Липецкий губернатор:  Россия стремительно во всем идет вверх, а футбол позорно тащил ее вниз
5 октября 2017

Разбор полетов ко Дню учителя

Фото: ТАСС

Ко Дню учителя «Клуб Регионов» спросил у учителей и экспертов в сфере образования о самых актуальных проблемах, с которыми сегодня сталкивается российская школа.

5 октября в России отмечается День учителя. Международный праздник World Teachers' Day, учрежденный ЮНЕСКО в 1994г., призван привлечь внимание к положению учителей, их роли в обществе. «Клуб Регионов» обсудил с учителями и экспертами проблемы, которые больше всего волнуют сегодня специалистов в сфере образования, те плюсы и минусы, которые есть в современной российской школе.

О «бумажках» и зарплатах

Директор московского Центра образования 548 «Царицыно», Народный учитель России Ефим Рачевский: «Есть такое свойство человеческой психологии: чем чаще мы будем рвать на себе волосы и кричать, что мы самые дурные в этом мире, тем меньше шансов выйти на новый уровень. Кричат о том, что российская школа чуть ли не самая плохая, учителя – самые необразованные, а дети – самые немотивированные, как правило, бездельники и лентяи, которые ничего не понимают в современном образовании. Российская школа, бесспорно, одна из лучших школ в мире, она обладает своими особенностями, а мифы о том, что когда-то было хорошо, а сейчас стало плохо, – это все бред.

А учителя, которые жалуются на «кучу бумажной работы», пусть хоть раз подадут в суд на учредителя. У учителя должно быть две «бумажки»: рабочая программа и журнал. И первая, и вторая сегодня есть в электронном варианте. Все дополнительное, отчеты и так далее, – это, как правило, инициатива муниципальных образовательных чиновников, которые должны доказать свое право на существование, учителя страдают из-за инициативности и непрофессионализма своих муниципальных руководителей. Московский учитель имеет два документа: журнал и рабочую программу – всё. Для того чтобы снизить эту «бумажную» нагрузку, должна быть политическая воля на региональном уровне, а чтобы она была, об этом и президент говорил. Но у нас какое-то время пытаются соответствовать призывам верховной власти, а потом забывают, и опять появляются «бумажки» и так далее.

Если говорить о зарплате учителей, то не стоит считать эти условия такими уж жесткими. Есть регионы, где зарплата учителя выше, чем у какого-нибудь мелкого предпринимателя. Школа – это остров надежности, в том числе бюджетной надежности. Школа притягивает. И, наконец, человек, который проработал десять лет в школе, вряд ли будет искать себе место в какой-нибудь сфере. В школе также есть целый ряд плюсов, которых нет в других сферах, например, двухмесячный отпуск, где его еще найдешь?».

О том, как учат не в школе

Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН, директор школы № 109 г. Москвы Евгений Ямбург: «Сегодня в законе об образовании прописано, что в одном классе могут сидеть здоровый ребенок, ребенок с ДЦП, имплантом, дефицитом внимания и так далее. А кто учил учителей с ними работать? Когда я возглавлял группу по разработке профессионального стандарта, мы ориентировались на вызовы и проблемы, которые есть сегодня, и заложили обучение учителей этим компетенциям. Этот процесс сейчас только начинается, и часто психологически люди к этому просто не готовы. Вот сейчас я разбирался с историей в Липецке, где из школы, знаменитой гимназии, выкинули ребенка с онкологией. У населения и даже директоров школ пещерные представления, что рак заразен, потому что дети носят маски. Это одна сторона. Вторая связана с колоссальной миграцией населения. Есть уже очень много детей не только в московских школах, для которых русский не родной, и дома на нем не говорят. Значит, у учителя должна быть новая компетенция – изучение русского как неродного. И всему этому надо обучать, потому что жизнь не стоит на месте.

У нас до сих пор реформа образования касалась машины образования – его финансирования, организации и так далее. Но когда-то великий Ушинский писал, что никакая реформа школы, никакое улучшение качества образования невозможно иначе, чем через голову учителя. Центральная проблема – это квалификация учителя в соответствии с современными вызовами. А это влечет за собой реформу педагогического образования. Потому что в вузах часто готовят по старинке, эта профессура живых детей видела лет 30 назад, и читает лекции по пожелтевшим конспектам. Это никуда не годится. Я знаю вузы, где уже происходят очень интересные прорывы: есть замечательные Ставропольский и Московский педагогические университеты, набирает обороты бывший МГПИ им. Ленина. С вашего позволения, в корпоративных интересах я не буду сыпать соль на рану там, где вообще ни черта не делают, живут на старых запасах и плохо готовят учителей. Но таких пока много».

