Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
25 мая 2015

Индустрия будущего

Фото: paidagogos.com

В Алтайском крае реализуется региональная программа «Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае на 2013–2015 годы и на период до 2020 года». Она была разработана в соответствии с распоряжением правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013–2015 годы по ее реализации». Краевая программа предполагает создание конкурентоспособной индустрии товаров и услуг для детей. В рамках этой работы планируется модернизация и расширение производств, инновационные обновления предприятий и разработки новых продуктов, расширение спроса на товары и услуги для детей. Стоит сказать, что Алтайский край одним из первых в России начал развивать индустрию детских товаров на системной основе. Опыт региона обсуждался в Совете Федерации РФ, где было решено изучить проведенную в регионе работу по поддержке развития индустрии детских товаров.

Актуальность и необходимость развития индустрии детских товаров в экспертном онлайн-клубе обсуждают:

Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ;

Антонида Устинова, генеральный директор ОАО «Модест»;

Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров;

Светлана Журова, депутат Государственной Думы РФ;

Андрей Волков, депутат Законодательного собрания Алтайского края;

Сергей Колобов, председатель совета Московского общества многодетных семей.

Сергей Колобов: «В целом это дело более чем нужное. Потому что традиционный изготовитель промышленных товаров для детей у нас Китай. И конечно, хотелось бы иметь товары наших производителей. Чтобы они были экологически чистые и чтобы ребенок и играл, и надевал на себя то, что сделано нашими производителями. Тем более что у нас есть очень качественные товары, другое дело, что они не всегда могут дойти до потребителя».

Татьяна Комиссарова: «Программа развития индустрии детских товаров необходима в 100 случаях из 100. Если в регионе существует такая программа, то она, по сути, интегрирована во все направления развития региона. Мы прекрасно понимаем, что если мы целенаправленно не развиваем те направления, которые позволяют в регионе обеспечивать, развивать, обучать детей, то в этом случае будет та стихийная ситуация, которая была долгие годы после развала Советского Союза. Поэтому желание собрать все направления промышленности, образования, услуг в отношении детей позволяет региону развиваться более эффективно и как минимум понимать, какие цели они могут достичь до 2020 года».

Отмечая необходимость развития индустрии детских товаров, эксперты также акцентируют внимание на ряде проблем, которые необходимо решить для полноценного прихода на рынок отечественных товаров для детей.

Андрей Волков: «Я сам являюсь отцом семилетнего ребенка и могу сказать, что у нас есть некий дефицит товаров для детей местного производства. Это касается и продуктов питания, и одежды. Важно, чтобы местная продукция не просто была, а чтобы на нее обращали внимание, чтобы ее раскупали. Она должна быть в тренде. Никто никого не заставит покупать, если это не смотрится или плохого качества. В этом плане нужны серьезные вложения и поддержка, или лучше тогда не начинать».

Сергей Колобов: «Нужна информация, нужна упаковка. Ведь очень часто мы покупаем не товар, а ощущения. Ощущение легкости, счастья, удовольствия, а этого ощущения нашим товарам не всегда хватает. Мне кажется, что здесь больше проблема в недостатке информации и ее подачи, нежели в производстве этих товаров. Но судя по опыту импортозамещения продуктов, мне кажется, нет ничего невозможно в том, что произойдет импортозамещение и по каким-то группам промышленных товаров. Предпосылки у нас есть, и есть у нас регионы, где до сих пор не убиты традиции и мастерство».

Решение этих проблем может заключаться в поддержке бизнеса, которая предусмотрена в ходе развития индустрии детских товаров. Алтайская программа развития индустрии детских товаров может быть расширена в зависимости от изменения экономических или законодательных реалий.

Татьяна Комиссарова: «Для бизнеса это интересно вдвойне. Если они понимают, что есть государственная региональная программа, в частности развития и поддержки, в том числе с учетом программ поддержки малого и среднего бизнеса, то бизнес четко понимает перспективы, понимает, что от него ждут. А это значит, что можно смело строить бизнес в этом направлении. Я бы могла сказать, что в тех регионах, где такая программа существует, можно смело открывать малый и средний бизнес, направленный на индустрию детских товаров».

