Карлин:  работа, которая проходит в каждом из нас всю жизнь, будет подпитана уникальным материалом, называемым шукшинская душа
14 марта 2014

Муниципальная реформа: сложности на примере ХМАО-Югры

11 марта в Госдуму был внесен текст законопроекта о муниципальной реформе. Главным сюрпризом стала, пожалуй, не отмена выборов депутатов городских парламентов и прямых выборов мэра (если муниципалитет примет статус городского округа с внутригородскими делением), а отмена прямых выборов районных депутатов и глав муниципальных районов. Согласно внесенному проекту, местные думы будут формироваться частично из глав поселений (сельские сенаторы) и частично из поселковых депутатов. Из своего же числа они и будут выбирать главу района и на конкурсной основе главу администрации района.

В ХМАО подобная проекту муниципальная реформа уже наполовину реализована, а именно отсутствуют прямые выборы глав районов и введен институт глав администраций. Им остается лишь по-новому сформировать районные думы, причем происходить это будет в 2015г., а затем выбрать глав районов. Но если с первым проблем не предвидится, то со вторым могут возникнуть трудности, которые придется решать по ходу, если муниципальная реформа не претерпит существенных изменений на чтениях в Госдуме РФ.

Итак, в 2013г. были избраны главы и депутаты всех поселений муниципальных районов Югры. Губернаторская администрация подходила к этим выборам очень ответственно, на них отрабатывалась электоральная машина, которая в дальнейшем будет работать на губернатора Наталью Комарову. Плюс к тому же формировался «муниципальный фильтр». То есть была проведена системная работа и технологическая, и кадровая, насколько это возможно, учитывая, что всего выбиралось порядка 700 человек.

Теперь в 2015г. предстоит сформировать районные думы, а затем выбрать глав районов и глав администраций. Поскольку на 80-90% главы поселений и поселковые депутаты единороссы, то и районные Думы тоже будут единороссовскими в аналогичной пропорции. Представителей оппозиции в них допустят для соблюдения демократических формальностей. Оппозиционные партии выборы районных дум ХМАО проиграли осенью 2013г., когда самоустранились от поселковых выборов. Точечно работали лишь КПРФ и ЛДПР. Все вынашивали планы и копили силы на 2015г. …и проиграли. Однако данная ситуация скорее нетипична для всей России, поскольку в редких регионах так системно подходят к низовым уровням муниципальных выборов даже с учетом муниципального фильтра.

Сложность с выбором глав состоит в том, что действующие главы районов формально в 2015г. переизбраться не могут. Чтобы быть избранными из числа депутатов районной думы, им к тому времени нужно быть либо поселковыми депутатами, либо главами поселков. А именно – поселковыми депутатами, потому что оставлять поселки без глав вряд ли кто-то захочет. Это первая проблема.

Проблема номер два состоит в том, что никто из районных и окружных властей не предусматривал в 2013г. введение в число депутатов людей, которые могли стать во главе районов. И таких подготовленных людей среди поселковых депутатов во всех районах ХМАО практически нет. Во всяком случае, вряд ли кто-то из них всерьез рассматривается как потенциальный глава района. Все дело в том, что по-настоящему авторитетные люди в районе не пошли в поселковые депутаты. Это не соответствует их статусу и их притязаниям. А в других субъектах РФ, где уже прошли поселковые выборы, ситуация, наверняка, намного хуже – там можно встретить и случайных людей. Вертикаль власти там до поселкового уровня не дотянулась, там губернаторы, в отличие от Комаровой, вообще не знают, кто каким поселком руководит.

Поэтому кадровая проблема в случае принятия законопроекта в том виде, в каком он внесен, в любом случае возникнет. И уже сейчас необходимо задумываться, каким образом ее решать. Впрочем, поддерживать уровень управляемость в муниципальных районах можно будет с помощью глав районных администраций. В случае кадрового дефицита именно они станут реальной властью на местах.

Александр Белоусов, глава Экспертного совета КЦ «Департамент политики»

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.