Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
1 сентября 2008 | Архив

«Грандиозно!.. Но и реально»

Реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» превратит Уральский федеральный округ в самый динамично развивающийся регион страны.

Забивание костылей – не самоцель

У скептиков, которые утверждают, что Россия бездарно проедает свой финансовый и сырьевой капитал, явно поубавилось оснований к правоте, после того как правительство России поддержало инвестиционный мегапроект «Урал Промышленный – Урал Полярный». И действительно, определение «мега» не кажется преувеличением: планируется, что к 2020 году в регионе будет построено 18 горнодобывающих, обогатительных и лесоперерабатывающих предприятий (при полной реализации проекта их число может достичь 60).

Если иметь в виду, что в перестроечные и в постперестроечные годы ввод основных фондов (в том числе и строительство предприятий) стал явлением единичным, исключением из правил, то становится очевидным, что время «мелких дел» уходит в прошлое. Масштабный инвестиционный проект явным образом демонстрирует – Россия обретает силу и экономическую мощь. Слабым странам и слабым экономикам такие проекты не по плечу.

Впрочем, дело не в цифрах. В советское время цифры тоже впечатляли. В 70-80-е годы на строительство БАМа были потрачены миллиарды и миллиарды вложений. Однако акцент на собственно прокладку трассы в ущерб развитию производственной инфраструктуры оказался, увы, ключевым просчетом. «Забивание костылей» превратилось в самоцель, и не было серьезным образом подкреплено использованием месторождений полезных ископаемых, ставших доступными в результате сооружения железнодорожной магистрали. Тем самым затраты на строительство не окупались, а их экономическая отдача переносилась «на потом». Но «потом», как известно, не наступило.

Этот негативный опыт намерены учесть разработчики инновационного проекта. Один из главных его идеологов, полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев считает, что экономика региона наконец получила соответствующую своему масштабу перспективу роста. Для сведения: сегодня предприятия УФО производят 16,9 процента всего валового национального продукта. В случае полной реализации проекта эта доля может вырасти до 18,5 процента.

Зачем понадобилось идти в Приполярье?

Говоря обывательским языком – нужда заставила. Если более строго – острая потребность в развитии минерально-сырьевой базы региона и в новом качестве роста всей экономики Урала. Имея богатейший металлургический потенциал, предприятия Урала вынуждены покупать за рубежом ресурсы, которые лежат «под боком». Например, абсолютно весь марганец, на котором работают металлургические предприятия Уральского федерального округа, – завозной. На 90 процентов завозной уголь. По импорту поставляется 70 процентов хромитов (в том числе из Грузии), 80 процентов медного концентрата. Между тем Полярный и Приполярный Урал имеют запасов по хрому на 120 лет, по фосфоритам – на 90 лет, по марганцу, углю и железу – на 80 лет. А в приполярных недрах лежат еще бокситы, бариты, уран, медь, золото – всего 70 видов остродефицитных для России полезных ископаемых. Суммарная стоимость разведанных и прогнозных ископаемых оценивается в 10 трлн. рублей. И все это богатство до сих пор «спит», потому что страна не имеет к нему доступа.

Теперь, после реализации проекта, – получит.

Что будет построено?

Мегапроект предполагает создание мощного индустриально-инфраструктурного комплекса. В необжитые и в малообжитые места по восточному склону Урала в направлении Полуночное-Обская протянется железнодорожная магистраль – 850 километров пути. В совокупности с уже строящимися линиями Обская-Бованенково (554 км), Обская – Салехард – Надым (406 км) и автомобильной дорогой Салехард-Агириш-Урай-Тюмень (795 км) сформируется уникальное транспортное кольцо, которое по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, а также с зоной перспективной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал и, что особенно важно, обеспечит выход к Северному морскому пути, к Норильску.

Будут построены почти 200 мостов, пять электростанций общей мощностью 2544 мегаватта. В горнопромышленных районах появятся так называемые базовые города с населением до 20 тысяч человек. Система промышленного освоения «базовый город – вахта», по мнению ученых, является наиболее эффективной и рациональной. В перспективе в рамках горнопромышленных районов могут возникнуть новые административные центры. При этом очевидно, что будет опять же учтен старый негативный опыт, когда людей, приехавших в 60-70-е годы прошлого столетия на освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, размещали в «балках» и иных видах временного жилья, и они на долгие годы лишались возможности улучшить условия своего проживания.