Антонина Цицулина: «Государственная поддержка отечественным производителям может быть оказана на разных уровнях: муниципальном, региональном, федеральном. При этом речь идет не только о финансовой поддержке, но и о ней тоже.

Первой мерой по стимулированию реализации инвестиционных проектов индустрии детских товаров, вошедших в перечень приоритетных, является субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в целях реализации указанных проектов в 2013–2016 годах, а также субсидия на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей. Это, по сути, длинные инвестиционные проекты и поддержка их финансирования.

Вторая мера – субсидия на проведение НИОКР. Мы надеемся, что в связи с большими запросами 2014 года в этом году будет выделено порядка 500 млн руб. Этой субсидией могут воспользоваться даже небольшие компании. При условии внедрения результатов научных разработок в производство, затраты на НИОКР будут компенсированы полностью. И перечень прямых затрат очень существенен.

Новым компаниям, размещающим свое производство в индустриальных парках, будет интересна субсидия управляющим организациям индустриальных парков на возмещение части затрат на аренду для резидентов парков. Данная мера позволит ввести специальные сниженные цены на аренду земли или производственных площадей. 

Еще одно направление господдержки, интересное для бизнеса, – программа продвижения товаров для детей российского производства».

В Алтайском крае существуют различные меры поддержки предпринимателей, производящих товары и услуги для детей. В регионе планируется реализация инвестиционных проектов в сфере производства продуктов питания для детей, в текстильном и швейном производствах. Ключевыми станут два проекта: «Развитие направления Алтайского биофармацевтического кластера по производству продуктов детского питания» и «Создание промышленного консорциума по производству детских товаров «Индустрия детства».

Татьяна Комиссарова: «Поддержка развития индустрии детских товаров со стороны региональных властей также дает определенные преимущества с точки зрения перспективы, понимания. Бизнесу что важно? Во-первых, какая будет деловая среда, во-вторых, как будет выглядеть поддержка и как будет выглядеть рынок. И когда они будут иметь ответы на все вопросы, то, по сути, это и есть поддержка. Это кроме того, что в регионе есть стратегия развития региона, где индустрия детских товаров является частью. И то, что мы видим сейчас на Алтае, то там охват достаточно широкий. Там охвачены и продукты питания, и образование, и промышленные товары. Ровно то, что может сделать регион для этого рынка и для своих детей».

Сергей Колобов: «В базовые функции государства не входит продвижение отдельных групп товаров, но государство должно быть заинтересовано в поддержке своих граждан, своих фирм, и, конечно, государство должно помочь бизнес-сообществу установить такие правила игры, которые будут выгодны этим товаропроизводителям. Государство должно активно взаимодействовать с бизнес-сообществом, и сами предприниматели должны вовремя доводить до властей свои пожелания».

Светлана Журова: «Бизнес, который работает в интересах детей, более всех заинтересован в реализации последовательной и эффективной промышленной политики в наиболее социально-чувствительном потребительском секторе. Социально-экономическое положение российских семей в значительной степени обусловлено экономическими факторами роста их благополучия и качества жизни, в т.ч. уровнем денежных доходов населения, культурой потребления, а также состоянием рынка товаров и услуг для детей. Ранее государственная политика в сфере семьи и детства совершенно не учитывала экономический и промышленный сектор. Впервые, с принятием Стратегии развития индустрии детских товаров, вопросы промышленной политики детства стали неотъемлемой частью государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, как действенный механизм достижения целей и задач в данной сфере».

Антонина Цицулина: «Совместная работа органов власти разного уровня и бизнеса создает дополнительные конкурентные преимущества всему региону, а бизнесу дает еще большую вариативность способов поддержки. Важно только обеспечить отлаженную обратную связь между всеми участниками, синхронизацию федеральных, региональных и инвестиционных программ бизнеса. Именно эта компетенция и является ключевой и приоритетной для нашей Ассоциации предприятий индустрии детских товаров».

