Глава Башкирии:  надо вообще прекращать эти истории, когда к нам со своими гриппозными носами лезут
27 декабря 2018

Политолог Колядин: не исключено, что в Архангельской области намеренно нагнетают ситуацию вокруг Шиеса

Фото: ura.ru

Экологический протест в Архангельской области вокруг строительства экотехнопарка «Шиес» намеренно политизирован, считает политолог Андрей Колядин. По словам эксперта, экологи не только «одна из самых агрессивных сред в протестах», но и зачастую одна из самых ангажированных различными политическими средами протестных групп. Колядин отмечает, что практически всем регионам при создании серьезных инфраструктурных проектов приходится решать «кучу дополнительных проблем, которые создают экологи», и это касается не только истории с утилизацией и переработкой ТКО.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов и мэр Москвы Сергей Собянин не стали бы запускать совместный проект «Шиес» без предварительного согласования с федеральным центром, считает политолог Андрей Колядин. При этом эксперт считает, что, несмотря на одобрение и поддержку центра, протестные выступления в регионе вполне объяснимы самой сутью экологического протеста и тем, что их выступления часто бывают ангажированы различными политическими силами, в том числе и международными. «Дело в том, что одна из самых агрессивных сред в протестах – это экологи. И, к большому сожалению, зачастую это сверхполитизированная среда, которая используется в том числе и для каких-то международных конфликтов. На этом ранее неоднократно ловили тот же «Гринпис», который действительно делает очень много полезного и важного, но при этом его и других экологов часто используют в межкорпоративных войнах», – приводит пример эксперт.

Комментируя необходимость реализации проектов, подобных «Шиесу», которые позволят сделать утилизацию мусора безопасной, Колядин отмечает, что при всем желании в России завтра не появится полноценная переработка ТКО. Создание структуры обращения с отходами – это дело некоторого времени, а количество мусора, который нуждается в утилизации, при этом будет продолжать расти. «Мы же понимаем, что мусор ведь все равно не исчезнет, он не испарится, не аннигилируется сам в один момент, с ним нужно что-то делать, – говорит эксперт. – Но в результате массированного нагнетания ситуации сталкиваемся с тем, что люди в итоге говорят: делайте где угодно, только не у нас, пускай любые другие страдают, а мы страдать не хотим, вот мы здесь стоим намертво, и всё. И доказывать, что это экологически чистые технологии, что природе наносится наименьший ущерб и так далее, практически невозможно, потому что в протестах иногда есть определенный финансовый и коммерческий смысл. Я не могу однозначно утверждать, что в Архангельской области сложилось именно так и насколько ангажированы там экологи, но с этим обычно приходится плотно работать и властям, и инвесторам проекта».

По словам Колядина, практически всем регионам при создании серьезных инфраструктурных проектов приходится решать «кучу дополнительных проблем, которые создают экологи», и это касается не только истории с утилизацией и переработкой ТКО.

«Дело ведь не в конкретном мусоре, сегодня любой проект будет вызывать отторжение, любая человеческая жизнедеятельность может вызвать недовольство тех или иных социальных групп. Решили посадить деревья – благородное дело, но рядом обнаружился могильник исторический – историки вышли, перекрыли дорогу, деревья сажать не дают. И такие протесты могут быть ответом на любую инициативу. Поэтому здесь нужна тщательная работа с социальными группами и общественными средами», – считает политолог.

По мнению эксперта, в подобных ситуациях региональным властям крайне важно уметь убеждать, находить аргументы и вырабатывать компромиссные решения, которые «позволят региону развиваться и не останавливаться в этом развитии». «Ведь если послушать экологов, то все вредно: цветочек сорвал – вредно, петрушку выращивать, а потом рвать – вообще садизм, все нарушает баланс природы. И практически человек не сможет выжить, если будет соблюдать все балансы природы, да еще и уворачиваться, чтоб на козявочку не наступить, когда идет по земле. И поиск компромисса в данной истории – это тяжелый труд, с которым раз за разом сталкиваются во многих регионах: где-то площадка для утилизации ТБО, где-то заводы новые, где-то карьеры, а где-то экономические монстры закладывают свои предприятия, и если не находить компромиссы, то развитие производства остановится. Не только у нас – в мире», – подытоживает эксперт.

Версия для печати
Эксперты: порт Архангельск обладает потенциалом стать ключевым на Севморпути
В порту «Архангельск» успешно пришвартовался атомный лихтеровоз «Севморпуть», пришедший за грузами для проекта «Арктик СПГ2». С экипажем судна встретились члены правительства области. Губернатор Игорь Орлов отметил, что заход «Севморпути» открывает перед архангельским портом широкие перспективы. «Это сигнал для судовладельцев, что архангельский морской порт способен успешно обрабатывать суда больших размеров, прокладывая дорогу для организации новых судозаходов», – заявил он. Специалист в области анализа грузовых потоков Софья Каткова убеждена, что федеральный центр должен повысить приоритетность архангельского порта, который может играть важную роль не только в арктических проектах России, но и в развитии международной торговли.