Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
13 января 2009 | Архив

Владимир Климанов: кризис сильнее всего ударит по бюджетам регионов-доноров

Фото: На фото: Владимир Климанов
www.akm.ru

Владимир Климанов, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», в интервью expert.ru сказал, что главам регионов придется отказаться от амбициозных проектов.

Уточненный прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие годы, учитывающий сокращение основных бюджетообразующих показателей для региональных бюджетов, в первую очередь прибыли предприятий и фонда оплаты труда, готовится в Минэкономразвития. Другое ведомство, Минфин России, с конца октября предупреждало региональные органы власти о таком нежелательном характере развития. Минфин призывал регионы ограничить принятие новых расходных обязательств, в том числе в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, готовить проекты бюджетов субъектов федерации исходя из консервативного сценария, чтобы не секвестировать расходы в следующем году.

Безусловно, любой пересмотр уже действующего бюджета в меньшую сторону будет крайне болезнен, он может стать импульсом для активизации социальной напряженности, срыва отдельных намеченных программ, что в свою очередь повлечет еще целый ряд негативных последствий.

При этом нельзя исключать и того, что, несмотря даже на нереализуемость в следующем году оптимистичного сценария, бюджет все-таки будет исполнен в том виде, в каком его примут. Это связано с тем, что в течение нескольких последних лет в большинстве субъектов федерации региональные бюджеты исполнялись с превышением доходов, а следовательно, и расходов, по отношению к первоначально запланированным и утвержденным законодателями параметрам. Рост региональных бюджетов опережал рост валового регионального продукта, что и позволяло наращивать расходы на государственные нужды опережающими темпами. Минфин все время говорил, что такая практика занижения показателей принимаемых бюджетов не соответствует лучшим принципам финансового управления. Но в условиях кризиса эта «повышенная осторожность» региональных законодателей может позволить не пересматривать параметры бюджета в течение ближайшего финансового года.

Понятно, что общие рецепты ужимания расходной части бюджета могут быть взяты из любого учебника по антикризисному управлению для корпоративного сектора. Там, очевидно, будет сказано, что большинство инвестиционных проектов, ведущих к наращиванию активов, в тяжелые годы можно отложить «на потом». Поэтому поведение законодателей, которые в условиях экономического кризиса свертывают финансирование масштабных инвестиционных проектов, выглядит разумно. Однако, используя в секторе государственной экономики методы антикризисного управления бизнесом, следует помнить о двух важных моментах.

Во-первых, субъект федерации, понимаемый как регион-квазикорпорация, является публично-правовым образованием и потому не может быть подвергнут процедуре банкротства.

Во-вторых, при управлении общественными финансами действует правило, не свойственное управлению средствами предприятий: финансировать за счет бюджетных средств можно только то, что разрешено, но не то, что не запрещено. При этом нельзя откреститься от выполнения взятых на себя государством и его регионами конституционно гарантированных публичных обязательств. И в этой связи очень важно в бюджете предусмотреть расходы на реализацию всех тех задач и обязательств, которые возложены на субъект федерации законодательством и должны быть осуществлены даже в тяжелых финансовых условиях.

Пострадают больше всего регионы с наиболее мощным экономическим потенциалом и менее других зависимые от поступлений межбюджетных трансфертов из федерального центра, к числу которых относится и Свердловская область, могут больше других субъектов федерации пострадать от разворачивающегося финансового кризиса. Это связано с тем, что ужимающиеся внутренние финансовые ресурсы в сильных регионах в большей степени определяют объемы регионального бюджета, чем в регионах, традиционно живущих за счет дотаций и субсидий из федерального бюджета, в настоящее время утверждаемых на три года вперед. В свою очередь в федеральном бюджете в течение последних лет успешно создана огромная «бюджетная подушка» в форме Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, накопленная от сверхдоходов, полученных в результате экспорта энергоносителей.

Понимая, что именно регионы-доноры окажутся в наиболее уязвимом положении, их органы власти уже задумались о создании аналогичного финансового резерва, который может быть использован не только в текущем, но и в 2009 году.

В Москве и Ханты-Мансийском автономном округе объем такой «подушки» составляет по 5 млрд. рублей, в Республике Башкортостан, Нижегородской и Ростовской областях превышает 2 млрд. рублей в каждой.

Но следует понимать, что возможности создания бюджетного резерва ограничены как некоторыми законодательными рамками, так и необходимостью реализовывать уже принятые расходные обязательства. Поэтому действия региональных властей именно таких субъектов федерации в части утверждения бюджета на следующий финансовый год и плановый период должны быть крайне осторожны.

expert.ru

Версия для печати
Главное