Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
3 ноября 2015

Власти Приморья готовят леопардам безопасный переход

Фото: primorsky.ru

Строительство Нарвинского тоннеля в Приморском крае находится в завершающей стадии. С проверкой на объекте побывал губернатор Владимир Миклушевский.

Нарвинский тоннель строится в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда. Его длина составит 575 метров. Он разведет по разным уровням автомобильную трассу и пути миграции леопардов. «Тоннель не только позволит жителям и гостям Приморья комфортнее передвигаться по краю, но и будет способствовать сохранению популяции редчайшего зверя – дальневосточного леопарда», – подчеркнул Миклушевский.

Глава региона прошелся по тоннелю, где ему доложили, что работы ведутся по графику.

Объект строится под Нарвинским перевалом в Хасанском районе Приморья, где обитают дальневосточные леопарды.

Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы, доктор географических наук Евгений Шварц отметил, что Нарвинский тоннель – это инженерный объект, который позволяет избежать негативного воздействия на дикую природу и в то же время сохраняет возможности хозяйственной деятельности человека и экономического развития региона: «Мне кажется, что история с Нарвинским тоннелем – это тот уникальный случай, когда вместо конфликта и экологически негативного решения применяется современный конструктивный подход. В подавляющем большинстве случаев рассказы про то, что экологические требования – это какие-то непреодолимые экономические и административные барьеры, это неправда или полуправда. Ситуация в Приморье уникальна. С одной стороны, на юге Приморского края расположены уникальные местообитания и очень ограниченный ареал обитания дальневосточного леопарда и многих других эндемичных видов юга Дальнего Востока. И при этом регион является важным мостом для многих экономических связей и экспорта природных ресурсов в Корею и Китай. И здесь инженерно-линейная инфраструктура, в данном случае автомобильные дороги, является одним из главных негативных факторов так называемого явления фрагментации. Это явление, когда жизнеспособная популяция животных рассекается непреодолимым для них барьером и в результате разбивается на маленькие группировки, которые нежизнеспособны. Нарвинский тоннель, на мой взгляд, это один из первых примеров разумного и конструктивного подхода к сохранению естественной живой природы при реализации инфраструктурного проекта и одновременно без существенных ограничений для экономического развития».

По словам Шварца, такая практика развита в европейских странах: «Если взять территорию Германии, Голландии и других стран, то там основы транспортной политики направлены на то, чтобы линейная инфраструктура не способствовала дальнейшей фрагментации природных местообитаний».

Председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию законодательного собрания Приморья Евгений Зотов отметил, что последние случаи с появлением хищников на трассах говорят об актуальности строительства тоннеля: «Сегодня мы видим примеры, когда автомобилем был сбит леопард, тигр попал в кадр видеорегистратора. Это говорит, что животные двигаются по своим природным программам и могут создать непредвиденную ситуацию. И, конечно, этот тоннель скроет машины, с одной стороны, а с другой стороны, позволит животным пройти по верху этого тоннеля без опасности для их жизни.

Я считаю, что возведение такого тоннеля было верным решением. Конечно, все застроить такими сооружениями мы не можем. Но в тех местах, где они обитают, в районе заказников и заповедников, это нужно делать».

Стоит сказать, что реконструируемый участок автодороги «Раздольное – Хасан» в районе Нарвинского перевала является составной частью транспортного коридора «Приморье-2» и граничит с государственным природным биосферным заповедником «Кедровая падь» и национальным парком «Земля леопарда». 

Постановление о создании в регионе охранной зоны «Национальный парк «Земля леопарда» в 2013г. было подписано Миклушевским. Задача зоны – сохранение и увеличение численности дальневосточного леопарда и амурского тигра, а также их кормовых ресурсов, восстановление природных комплексов и объектов.

Версия для печати