– Такой временный вариант исключен, – убежден Петр Латышев (он, к слову сказать, является главой Попечительского совета проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»). – В горнопромышленных районах будет создаваться вся необходимая социальная инфраструктура: жилые дома, школы, больницы, стадионы.

Уже подсчитано, что осваиваемая площадь превысит 390 тысяч квадратных километров. Это территория такого государства, как Швеция.

Какого эффекта ждать?

Ученые нередко используют в подобных случаях термин – мультипликативный эффект. То есть когда вложение в одну сферу дает толчок смежным сферам и срабатывает известный метод динамического эффекта.

Например, строительство железнодорожной магистрали и других транспортных объектов невозможно без тысяч тонн металлоконструкций. Между тем многие промышленные предприятия Урала сейчас «сидят» без заказов, имея необходимые мощности. Новые заказы – это оживление производства, новые рабочие места, дополнительные налоги в местные бюджеты и, как следствие, новые инвестиционные вложения – в людей и в экономику.

На недавней встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым полпред главы государства в УФО Петр Латышев доложил: «Для наших индустриальных регионов – Челябинской, Свердловской, Курганской областей – проект формирует очень серьезный промышленный заказ. Его стоимость уже превысила 200 миллиардов рублей. Практически все потребности в машинах, в металле, оборудовании для освоения горнорудного района могут быть покрыты промышленностью индустриального Урала».

По мнению Латышева, главное, что связано с проектом: запущен механизм экономического рывка на Урале.

Но речь, безусловно, надо вести и о прямых экономических выгодах, выраженных в рублях. Достаточно обратиться к примеру одного горнодобывающего предприятия по хромитам. Только сокращение расстояния перевозок хромовой руды с 2600 км до 1000 км даст ему ежегодную экономию в 4 млрд. рублей. Кроме того, эффект от разницы цен на местное и привозное сырье при ежегодном потреблении 1,5 млн. тонн составит более 25 млрд. рублей (себестоимость добычи хромовой руды на Полярном Урале по заключению экспертизы IMC Montan – 63 долл. США за тонну при среднемировой цене 600 долл. США). Итого, годовой экономический эффект только для одного предприятия может достигать почти 30 млрд. рублей.

Совокупный же макроэкономический эффект проекта за период 2007-2020 гг. составит порядка 2,6 триллиона рублей (в ценах 2007 г.).

Согласитесь, проект стоит того, чтобы в него вкладывать значительные средства.

На чьи деньги?

Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства.

Просчитанный общий объем капитальных вложений составляет более триллиона рублей, если точнее, то 543,755 млрд. рублей. Из них 105 миллиардов даст Инвестиционный фонд Российской Федерации (эти средства пойдут на строительство железнодорожной инфраструктуры), около 80 млрд. – вложения регионов, входящих в Уральский федеральный округ, и почти 360 млрд. составят средства частных инвесторов. То есть на 1 рубль бюджетных средств привлекаются 3,5 рубля частных инвестиций.

Среди крупных инвесторов проекта такие гранды российского бизнеса, как «Газпром», РЖД, крупнейший в России производитель ферросплавов Челябинский электрометаллургический комбинат, инвестиционная компания «Альянс групп», гиганты энергетики «Новатэк», «Тюменьэнерго», «Интертехэлектро – Новая генерация».

Уже 84 предприятия выразили интерес к участию в проекте.

Для инвесторов, безусловно, важен факт активной политической поддержки проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» со стороны руководства страны – 16 мая 2005 года, на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа президент Российской Федерации указал на необходимость «принципиально новых подходов и привлекательных перспективных проектов, чтобы привести в действие весь богатейший потенциал Урала, закладывающих прочный фундамент роста на десятилетия вперед».

В декабре 2006 года на съезде «Единой России» проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» был признан и партийным проектом: «единороссы» приняли решение взять его под партийную опеку.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 11 июля нынешнего года, заслушав подробный отчет своего полпреда в УФО как раз по нынешнему состоянию проекта, подчеркнул: « ...у нас с вами есть одно «детище», которым мы довольно давно занимаемся, называется программа «Урал Промышленный – Урал Полярный». Серьезная большая программа, рассчитанная на будущее».

«Урал Промышленный – Урал Полярный» включен в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.».

Такая влиятельная поддержка, безусловно, поможет привлечь к масштабному проекту новых инвесторов.

Россия, в конце концов, заждалась значительных свершений. Экономическое возрождение не может состояться без грандиозных планов. Урал может и готов в очередной раз стать опорным краем державы.

Слишком пафосно? Возможно. Но и прибедняться – ни к чему.

«Российская Газета»

Версия для печати
Главное