Хабаровский край
16 февраля 2018

Вячеслав Шпорт:

развитие Дальнего Востока – это приоритет для страны на весь XXI век

Грамотные и амбициозные люди нужны везде, но на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае – особенно, считает губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. О работе на инвестфоруме в Сочи, об успехах ТОР, промышленном потенциале края и о том, почему стоит жить и работать на Дальнем Востоке, в интервью главы региона.

Корреспондент: Вячеслав Иванович, с какими инвестпроектами приехала делегация Хабаровского края на форум в Сочи, каковы ожидания?

Вячеслав Шпорт: В Сочи мы не везем большой пул инвестпроектов, основная наша площадка – это все-таки Восточный экономический форум, который в этом году пройдет 6–7 сентября. Тем не менее Хабаровский край будет представлен в Сочи. Характерно, что мы будем рассказывать о своих социальных проектах. В первый день форума состоится сессия по лучшим практикам социально-экономического развития регионов. Мы участвовали в конкурсе АСИ, два проекта Хабаровского края вышли в финал – «Компас самоопределения» (система ранней профессиональной ориентации) и практика «Профессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья». Думаю, наши наработки в этой сфере будут интересны другим регионам.

Если же говорить о крупных проектах в экономике, то в Сочи мы снова расскажем о нашей большой стройке – автодороге «Обход Хабаровска». Я буду участвовать в сессии по проектам государственно-частного партнерства, где речь пойдет в том числе и о нашем опыте работы с концессионерами. Это действительно крупнейший проект в сфере ГЧП на Дальнем Востоке. Его стоимость – около 40 млрд руб. Уже ведутся работы по строительству мостов и путепроводов, перестраиваются инженерные коммуникации. Кстати, в Сочи состоится церемония награждения престижной премией «Росинфра». Наш проект стал победителем в транспортной номинации – за лучшую практику реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвесторов.

Корр.: Режим территорий опережающего развития, и Свободного порта Владивосток, и Ванино работает в регионах Дальнего Востока уже не первый год. Каковы реальные результаты от появления ТОР для бизнеса, для населения?

Шпорт: ДФО был первым в стране по созданию ТОР. Сейчас у нас работают уже три территории опережающего социально-экономического развития («Хабаровск», «Комсомольск», «Николаевск»). Число резидентов стабильно растет. Если еще год назад их было всего 23, то сейчас уже 49, то есть желающих работать на наших площадках стало в два раза больше.

Если говорить про Свободный порт, то 10 компаний уже стали резидентами в Ванинском районе. Причем девять из них – в 2017г. В основном это проекты по созданию новых портовых терминалов различной специализации. Но есть и проекты малого бизнеса: производство строительных материалов, рыбопереработка, воспроизводство водно-биологических ресурсов.

Первые конкретные результаты тоже есть. Компаниями-резидентами инвестировано более 6 млрд руб., создано более тысячи рабочих мест. 14 компаний уже выпустили продукцию на 7 млрд руб. По итогам 2017г. от этих предприятий мы получили около 200 млн руб. налогов в краевой бюджет. Это пока не так много, но, во-первых, не все проекты еще стартовали, а во-вторых, резиденты имеют существенные налоговые льготы. Это и есть реальная польза для жителей края – создаются новые высокотехнологичные рабочие места, производится качественный продукт, а деньги от налоговых поступлений мы можем тратить на социальные программы.

Корр.: В последние годы удалось поправить дела на крупных предприятиях региона – судостроительных заводах, «Амурметалле». Насколько они загружены заказами, хватает ли кадров?

Шпорт: В целом мы видим хорошие перспективы загрузки судостроительных предприятий. Если говорить, например, про Амурский судостроительный завод, то только по линии гособоронзаказа там будет стабильная загрузка до 2027г. Этого удалось добиться благодаря слаженной работе правительства Хабаровского края и Министерства обороны. В прошлом году завод передал Тихоокеанскому флоту головной корвет «Совершенный». Сейчас на стапелях еще три корвета этой серии. Ожидаем, что корвет «Громкий» будет сдан в конце этого года. Кроме того, Минобороны планирует передать на завод строительство четырех малых ракетных крейсеров. Есть заказы и по гражданскому направлению. На АСЗ началось строительство паромов для переправы Ванино – Холмск, это очень крупный заказ. На Хабаровском судостроительном заводе для флота строятся плавучие причалы. Кроме того, продолжаем переговоры по размещению там заказов на промысловые суда.

Что касается завода «Амурметалл», то ситуация там за последний год существенно улучшилась. Наконец появился ответственный собственник – компания «ТОРЭКС-Хабаровск». Удалось возобновить производство, в прошлом году выпущено 187 тыс. тонн металлопродукции. Ближайшая задача – 1 млн тонн готовой продукции и постоянное наращивание объемов. Помимо этого, в инвестиционной программе предусмотрена модернизация всего предприятия. Я недавно вернулся из Харбина, где состоялось подписание меморандума о намерениях с группой крупных китайских компаний. Китайцы заинтересованы инвестировать в наш металлургический комплекс. Они готовы нарастить объемы производства до пяти, а потом и до 10 млн тонн металлопродукции.

