Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
2 апреля 2015

Россия пойдет по «шелковому пути» с Монголией

Фото: expert.ru

Китай считает целесообразным создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Он будет проходить через весь евразийский континент и станет воплощением китайской идеи построения пояса Шелкового пути, заявили в МИД КНР. Также «пояс» должен стать «новой платформой для развития трех стран».

Идею создания экономического коридора подал глава китайского министерства Ван И во время встречи с министром иностранных дел Монголии Лундэнгийном Пурэвсурэном.

«Между Китаем, Россией и Монголией существуют огромные возможности для развития сотрудничества. В этой связи китайская сторона предлагает создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Его появление будет означать воплощение китайской идеи построения экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансевразийского коридора», – сообщается в заявлении МИД.

Идея строительства нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы, укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, прозвучала в 2013 году от председателя КНР Си Цзипиня. Теперь, судя по всему, строить его будут три страны, а не одна. «Мы уверены, что это принесет практическую выгоду не только народам трех стран, посодействует развитию трех стран, но и станет новым мощным толчком для развития всей Евразии», – добавил Ван И. По сути это станет новым коридором сотрудничества, проходящим через весь евразийский континент, «новой платформой для развития трех стран».

Ван И выразил надежду на сотрудничество и понимание необходимости в таком коридоре со стороны России и Монголии, для чего КНР намерена усилить контакты обеими сторонами для выработки соответствующего плана и дорожной карты, а также реальными действиями продвигать построение коридора.

С точки зрения истории идея не нова, указывает экономист брокерской компании FBS Денис Тетюшин. Другое дело, если посмотреть на данное предложение с экономической и геополитической точек зрения. С экономической точки зрения, очевидно, что самые большие выгоды от данного коридора получат Китай и Россия, в то время как Монголия, по сути дела, будет являться не более чем их партнером. С геополитической же точки зрения, коридор – это соединение Китая с Европой, в которой он так нуждается для поддержания развития своей экономики.

Для России подобный экономический коридор мог бы стать глотком свежего воздуха в виде инвестиций, считает эксперт. К сожалению, подсчитать выгоду на данном этапе не представляется возможным, однако можно точно утверждать, что сотрудничество с Поднебесной будет дополнительно стимулировать экономику России. Из дополнительных преференций стоит выделить возможные налоговые льготы, а также создание особого таможенного режима, что, безусловно, позволит снизить издержки при реализации данного проекта.

Вообще же в сложившейся геополитической обстановке разворот России в сторону Востока не ограничивается лишь Китаем, напоминает партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. Понятно, что стали крепнуть и отношения между Россией и Монголией. В частности, об этом свидетельствует февральский визит в Монголию председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, который подчеркнул, что укрепление стратегического партнерства с этой дружественной страной является одним из внешнеполитических приоритетов России.

Об увеличении значимости «монгольского направления» свидетельствуют и иные встречи на высшем уровне. Так, в марте 2015 года монгольские представители приняли участие в X юбилейном форуме ШОС в Ханты-Мансийске, а в июле они будут присутствовать на саммите организации в Уфе. Что примечательно, в мае 2015 года президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж будет участвовать в мероприятиях в Москве по случаю 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне.

За дипломатической активизацией должна логически последовать и экономическая, считает эксперт, ведь двусторонние экономические отношения двух стран оставляли желать лучшего. Несмотря на то, что Россия расположена на втором месте во внешней торговле Монголии после Китая, товарооборот между государствами снижается: в 2013 году на 15,8 процента (до 1,6 млрд долларов), а в первом полугодии 2014 года – еще на 13,1 процента (из-за сокращения поставок нефтепродуктов, машин и оборудования). В связи с этим вовлечение Монголии, расположенной в самом сердце Азии и обладающей большими запасами минерального сырья, в экономический коридор между Россией и Китаем и в самом деле должно придать импульс развитию отношений между двумя странами.

Надо понимать, указывает Анатолий Якименко, гендиректор компании «Литиевые технологии для энергетики», член экспертного совета консалтинговой группы «Беспалов и партнеры», что Монголия – традиционная сфера влияния России и СССР . Монголия - это, в первую очередь полезные ископаемые. Например, месторождения меди и молибдена в районе Эрдэнэта, плавиковый шпат, использующийся в металлургии, химической промышленности. Значение Монголии возрастает в связи с планами создания транспортных коридоров между Россией и Китаем – проект высокоскоростной магистрали Москва-Пекин. Большой вес имеет этот партнер и для планов опережающего развития российского Дальнего Востока. Также нужно учитывать, что монгольские элиты опасаются чрезмерного усиления китайского влияния в экономике страны и заинтересованы в сохранении и расширении российского присутствия.

В целом, заключает член совета учредителей Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Кузьмин, треугольник: Китай-Монголия-Россия – постоянно требует адекватной политики развития. Монголия богата сырьем, но бедна квалифицированными кадрами и инфраструктурой. В то же время территория Монголии вполне хороша как еще один транспортный коридор на пути Китай-Россия, попутно обеспечивая развитие собственно Монголии. Политически Монголия традиционно пытается совместить ориентацию на Россию с ориентацией на Китай: соседей больше нет, экспорт - только в и через Россию и Китай. Так что расширение сотрудничества в этой тройке по предложенному Китаем пути - максимально вменяемое, отвечающее общей динамике последнего времени.

«Expert Online»

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».