В Иркутске с выборов в гордуму снимают кандидатов-самовыдвиженцев
На массовое снятие с выборов в гордуму Иркутска кандидатов-самовыдвиженцев обратило внимание движение «Голос». По их данным, главным основанием для снятия становится мнение почерковедов при проверке подписей избирателей. «Выборы депутатов думы города Иркутска объединили в себе худшие черты текущих выборов в Москве и Санкт-Петербурге – использование технологии отказа в регистрации неугодным кандидатам по подписям и самоуправство муниципальных избирательных комиссий», – говорится в заявлении «Голоса». Эксперты отмечают, что если в Москве независимые кандидаты винят в своем снятии мэра Сергея Собянина, то в Иркутской области существует большое количество центров сил, которые могут влиять на политическую ситуацию. При этом политологи отмечают, что губернатор Сергей Левченко не может вмешаться в ситуацию с массовыми отказами в регистрации на выборах.
Заявление о нарушении избирательных прав граждан при регистрации кандидатов в депутаты гордумы Иркутска опубликовало движение в защиту прав избирателей «Голос». По их данным, в участии в выборах уже отказано 21 кандидату-самовыдвиженцу. Главным основанием для снятия становится мнение почерковедов при проверке подписей избирателей. «Выборы депутатов думы города Иркутска объединили в себе худшие черты текущих выборов в Москве и Санкт-Петербурге – использование технологии отказа в регистрации неугодным кандидатам по подписям и самоуправство муниципальных избирательных комиссий», – говорится в заявлении «Голоса».
Координатор «Голоса» в Иркутске Алексей Петров сказал «Клубу Регионов», что необоснованность отказов кандидатам в регистрации на выборах подтверждают суды: «Я склонен думать, что массовое снятие кандидатов с выборов в гордуму Иркутска имеет политическую составляющую, потому что суды говорят именно об этом. Вчера были три судебных процесса, и все три были на стороне кандидатов. Мне кажется, что те причины для отказа в регистрации, которые ищутся в документах, – это мелкие вещи, которые никак не влияют на то, что подписи были неверно собраны, к подписям как таковым претензий нет».
При этом Петров отметил некоторые различия в ситуации со снятием кандидатов с выборов в гордуму Иркутска и в Мосгордуму: «У нас не такой масштаб снятия, как в Москве. И там снимают лидеров местного сообщества, то есть людей, которые на протесте. В Иркутске ситуация иная, потому что убирают людей, которые до сего дня в протестной деятельности не участвовали. Большая часть из них первый раз идет на выборы. Можно предполагать: чем меньше кандидатов, тем больше возможностей у известных персон либо у действующих депутатов снова избраться. Снимают в большинстве людей новых, которые первый раз идут в думу. Поэтому действующим городским властям не очень хочется, чтобы было много кандидатов. Потому что в результате могут растаскиваться голоса».
По словам политолога Сергея Шмидта, в текущей политической ситуации в Иркутской области, где сложилось несколько центров силы, сложно понять, кто может стоять за массовым снятием кандидатов с выборов. «У Иркутска есть своя специфика, если сравнивать с ситуацией с выборами в Мосгордуму. В столице существует внятная линия фронта между властью и внесистемной оппозицией. И оппозиционерам есть конкретно кого винить – собянинскую мэрию. Иркутская ситуация чрезвычайно запутана. Минимум два центра силы существуют в «Единой России», связанной с областным реготделением и мэрией Иркутска. Поэтому возложить конкретную вину за эти решения на какого-то одного в Иркутске практически невозможно. Ситуация выглядит труднообъяснимой в привычных нам терминах «власть» и «оппозиция». Если в этих снятиях виновата власть, то какая власть? Потому что властей у нас много. Тем более что существует КПРФ, которая, в отличие от других регионов, в Иркутской области является партией власти», – сказал Шмидт.
При этом он не исключает, что те кандидаты, которым было отказано в регистрации на выборах в гордуму Иркутска, стали жертвами «перестраховывающейся бюрократии»: «Я допускаю, что в комиссиях работают бюрократические инстинкты «как бы чего не вышло» и «на всякий случай». В ситуации отсутствия определенности бюрократия пытается на всякий случай завернуть гайки. То есть срабатывают бессознательные инстинкты, что давайте не допустим лишних людей, и те, кто победят, скажут нам спасибо».
Эксперты также отмечают, что губернатор Иркутской области Сергей Левченко вряд ли может повлиять на ситуацию с регистрацией кандидатов. «Власти региона не имеют права вмешаться в ситуацию. Даже областная избирательная комиссия не имеет влияния на муниципальную. Она определена как самостоятельный институт», – констатирует Петров.
Шмидт подчеркнул, что Левченко в настоящее время сосредоточен на ликвидации последствий наводнения в регионе: «С точки зрения политических идеалов губернатор должен оставаться над схваткой в ходе выборов. Я думаю, что губернатор, конечно, и вмешался бы во всю эту историю. Но у нас после наводнения губернатор вынужден оставаться в местах паводков, поскольку рядом с ним постоянно находится «конвой» из высокопоставленных федеральных чиновников. Поэтому в нынешней ситуации губернатору не до думы. Но появляется информация, что глава аппарата губернатора Чернышов пытается администрировать выборы и встречается с разными кандидатами в депутаты».
Добавим, что «Голос» обратился в ЦИК России и избирательную комиссию Иркутской области с просьбой провести анализ деятельности избиркома Иркутска и окружных избирательных комиссий по регистрации кандидатов на выборах в гордуму.