Ностальгия по советскому

Первый замруководителя комиссии по образованию и науке ОП РФ, проректор МГПУ, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова: «Российская и советская школа – это две разные школы, две разных эпохи, и задачи перед ними стояли разные. Но я совершенно точно могу сказать, что сегодняшняя российская школа по техническому обеспечению и условиям в большинстве своем превосходит то, чтобы было в советской школе.

Что касается учителей, которые сегодня работают в российской школе, то к ним, кроме уважения, у меня больше ничего нет. Вы представляете, что за 25 лет они пережили кучу реформ [образования], ни одна из которых не была закончена. И мы им должны низко в ноги поклониться, что они приходят в эту школу, и живут в этих реформах, и наших детей учат. Эти учителя разные, но в большинстве своем они владеют инструментарием, отвечающим современным потребностям, какого не было ни в одной советской школе.

Самой серьезной проблемой в образовании я считаю создание таких условий для учителя, чтобы он хотел работать в школе и не думал о том, чтобы уйти из профессии из-за того, что бюрократическое «творчество» загоняет его в угол и он не имеет возможности работать с детьми, самосовершенствоваться и профессионально расти. Это первое. А второе: я за то, чтобы наши ребята, независимо от того, где они учатся – в маленькой школе в небольшом селе или в шикарной школе в нефтяном регионе, – чтобы каждый ребенок имел условия для получения образования, которое даст ему прекрасную профессиональную перспективу. Я за создание условий и для учителя, и для учеников, тогда в нашей школе всё будет очень хорошо: учителя не будут уходить, а ребята будут бежать в школу. Я знаю школы, из которых дети не хотят уходить, потому что их там учат, их там любят и дают знания и возможности для развития. У нас замечательные дети и прекрасные учителя, давайте их будем уважать».

О статусе учителя и качестве образования

Первый заместитель директора института образовательной политики «Эврика» Роман Селюков: «Средние статистические данные свидетельствуют о том, что средняя нагрузка на учителя составляет 24 часа в неделю при ставке 18 часов. В этом смысле среднестатистический учитель не сильно загружен. Если говорить о средних зарплатах, то они в большинстве субъектов РФ доведены до средней по региону, и в этом смысле экономический статус учителя на фоне региона достаточно высок. Но самое главное прячется в мелочах и частностях, в этом смысле судьба конкретных учителей, которые имеют запредельную нагрузку или низкую зарплату, она более резонансна, чем средние цифры.

По понятным причинам от региональной власти зависит благосостояние школ, насколько высоким будет в них качество образования, потому что учредителями школ у нас являются либо регионы, либо муниципалитеты. И мы видим разную степень ответственности учредителей. Можно назвать несколько регионов, которые в этом отношении делали и делают очень много, – это Калининградская область, Москва, Новосибирская область – это одни из тех регионов, которые много делают для того, чтобы финансовые механизмы были максимально прозрачными, чтобы экономика работала на улучшение условий образования, повышение экономического статуса учителя и повышение качества образования в целом.

В любом случае мы должны сказать, что сегодня в систему образования молодые специалисты приходят в гораздо большем количестве, чем это было 5–10 лет назад. Это говорит о том, что люди выбирают профессию учителя, и о том, что она более уважаемая. Конечно, в этом серьезную роль сыграло изменение экономического статуса педагогов, а также стабильность, которая появилась в оценке результатов учащихся благодаря ЕГЭ.

И сегодня, если говорить о качестве образования, то последние результаты PISA [международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия участвует с 2000г.] дают основания быть настроенными достаточно оптимистично в связи с тем, что эти результаты подросли. Выходит, что преобразования в системе образования дали позитивные результаты. При этом наша начальная школа показывает довольно высокие результаты на уровне Финляндии, Гонконга, Сингапура». 

Версия для печати
Главное
Саратовская Единая Россия выдвинула против КПРФ слабого кандидата на довыборах в Госдуму
Кандидатом «Единой России» на довыборах в Госдуму по Саратовскому одномандатному округу по результатам праймериз стал директор колледжа и член президиума регионального политсовета Игорь Морозов. Эксперты оценивают его как весьма слабого участника, неспособного выстоять против первого секретаря обкома КПРФ Ольги Алимовой, которая собралась вернуться в ГД. Сопоставляя эти факты, политологи допускают как возможность торга между единороссами и коммунистами, так и вероятность того, что ЕР не выдвинет Морозова на выборы, а вместо него неформально поддержит выдвижение против Алимовой ресурсного варяга федерального уровня. Сама Алимова разговоры о готовности ЕР сдать округ расценивает как попытку усыпить бдительность оппозиции.