая. Уход чиновника, некогда исполнявшего в Кремле роль «серого кардинала» региональной политики, стал для многих неожиданным, поскольку не сопровождался дискредитирующей его информационной кампанией, обычной в подобных случаях, что, в свою очередь, может служить подтверждением версии о том, что Сурков самостоятельно принял решение об отставке.

В этой во многом неординарной отставке интересным является еще и то, как это событие преподносится в официальных комментариях администрации президента. В частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков после разъяснения причины увольнения вице-премьера заявил, что «с таким талантом» Сурков «без работы не останется». Означает ли это то, что на Старой площади не исключают возможность возвращения его во власть, пока неясно. Хотя некоторые наблюдатели уверенно отмечают, что уход Суркова из правительства, успевшего к этому времени рассориться со многими из своих бывших сослуживцев, скорее всего, обозначает окончательный закат его политической карьеры.

«Человек эпохи нулевых»

Какими бы ни были причины увольнения Владислава Суркова с занимаемой им должности, сам факт ухода с политической арены чиновника такой величины, безусловно, является значительным политическим событием. Сурков, пришедший во власть в момент завершения эпохи Ельцина, на протяжении всех нулевых годов был одним из самых влиятельных людей в российской политике. Занимая в администрации президента должность заместителя руководителя, он курировал вопросы, связанные с региональной политикой, и именно в этой сфере достиг максимального успеха, за что и вошел в свиту президента Путина, а затем перешел в команду Медведева. К тому же он обладал удивляющей многих способностью - улавливать нужный момент, когда тот или иной внутриэлитный расклад сил позволял ему пролоббировать важное для него политическое решение. Это и позволяло никогда не стремившемуся к роли публичного политика чиновнику, занимавшему относительно скромные аппаратные должности, в период «тандемократии» считаться третьим по влиянию лицом в российской политике.

В период работы Суркова в должности заместителя руководителя администрации президента он курировал внутреннюю политику Кремля и именно в этом качестве ему удалось проявить себя на поле региональной политики. Несмотря на то что многие считают Суркова главным идеологом Кремля, большинство экспертов, опрошенных «Клубом Регионов», с этим утверждением не согласны – по их мнению, он является не столько идеологом, сколько технологом, знающим как необходимо претворять в жизнь те политические решения, которые были приняты в высоких кабинетах Кремля.

Директор Международного института политической экспертизы, политолог Евгений Минченко отмечает, что внутриполитическая линия, проводимая Кремлем и сводившаяся к тому, что «процессы в регионах должны быть полностью управляемыми», не создавалась Сурковым, «он был лишь ее реализатором».

Напомним, что в рамках этого политического курса Сурков проводил все политические реформы нулевых годов, за осуществление которых он подвергался нападкам со стороны представителей либеральной оппозиции и был «демонизирован» ими: от отмены прямых выборов губернаторов до фактического запрета на регистрацию новых политических партий.

Директор Центра политологических исследований при финансовом университете при правительстве РФ, политолог Павел Салин отмечает в первую очередь прагматизм региональной политики Суркова: «Он всегда делал то, чего требовала политическая целесообразность: когда было необходимо отменить прямые выборы губернаторов, он выступал оператором проекта, когда стало необходимым имитировать движение навстречу регионам, в том числе через возвращение выборности губернаторов, – он это делал».

Говоря о достижениях Суркова, Салин отметил «выстраивание им механизма работы «Единой России» на региональном уровне». Данную заслугу, по мнению эксперта, стоит признать за этим высокопоставленным чиновником потому, что именно он занимался разрешением региональных конфликтов внутри «партии власти», которые возникали по причине переноса в партию региональных внутриэлитных противоречий из блока «Отечество - Вся Россия».

