Красноярский край
15 мая 2023

Может ли проект открытой перевалки угля в Красноярском крае перерасти в политическую проблему губернатора Котюкова

ЛДПР в Красноярском крае пытается «оседлать» экологическую проблему, связанную с будущей реализацией проекта по открытой перевалке в Красноярске и Лесосибирске угля из Кузбасса для транзита по Енисею с последующей перегрузкой и отправкой по Севморпути в Азию. Врио губернатора Михаил Котюков данный проект пока публично не комментировал. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты по-разному оценивают потенциал превращения экологической проблемы в политическую, а также возможности нового руководителя региона повлиять на реализацию спорного проекта.

Идею использовать Енисей для доставки кузбасского угля иностранным покупателям Минтранс РФ озвучил еще в феврале 2023г, его поддержал вице-премьер, полпред в ДФО Юрий Трутнев. Этот способ должен решить проблемы доставки угля по железной дороге, которая не справляется с трафиком в восточном направлении.  В апреле проект обсудили на заседании комитета по природным ресурсам и экологии заксобрания Красноярского края, и, как сообщали СМИ, депутаты высказались против того, чтобы уголь переваливался открытым способом. «Я не вижу ничего плохого в том, чтобы использовать такую логистику, но против того, чтобы уголь переваливался открытым способом и загрязнял все пылью в Красноярске и Лесосибирске», – прокомментировал председатель комитета, единоросс Виталий Дроздов.

В ЛДПР накануне объявили сбор подписей под петицией против проекта по перевалке угля, назвав его «примером откровенно наплевательского отношения к здоровью простых жителей». Политический аналитик Александр Чернявский отмечает, что партия уже полгода находится в «творческом поиске тем, которые могут сыграть на выборах в горсовет Красноярска в сентябре 2023г.», и открытая перевалка угля – одна из них. ЛДПР пытается «качать» и темы ЖКХ, и другие проблемы Красноярска, и по сравнению с КПРФ и СЗРП действует гораздо активнее, добавил эксперт.

Экологический вопрос – основной в повестке ЛДПР в рамках предвыборной кампании, поскольку протестные настроения «в связи с внешними обстоятельствами растворились, и партии не могут, как раньше, выступать против действующей власти», говорит политолог, научный руководитель центра гуманитарных исследований «Текущий момент» Сергей Комарицын. Он обратил внимание, что экологическая повестка в регионе со временем приобрела большее значение, и для этого есть объяснение:  несмотря на то, что за 10 лет, согласно статистике, стационарные источники сократили выброс вредных веществ в воздух со 170 до 108 тыс. тонн в год, скорость ветра за 20 лет в Красноярске уменьшилась в пять раз – до 0,5 метров в секунду, что способствует регулярному установлению неблагоприятных метеоусловий, проще говоря, режиму «черного неба». Впрочем, никакой протестной активности граждан в связи с проектом перевалки угля, и тем более выхода людей на улицы Комарицын не ждет. «ЛДПР не может быть оператором протеста, организовать что-то у них вряд ли получится», – подчеркнул эксперт.

Комарицын подчеркнул, что идея транзита по Енисею принадлежит федеральному центру, а не краевым властям, «и никакой Котюков повлиять на это не может, потому что это наши экономические договоренности с Китаем». «Как это будет реализовано на практике, я не знаю, но насколько я слышал от разбирающихся в этом людей, эта идея вообще не реализуема, потому что Енисейское пароходство к этому просто не приспособлено – фактически это филиал «Норильского никеля», и его используют под его нужды. Так складывалось годами, и очень быстро переформатировать это нельзя. Но какую-то часть, наверное, всё-таки перевозить будут», – рассуждает эксперт.

Чернявский полагает, что в регионе, где экологическая ситуация вызывает острую реакцию населения, проект открытой перевалки угля имеет потенциал для перерастания в политическую проблему. Но пока этот вопрос находится в дебютной стадии, и прогнозировать его развитие сложно. Вместе с тем он считает, что у Котюкова всё же есть возможности повлиять на ситуацию: «Не будем забывать, что Михаил Михайлович вернулся в регион из федеральных структур, он был министром [науки и высшего образования], в последнее время был заместителем министра финансов, так что лоббистские ресурсы и аппаратный вес у него имеются. Думаю, что тема точно не закрыта. Тем более пока, судя по сообщениям, речь идет о проекте, а не о принятом решении, а когда речь идет о проекте – всегда есть возможность его переиграть» 

Политолог Комарицын в целом полагает, что новому губернатору придется столкнуться с более глобальной угольной проблемой Красноярского края, связанной с исторически сложившейся структурой экономики и промышленности, которая также является препятствием к газификации региона и улучшению экологической ситуации.  «У нас, во-первых, есть целые города угольщиков: Шарыпово, Назарово… И что теперь с ними делать? Когда Маргарет Тэтчер закрывала в Англии угольные шахты, у них программа была рассчитана на десятилетия: угольщиков переучивали, платили им деньги. У нас же, очевидно, делать это никто не будет. Вторая составляющая: нашим некачественным углем топят, от этого никуда не деться. Конечно, есть вариант его переработки с применением высоких технологий, но вкладывать в это деньги никто не хочет. Ну и еще одна составляющая – это экспорт, мы этот уголь добываем, и объемы никто не снижает. Красноярский край зависим от угля, и тут любой губернатор будет вынужден работать с этими угольщиками, с СУЭКом, а они у нас всё укрепляются и укрепляются, потому что у них тройная монополия: они сами добывают уголь, сами себе его продают, потому что ТЭК тоже им принадлежит, а дальше они сами себе продают тепло. В общем, это мощная империя, с которой все вынуждены считаться», – заключил Комарицын. 

Версия для печати
Главное