Если говорить о кадрах, то, конечно, их не хватает. Особенно сейчас, когда в крае возрождаются промышленные предприятия. Поэтому мы реформируем систему подготовки специалистов в крае. Суть проекта – непрерывное инженерное образование: с детского сада до вуза. Даем возможность детям найти место в жизни, выбрать для себя подходящую и востребованную профессию. В качестве «пилота» для апробации практики выбран Комсомольск-на-Амуре – город президентского внимания, в котором сосредоточены наши ведущие высокотехнологичные предприятия. Кстати, ключевые объекты для реализации такого проекта мы уже создали – это первый на Дальнем Востоке детский технопарк «Кванториум» и Межрегиональный центр компетенций. В этом году завершается строительство крупнейшей в ДФО Инженерной школы.

Корр.: Вячеслав Иванович, Хабаровский край – не только промышленный регион, но и добывающий. С какими показателями завершили прошлый год по основным видам – золоту, серебру, платине, рыбе, лесу?

Шпорт: Показатели по итогам прошлого года весьма неплохие. Мы получили исторический рекорд по добыче золота, в том числе рудного. Так, по золоту выросли на 18%, по серебру – на 30%. По олову тоже абсолютный рекорд – рост объема добычи на 61%! Таких результатов удалось добиться благодаря вводу в строй новых мощностей. Например, начал работу ГОК на месторождении Светлое в Охотском районе. Запущена фабрика «Юбилейная» на месторождении Красивое. ПАО «Русолово» возобновило добычу руды на Фестивальном месторождении и запустило Солнечную обогатительную фабрику.

Хорошие результаты есть и по деревопереработке. В целом индекс по этому направлению вырос на 12%, в основном за счет предприятий, реализующих в крае инвестиционные проекты в области освоения лесов – таких у нас шесть.

Напомню, что в прошлом году президент России на Восточном экономическом форуме запустил Дальневосточный центр глубокой переработки древесины в Амурске. На этой же площадке инвесторы планируют создать целлюлозно-бумажный комбинат. В прошлом году заработали также несколько крупных проектов по переработке древесины в Солнечном районе.

Что касается рыбной отрасли, то здесь ситуация сложнее. 2017г. для Дальнего Востока и Хабаровского края в частности оказался неурожайным по рыбе. По летней кете у нас получился сильный недобор. Предприятиями были взяты только 40% от общего объема вылова. Осенняя путина немного выровняла положение, но не до конца. Всего было выловлено более 48 тыс. тонн лососевых (что составляет всего 62,6% от запланированных объемов). Это значительно ниже аналогичного «нечетного» 2015г. (64,9 тыс. тонн). Такие показатели объясняются прежде всего природными явлениями. Существенное влияние оказало наводнение 2013г. Горбуши практически не было, так как этот год считается неурожайным. Отмечу, что в 2018г. мы должны наверстать упущенное, планируемый объем вылова рыбы составит 70 тыс. тонн.

Корр.: Какова динамика по населению в крае – есть ли приток или, наоборот, зафиксирована отрицательная динамика? Что делается для того, чтобы население оставалось в Хабаровском крае?

Шпорт: Отток населения пока действительно есть, но темпы его с каждым годом падают. Поэтому мы делаем акцент на закреплении населения и привлечении людей из других регионов.

Как вы знаете, президент России сказал, что развитие Дальнего Востока – это приоритет для страны на весь XXI век. Это уже большой вызов и серьезный аргумент для многих. Если ответить на ваш вопрос коротко, то главная причина жить в крае – это новые возможности для самореализации. Во-первых, здесь можно построить успешную карьеру на крупных предприятиях, поучаствовать в больших проектах. Грамотные и амбициозные люди нужны везде, но на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае – особенно.

Во-вторых, мы не забываем про социальные и жилищные программы. Сейчас, например, внедряем субсидирование ипотечной ставки – по аналогии с президентской инициативой. На федеральную субсидию процентной ставки могут рассчитывать те, кто родил второго или третьего ребенка. А у нас скидку получат родители первенца, появившегося на свет в 2018г. Ставка по ипотеке для них 5,75% годовых. Программа направлена на тех, кто планирует завести детей, но откладывает этот шаг из-за отсутствия жилплощади.

Что касается малого бизнеса, который здесь работает, то мы предоставляем серьезный пакет преференций. Очень активно работаем над устранением административных барьеров. Мы лучшие в России по динамике в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Еще одна важная президентская инициатива – это упрощенный порядок выделения земли, а именно программа «дальневосточный гектар». Это уникальный для страны опыт, и Хабаровский край – лидер по количеству уже оформленных договоров – более 8 тыс. Большинство обладателей гектара намерены развивать бизнес на своей земле. Тем, кто создает компактные поселения на гектаре, мы выделяем субсидии на инфраструктуру – дороги, линии электропередачи.

По материалам «Интерфакса»

Версия для печати