Республика Ингушетия
3 ноября 2020

Пётр Кирьян: Ингушетия оказалась в ситуации, когда практически необходим внешний финансовый контроль

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ингушетия/ Политолог Пётр Кирьян объясняет, как Ингушетия оказалась республикой-банкротом, и чем грозит региону внешнее управление.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин потребовал от главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова заключить соглашение с Минфином РФ о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ. Также парламенту Ингушетии поручено утвердить план восстановления платежеспособности. На 1 сентября 2020г. госдолг Ингушетии составил более 2,4 млрд руб. За 10 месяцев 2020г. различными структурами и бизнесом не перечислено более 1 млрд руб. налоговых и страховых отчислений. Политолог Пётр Кирьян отметил, что в республике фактически будет введено внешнее управление финансовыми потоками. Однако эксперт считает, что «ничего драматического в этом нет», а региональные власти должны были сами обраться за поддержкой к федеральному центру.

«Ингушетия оказалась в ситуации, когда практически необходим внешний финансовый контроль. Это результат того, что обязательства превышают любые текущие возможности региона. Такие истории возникают по трем причинам. Это срывы сроков, когда на крупные проекты, программы средства запрашиваются, но не осваиваются вовремя, соответственно не приходят новые транши, копятся обязательства, а работа не делается. Второе – неправильная оценка при планировании бюджета, недостаточная квалификация. Третий момент – форс-мажоры. В этом году – всё, что связано с ковидом: растет безработица, не выполняются сверстанные планы по сбору налоговых поступлений. И в этой ситуации региональные власти Ингушетии должны были сами прийти за поддержкой, а не сидеть и ждать, когда премьер-министр потребует восстановить платежеспособность.

Хотя по большому счету ничего драматичного во внешнем управлении нет. Истинный смысл прямого управления – не допустить неисполнения социальных обязательств. Есть такая республика – Хакасия, так она де-факто 11 месяцев жила в таком режиме. Это фактически кассовое исполнение бюджета через казначейство. Не физический контроль, когда людей заставляют отчитываться каждую минуту, а когда те или иные платежи проходят через контроль федерального центра.

Даже если внешне это выглядит как ультимативное требование и перехват управления, то, на мой взгляд, главная цель – чтобы у той же Счетной палаты не было претензий по дисциплине обслуживания долга или качества прогнозирования налоговой базы в Ингушетии.

Я даже осторожно предположу, что последствия у этого будут не политические (смена состава правительства или руководства конкретной республики), а следствием станет некая сложная аналитика в Минфине вообще по сегодняшнему состоянию региональных бюджетов».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»

Версия для печати
политолог

Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем

Другие статьи автора