Еще одним проектом, ассоциируемым с именем Владислава Суркова, являются прокремлевские молодежные движения, которые создавались на волне борьбы с «врагами России» и «оранжевой революцией». Многие наблюдатели считают этот проект Кремля провальным, хотя некоторые эксперты отмечают, что на определенном этапе он сыграл положительную роль в региональной политике Центра. Так, Салин сообщает, что «основная часть молодых людей для прокремлевских молодежных движений черпалась из регионов потому, что до недавнего времени они видели в этих движениях каналы для вертикальной социальной мобильности». В глубинке, в отличие от Москвы и других крупных городов, данные каналы, по словам эксперта, оказались «забитыми», а прокремлевские движения позволяли молодым людям с периферии продвигаться вверх по социальной лестнице, «помогая тем самым снижать градус потенциальной социальной напряженности» в различных частях страны.

Давая оценку деятельности бывшего высокопоставленного чиновника, большинство наблюдателей сходятся во мнении, что его уход с российской политической арены является логичным, так как стал следствием появления в российской политике новых трендов, потребовавших изменения тактики Кремля. По мнению Минченко, политическая система, выстроенная при Суркове, оказалась «недостаточно эффективной и с политической точки зрения, поскольку провоцирует протесты, и с точки зрения управленческой, так как губернаторы-назначенцы и назначаемые сити-менеджеры оказались менее эффективными, чем избираемые». Далее эксперт добавил, что часто озвучиваемая сегодня версия, в соответствии с которой отставка Суркова связывается с переходом Кремля к «грубой» политике «завинчивания гаек», не является верной, о чем свидетельствует то, что, по словам эксперта, «администрация сегодня действует гораздо гибче, чем в период становления так называемой «суверенной демократии».

Видит связь отставки Суркова со сменой политических трендов и политолог Павел Салин, который отмечает, что бывший высокопоставленный чиновник является сегодня «олицетворением эпохи нулевых, которая ушла безвозвратно».

Закат «кремлевского кукловода»

Уход Владислава Суркова из высших эшелонов власти был предрешен еще осенью 2011г., когда стало известно, что в предстоящих президентских выборах будет принимать участие Владимир Путин, в то время как различные источники говорили о Суркове как об одном из вдохновителей проекта «второго срока» Медведева. Уже в декабре 2011г. Сурков был отправлен на работу в правительство, где занял кресло заместителя председателя правительства, сменив на этом посту Вячеслава Володина, который, в свою очередь, занял место Суркова в администрации президента. С этого момента бывший «всесильный кукловод» Кремля теряет большую часть своих рычагов влияния. Наблюдатели отмечают, что к моменту отставки вице-премьера сроки его отрешения от должности принципиального значения уже не имели, поскольку никакого реального аппаратного влияния у Суркова, впавшего в немилость к президенту, не осталось.

Таков итог карьеры «серого кардинала» региональной политики нулевых годов, личность которого мифологизирована настолько, что по количеству легенд, связанных с его деятельностью во власти, в российской политике с ним мог бы потягаться, пожалуй, лишь Борис Березовский. Примечательно, что даже сейчас, когда он был удален из власти, многие продолжают считать, что это всего лишь очередная игра, которую задумал этот «дьявольский ум» и что вскоре он снова появится, «как черт из табакерки», в каком-то пока еще неизвестном «простым смертным» проекте Кремля.

Дмитрий Попытаев 

Версия для печати
Главное
Эксперт: тамбовскому губернатору Первышову нужен человек, который сплотит вокруг него разрозненные элиты
Политтехнолог Александр Костомаров будет «кем-то вроде комиссара» на время выборов губернатора Тамбовской области и гордумы Тамбова, которые пройдут в ЕДГ-2025. Таким мнением с «Клубом Регионов» поделился политолог Дмитрий Сельцер, комментируя сообщения о том, что АП решила отправить опытного эксперта для усиления команды врио губернатора Евгения Первышова. Руководитель Института общественных и политических коммуникаций Владимир Титаренко сомневается, что вклад Костомарова в победу Первышова будет слишком большим. «Может, Костомаров и большой специалист, но это человек, который не знает местной специфики. Приехать на новую «поляну», понять ее, да еще и помочь губернатору… Ну, странный подход, хотя им [в Москве] виднее», – поделился он своим мнением.