Республика Башкортостан
16 октября 2023

Эксперты оценивают успехи и неудачи Хабирова за пять лет руководства Башкирией

В Башкирии на торжественном собрании в честь Дня Республики глава Радий Хабиров высказался об итогах своей работы на посту руководителя региона. Он заявил, что прошедшие пять лет стали самыми счастливыми в его жизни. О том, стали ли эти годы счастливыми для самой республики, «Клуб Регионов» спросил экспертов.

Политолог, преподаватель Уфимского университета науки и технологий Арсен Шаяхметов считает, что поначалу Хабиров демонстрировал глубокую вовлеченность и понимание внутренних проблем, а также бескомпромиссный подход в принятии решений. «Вкупе с наметившейся к 2018г. стагнацией в социально-экономической и событийной сферах со стороны общества были завышенные ожидания от назначения врио. Однако, как это часто бывает, галопом решить системные проблемы не удалось, а жёсткость в общении с бизнесом и обществом привели к целому ряду конфликтов, взять ту же гору Куштау [массовые уличные выступления против освоения залежей соды]. Впоследствии мы увидели корректировку подходов со стороны самого Хабирова и его администрации – смягчение публичной риторики, проработку решений и выстраивание диалога с оппонентами, смену вектора с «продавить» к «найти устраивающее всех решение», – подчеркнул Шаяхметов.

Аналитик, доктор философских наук Дмитрий Михайличенко делает акцент на том, что Хабиров пришел в регион с позицией того, что Башкирия должна будет выполнять решения федерального центра. Например, если Рустэм Хамитов [предшественник Хабирова на посту башкирского губернатора] был осторожен в противостоянии освоения Куштау, то Хабирову изначально сказали, что гору нужно отдать. «Хабиров взял паузу и потом объявил об этом. Потому что при его команде информационной и внутренней политикой старался рулить не профессионал, а авантюрист, который элементарно не умеет замерять общественные настроения и думает, что он может переубедить социум во всем. В итоге дошло до протестов, и Хабиров смог волевым образом принять правильное решение (не каждый губернатор может во время протестов отказываться от каких-то планов, согласованных с Москвой). Это был переломный момент, он понял, что с обществом нужно считаться. Фактор Куштау стал определяющим», – сказал Михайличенко и резюмировал, что на сегодняшний день в Башкирии контрэлитные конфликты минимизированы, и в целом всё под контролем Хабирова.

Общественный деятель Азамат Галин отмечает, что отличительной особенностью пятилетки Хабирова стало то, что он оказался главой без денег, у него не было резервов, из которых он мог бы оперативно вытащить ресурсы для финансирования сверхбюджетных расходов, хотя он [Хабиров] ставил перед собой амбициозные задачи. «Внутрирегиональная повестка звучала так, что каждому чиновнику вменялась обязанность выбивать средства из федерального бюджета. Это даже получило свое название «Башкир с папочкой». У Хамитова стратегия была попроще, он предпочитал вообще ничего не делать, и тем самым у него под рукой всегда был бюджетный профицит. Социальные обязательства, которые были запланированы в бюджете, исполнялись строго по росписи, сверх лимитов не выделялось. Хамитову было достаточно того капитала, который был накоплен в период работы Муртазы Рахимова [глава Башкирии с 1993г. по 2010г.]». Галин подчеркивает, что несмотря на это, с задачей по привлечению федеральных средств в регион Хабиров справился.

Политолог Шаяхметов также отметил, что социально-экономические начинания Хабирова решили проблемы лишь частично. «Начатые изначально проекты благоустройства (транспортная реформа, ремонт подъездов, дворов и парков) были нацелены на визуальное улучшение ситуации. Эти проекты были действительно необходимы, и в них был запрос, поскольку состояние инфраструктуры не отвечало современным требованиям. Однако такие решения становятся следствием, а не витриной преобразований. Как результат, сжатые сроки и отсутствие стратегического видения привели к некачественному исполнению, скандалам с застройкой и кадровой чехардой внутри управляющей команды. Транспортная реформа стала отражением непоследовательной политики». Также Шаяхметов подчеркнул, что визуально регион меняется – внешне он стал выглядеть действительно лучше, но «под капотом» осталась прежняя начинка, качественных улучшений пока не произошло.

Общественный деятель Галин считает, что «исходя из тех ресурсных параметров, которые у Хабирова имеются, в целом регион находится на уверенной позиции, без каких-либо особых экономических амбиций». Но при этом, по словам эксперта, в регионе не выстроена экономическая стратегия, а то, что ей называется, представляется достаточно слабой.

Версия для печати