Предприятия Алтайского края уже ощущают поддержку со стороны региональных властей. У региона есть ясные перспективы с точки зрения развития индустрии детских товаров в сфере производства продуктов питания для детей, в текстильном и швейном производствах, туристической сфере.

Антонида Устинова: «Безусловно, реализация в регионе программы развития индустрии детских товаров оживляет производство. Эта программа интересна тем, что нам оказывается различная помощь, в том числе грантовая. Это позволяет улучшить материально-техническую базу заводов. Есть серьезная информационная поддержка.

Мы выпускаем детское молочное питание. Это продукты натуральные, произведенные здесь. Это и региону дает преимущество. Питание, произведенное у нас, дешевле, у нас ассортимент хороший по продуктам. Мы сегодня выпускаем порядка 15 наименований детского ассортимента. Мы делаем такие продукты, которые другие не предлагают в других регионах. Всё это из натурального, экологически чистого сырья. Мы развиваемся, потому что эта программа дает нам стимул».

Антонина Цицулина: «Наше соглашение с правительством Алтайского края показывает, насколько результативным может быть совместное сотрудничество профессиональных бизнес-сообществ и государства. Это первая специализированная региональная государственная программа, которая стартовала в развитии федеральной программы. Сейчас уже более 14 регионов стали обозначать тему развития индустрии как приоритетной или ключевой. Активные, инициативные регионы получают приоритет для развития совместных проектов, нашу отраслевую экспертизу и поддержку, продвижение инвестиционных возможностей региона. В Алтайском крае уже накоплен большой опыт производства товаров для детей, есть интересные наработки в области производства экологически чистых товаров, использования инновационных технологий, начато создание промышленного консорциума детских товаров. И этим опытом нужно делиться с коллегами из других регионов».

Программы развития индустрии детских товаров могут быть расширены. В них могут появиться новые проекты. Так, губернатор Алтайского края Александр Карлин уверен, что федеральные программы также должны включать «компоненту оздоровительных и медицинских услуг, включая и туризм, и санаторное лечение». «И ряд других направлений, которые позволяют решать базовую проблему – оздоровление детского населения страны. Это приоритет приоритетов – не будет здорового ребенка, всё остальное не будет решено либо решено не должным образом», – заявлял Карлин.

Светлана Журова: «Российский рынок детских товаров в последнее десятилетие демонстрирует постоянный рост (в среднем около 10% в год) и устойчивость к кризисным явлениям. Даже в кризис годовой рост рынка детских товаров по итогам 2014г. составил 8%, что составляет более 780000 млн руб. (в т.ч. города с населением меньше 100 тыс.). В городах с населением 100 000+ наблюдался более динамичный рост рынка и более стабильное состояние покупательской способности и среднего чека в розничной торговле. Драйвером роста в 2014г. стал сегмент товаров для новорожденных. Он вырос на 13%».

Антонина Цицулина: «Нам нужно поддерживать развитие, которое уже началось. В этом году нам предстоит большая работа по написанию нового плана развития индустрии детских товаров, по которому мы будем жить следующие два года. В 2015 году продолжится работа над совершенствованием законодательства, борьбой с контрафактом, программой продвижения российских производителей, техническими регламентами для детских товаров, созданием кодекса добросовестных практик, на базе которого будут разработаны перечни добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и государственных закупок. Мы планируем усилить свою работу по привлечению инвестиций в индустрию, для чего в сентябре проводим Инвестиционный форум индустрии детских товаров с участием международных партнеров, институтами развития и представляем инвестиционные проекты, обладающие передовым промышленным потенциалом».

26 мая 2015 года в Совете Федерации РФ под председательством спикера Валентины Матвиенко пройдет заседание координационного совета при президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В его рамках будут обсуждаться вопросы совершенствования и развития сотрудничества государства с институтами гражданского общества, некоммерческими организациями в сфере семьи и детства. А опыт Алтайского края в поддержке индустрии детских товаров станет полезным для других регионов.

Версия для печати
Главное