Александр Дугин: главе Ставрополья нужно начать с себя
Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский предложил в качестве эффективной меры профилактики экстремизма и терроризма ввести во всех российских школах обязательное изучение основ религиозных культур и светской этики. Публицист Александр Дугин считает, что повышать свой культурный уровень должны и главы регионов, а также журналисты, освещающие борьбу с террором.
С инициативой ввести во всех школах обязательное изучение основ религиозных культур и светской этики Валерий Гаевский выступил на совещании, которое прошло 1 апреля в Махачкале под председательством Дмитрия Медведева. Напомним, на совещании с главами северокавказских регионов президент РФ обозначил пять основных задач борьбы с терроризмом, в числе которых назвал укрепление нравственной и духовной составляющей.
В качестве одного из вариантов решения этой задачи ставропольский губернатор предложил «перевести все школы страны на обязательное изучение духовных основ человечества».
«Когда вокруг рвутся взрывы, мне кажется, можно бы не шагать, а прямо-таки бежать в этом направлении. Все школы страны переводить на обязательное изучение духовных основ человечества. Они проверены тысячелетиями. От них еще никому зла не было и не будет. Зло от тех, кто превратно читает Библию и Коран... И надо успеть достучаться до наших детей раньше, чем это сделают ваххабиты и другие идеологи экстремизма», – цитирует Валерия Гаевского «Интерфакс».
Руководитель пресс-службы губернатора Ставропольского края Елена Михина пояснила «Клубу Регионов», что, говоря об изучении в школах «духовных основ человечества», Валерий Гаевский имел в виду предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который с 1 апреля в качестве эксперимента начал преподаваться в российских школах: «Губернатор предложил расширить инициативу президента России до уровня всей страны. По мнению главы региона, введение в школах обязательного изучения этого предмета может стать хорошей профилактикой экстремизма и терроризма».
Напомним, в 19 российских регионах, в том числе и в Ставропольском крае, стартовал эксперимент по введению в школе обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Курс состоит из 34 уроков и разделен на шесть модулей – основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, основы мировых религий и светская этика. Родители школьников могут выбрать, что из перечисленного будут изучать их дети.
По мнению философа и публициста Александра Дугина, инициатива ставропольского губернатора в целом здравая, но одним лишь преподаванием основ мировых религий в школе не решить проблему распространения экстремизма. «Губернатор, конечно, прав, выступая с таким предложением, так как в долгосрочной перспективе такая мера профилактики экстремизма, может быть, и сработает, – сказал эксперт «Клубу Регионов». – Но одного этого совершенно недостаточно, это как слону дробинка. Вопрос о религиозной и светской этике не может решаться только на уровне школьного курса. В первую очередь он должен решаться на уровне СМИ, которые должны закреплять все то, что ребенок получил в школе. Убежден, что главным источником терроризма является политика центрального телевидения, именно под его влиянием лучшие люди Кавказа уходят в боевики. Во-вторых, самим руководителям необходимо познакомиться с основами религиозной этики, традициями ислама и христианства. Поэтому, может быть, Гаевский и прав, что он хочет это сделать, но пусть начнет с себя».
По словам Александра Дугина, региональным властям необходимо очень осторожно подходить к вопросу выбора учителей, которые будут преподавать основы религиозных культур. В противном случае, отмечает эксперт, можно только углубить межнациональные противоречия, и у тех же самых ваххабитов появятся дополнительные аргументы, оправдывающие их деятельность: «Бесноватые православные могут быть так же опасны, как ваххабиты. Если, к примеру, маленьких мусульман будет учить какой-нибудь ярый противник ислама, ничем хорошим это не закончится. Мы получим в будущем новых террористов. Также необходимо, чтобы школьники, как на Кавказе, так и в центральной России, изучали не только те религиозные традиции, которые доминируют в регионе, но и другие конфессии».