Магаданский губернатор Носов:  объединение, восстановление Русского мира остановить невозможно
20 апреля 2021

Владимир Климанов: Индивидуальная программа развития может помочь Северной Осетии, но федцентру поддерживать эту инициативу рискованно

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Владикавказ/ Экономист Владимир Климанов – о том, насколько необходима Северной Осетии программа индивидуального развития, которую запросил у федцентра врио Сергей Меняйло.

В день своего назначения главой Северной Осетии Сергей Меняйло попросил президента РФ Владимира Путина поручить разработать индивидуальную программу социально-экономического развития республики. Губернатор подчеркнул, что в 10 регионах, выбранных ранее для внешнего управления федцентром, программа работает эффективно и могла бы послужить для «реализации потенциала Северной Осетии». Индивидуальные программы, принимаемые федеральным правительством, должны носить штучный характер, иначе и у других регионов появится соблазн запросить особые условия, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС, экономист Владимир Климанов.

«Северная Осетия, как и другие республики СКФО, вписывается в потенциальный список регионов, требующих особого внимания федцентра, для которых могут быть разработаны такие программы. Эти регионы традиционно высокодотационные и отстающие по многим показателям (уровень безработицы, низкий объем инвестиций). Но, с другой стороны, они и так получают довольно большие дотации, что часто вызывает критику и со стороны других регионов, и со стороны экспертов. Кроме того, они пользуются и иными формами поддержки – целевыми трансфертами и прямыми федеральными инвестициями.

Принятие индивидуальной программы для Северной Осетии, возможно, даст импульс для развития республики как с точки зрения дополнительного финансирования, которое на самом деле не очень большое (1 млрд руб. ежегодно в течение пяти лет), так и с точки зрения дополнительного внимания со стороны федеральных органов: персональное кураторство федеральных министров и упрощение доступа главы республики к федеральным структурам усиливают его лоббистские возможности в продвижении региональных проектов.

В данном случае Меняйло представляет интересы своего региона, ищет инструменты для решения территориальных проблем. И никаких обязательств при этом у региональных властей пока не возникает, поскольку Федерация может пойти на это, а может и отказать, найдя другие инструменты поддержки развития региона.

А вот федеральному правительству вставать на этот путь достаточно рискованно, ведь, приняв программу в 11-м регионе, будет всегда соблазн принять ее и в 12-м, и в 13-м регионе, а самим регионам – выступать с подобными инициативами, чтобы получить дополнительные ресурсы.

В любом случае подобные инициативы вполне укладываются в логику предвыборной ситуации, которая в 2021г. складывается в Северной Осетии».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»

Версия для печати
экономист

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук