Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
29 ноября 2013

Кара-оол заручился федеральной поддержкой в развитии Тувы

В правительстве РФ был рассмотрен вопрос о социально-экономическом развитии Тувы

Фото: tyva.er.ru

Глава Тувы Шолбан Кара-оол на заседании правительства РФ заявил, что у республики есть потенциал для экономического роста. Реализовать его не позволяет отсутствие транспортных путей и слабость инфраструктуры. Властями региона разработаны проекты для решения этих проблем, однако, чтобы их осуществить, необходима поддержка государства. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил создать рабочую группу, которая разработает комплексную программу социально-экономического развития Тувы. Эксперты отмечают, что освоение ресурсно-сырьевого потенциала республики вкупе с улучшением транспортной инфраструктуры дадут мультипликативный эффект развитию региона.

Под руководством премьер-министра России Дмитрия Медведева в правительстве РФ прошло заседание, посвященное социально-экономическому развитию Тувы. Участие в нем принял глава республики Шолбан Кара-оол. В своем выступлении основной упор Кара-оол сделал на вопросах транспортного развития региона и энергетической безопасности.

Глава Тувы: богатейший потенциал Тувы просто обязан заработать на всю страну

По словам Кара-оола, территория и ресурсы региона сегодня востребованы российскими и зарубежными инвесторами, но их активность сдерживает отсутствие транспортных путей и слабость инфраструктуры. Все это в комплексе мешает устойчивому социально-экономическому развитию Тувы: «Для того чтобы достигнуть в обозримом будущем даже средних по стране показателей, региону необходимо не просто поступательно двигаться вперед, а принять и реализовать стратегические решения, способные вывести республику на принципиально новый качественный уровень. Мы уже для себя поняли, что потенциал количественного роста в рамках существующей хозяйственной инфраструктуры региона исчерпан. Полумерами, к сожалению, здесь не обойтись».

Глава Тувы подчеркнул, что решит проблему «транспортной блокады» республики строительством железной дороги Курагино - Кызыл. В то же время железная дорога сама по себе - это уже «минимум 15 тыс. рабочих мест, 17 млрд руб. ежегодных налоговых отчислений». Также глава региона напомнил о проекте по смене направления трассы М-54: «Для республики это новые экономические возможности для развития 12 из 17 районов республики, в том числе труднодоступных. Проект значительно повысит качество жизни более 60% населения Тувы».

В своем выступлении Кара-оол остановился на ресурсном потенциале республики. На территории региона расположены угольные и золотоносные месторождения, месторождения полиметаллических руд. «Еще одним важным стратегическим преимуществом Республики Тыва является выгодное геополитическое положение, позволяющее ей стать удобными воротами России на перспективные рынки стран АТР на автомобильном, авиационном, а в более отдаленной перспективе и железнодорожном трансграничных маршрутах», - добавил глава Тувы.

Эксперты: эффективное развитие ресурсно-сырьевого потенциала даст мультипликативный эффект развитию региона

Кандидат экономических наук, заведующая сектором Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Ирина Филимонова и кандидат экономических наук, руководитель экономической группы Института геологии и геофизики СО РАН Леонтий Эдер считают, что поднятые главой Тувы вопросы, связанные с поиском точек роста экономики региона, являются актуальными и своевременными: «Тува обладает значительным ресурсно-сырьевым потенциалом, эффективное развитие которого могло бы дать существенный мультипликативный эффект развитию региона. Его основой являются разведанные запасы коксующегося и энергетического угля, кобальта, золота, цветных и редких металлов, редкоземельных элементов, различных строительных материалов, минерализованных и пресных подземных вод, геотермальных источников».

Эксперты отмечают, что в настоящее время одним из наиболее привлекательных активов в регионе является Элегестское угольное месторождение. Сдерживающим фактором широкомасштабного развития этого месторождения и выхода его на проектируемые уровни добычи является отсутствие транспортной инфраструктуры.

«Однако важным аспектом является не только развитие добывающей промышленности, но рассмотрение возможности создания крупных промышленных кластеров с производством продукции с определенной добавленной стоимостью в регионе на базе угольной промышленности, а также ряда других горно-металлургических производств. С возможностью дальнейшего их транспорта на внутренний рынок и в страны АТР. Именно это позволит создать дополнительные рабочие места, направить налоговые поступления в бюджет региона», - сказали эксперты.

Леонид Смирнягин: Тува – уникальный край

Кроме того, в ходе заседания правительства с анализом положения дел в республике и путях ее развития выступил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. По итогам заседания премьером Медведевым было дано поручение создать межведомственную группу по вопросам социально-экономического развития Тувы. «До 1 апреля 2014г. на базе вновь созданной межведомственной рабочей группы федеральные органы власти, инвесторы, госкомпании должны представить свои предложения, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Республики Тыва, - сказал Слюняев. - До 1 марта 2014г. мы будем работать с властями Тувы, а затем представим план правительству России. Он будет широко обсуждаться, в том числе в вашей республике. Очень удачно выступил глава региона Шолбан Валерьевич Кара-оол. Много было цифр. Много было фактов. Он лишний раз подтвердил то, что региональная власть сегодня работает, и все, что необходимо, - это усердие и, конечно, финансы».

Политгеограф, профессор МГУ Леонид Смирнягин считает, что при развитии Тувы российское правительство в первую очередь должно обратить внимание на экологический фактор: «Это совершенно уникальный край, и в первую очередь с экологической точки зрения. На него просто молятся в Азии многие страны, потому что такого куска природы найти трудно, кроме, может быть, Тибета. А с другой стороны, там полным полно очень крупных месторождений очень многих полезных ископаемых. Угля, например. И без железной дороги все это освоить невозможно. То есть перед властями стоит тяжелая задача найти компромисс между экологией и экономическим развитием. Я понимаю главу Тувы, что он хочет дать экономический рост региону, так как с социально-экономической точки зрения регион очень проблемный. И рабочая группа по развитию Тувы, которую создают в правительстве, обязательна должна в комплексе решать свою проблематику, без перекоса в ползучий экономизм».

Добавим, что комплексный инвестиционный план развития Тувы будет рассчитан до 2018г.

Версия для печати
Главное