Иркутская область
22 декабря 2014

Сергей Ерощенко:

Оценку губернатору выставляет президент и жители региона

Об успехах сотрудничества Иркутской области с зарубежными партнерами; о реализации новых инвестиционных проектов; а также о социальной и политической ситуации в регионе рассказал губернатор Сергей Ерощенко в интервью «Коммерсант – Восточная Сибирь».

- Сергей Владимирович, в этом году в условиях западных санкций Россия активизировала сотрудничество со странами АТР. Иркутская область, находящаяся ближе многих других регионов к Азии, тоже воспользовалась этим трендом? 

- Не могу сказать, что именно в этом году мы «открыли» для себя страны Азиатско-Тихоокеанского региона, осознали необходимость налаживать крепкие экономические, социальные и иные контакты в связи с внешнеполитической обстановкой. Этой работой Приангарье занимается уже давно. Став губернатором региона два с половиной года назад, поставив задачу нового индустриального развития, я всегда подчеркивал выгодное геополитическое расположение Иркутской области. Сейчас многие инвесторы, как и проекты, нуждающиеся в финансировании, ищут близость к рынку Китая, к его финансам. В нашем же случае сама жизнь дала нам превосходную стартовую позицию для сближения с Азией. И мы этим активно пользуемся, у нас налажены взаимоотношения самого разного уровня, вплоть до научно-образовательных.

Сегодня ни один крупный экономический, социальный проект в Приангарье не обходится без участия наших азиатских партнеров. Взять, к примеру, усольскую площадку, на которой мы уже два года прилагаем усилия, чтобы организовать там газохимическое производство. Или же перспективный проект Иркутской нефтяной компании по газификации региона, который к тому же интегрируется в крупный российско-китайский проект по строительству газопровода «Сила Сибири».

Еще несколько лет назад, уделив особое внимание сотрудничеству со странами Азии, Иркутская область может сейчас говорить уже об определенных экономических результатах. Это видно и по росту валового регионального продукта, увеличивающейся отдаче из областного бюджета в федеральный. Как следствие, в Приангарье развивается социальное строительство. Если в 2012 году мы строили два социальных объекта, то сейчас только количество детских садов составляет более 30. Полагаю, что таких успехов мы не смогли бы достигнуть без предварительных наработок. Именно поэтому в направлении укрепления связей со странами АТР мы идем последовательно и сотрудничаем по нарастающей.

Более того, для нашего региона актуальна и переориентация на азиатские технологии и специалистов, которые только укрепились из-за санкций западных стран в отношении России. Речь идет о проекте МС-21, реализуемом на иркутском авиазаводе, где будут использоваться в том числе и китайские технологии. Уверяю вас, современные технологические решения, существующие в Китае, не хуже немецких и сопоставимы с лучшими мировыми образцами. Помимо этого, ведем переговоры с корейской компанией, управляющей одним из крупнейших в Азии аэропортов Ичхон, совместными усилиями мы будем модернизировать иркутский аэропорт, если он волею президента России будет передан в собственность Иркутской области. Надеюсь, что к нам зайдет и южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries с крупным инвестиционным проектом, а также крупнейшая в мире телекоммуникационная компания Huawei Technologies, совместно с которой мы реализуем программу «Умный город» и сможем наладить мониторинг транспортных потоков, лесных грузов и так далее.

В целом мы рассчитываем на активизацию сотрудничества с Китаем, Южной Кореей и другими странами в рамках российской государственной политики, на принципах открытости, доверия, надеемся на укрепление наших отношений как по направлениям бизнеса, так и гуманитарных связей. 

- Если выражать успешность сотрудничества Иркутской области с зарубежными странами в цифрах, то как они выглядят?

- Достаточно оптимистично. По итогам прошлого года, внешнеторговый оборот Иркутской области составил $10,5 млрд и увеличился по сравнению с 2012 годом на 10,9%. Доля экспорта в общей структуре оборота составила 89%, импорта - 11%. При этом почти треть от этих $10 млрд пришлась на Китай - товарооборот между Иркутской областью и китайскими предприятиями в 2013 году превысил $3 млрд. Наши показатели выглядят впечатляюще на фоне других регионов Сибири. Внешнеторговая деятельность Иркутской области в первом полугодии 2014 года обеспечила 21,2% стоимостного объема товарооборота, 21,4% - объема экспорта и 20,4% - объема импорта Сибирского федерального округа.

В ближайшие годы наша региональная экономика будет развиваться с ярко выраженным азиатским акцентом. В конце октября этого года Иркутская область приняла участие в X Генеральной ассамблее Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии. Иркутская область единогласно была избрана председательствующим регионом ассамблеи на период с 2015 по 2016 год. Это позволит нам в 2016 году на территории Приангарья провести XI Генеральную ассамблею АРАССВА, в которой примут участие представители стран России, Японии, Китая, Монголии, Республики Корея.

Еще раньше, в июле 2015 года, Иркутск станет столицей спортивных игр. В областном центре пройдут VI российско-китайские молодежные игры. Эти соревнования обещают стать ярким событием для региона. 176 спортсменов от каждой стороны будут пробовать свои силы в 12 видах спорта.

Сейчас мы уже ведем подготовку площадок для соревнований. Ими станут спортивный комплекс «Байкал-Арена», водноспортивный комплекс ОАО «Газпром» и дворец спорта «Труд». В «Байкал-Арене» мы планируем проводить соревнования по шести видам спорта: вольная и греко-римская борьба, дзюдо, настольный теннис, художественная гимнастика и ушу. В «Байкал-Арене» пройдут соревнования по водному поло и плаванию. «Труд» станет площадкой для игровых видов спорта: баскетбол, волейбол, мини-футбол, стрельба из лука.

- Помимо подготовки к праздникам, у Приангарья есть и более приземленные задачи на каждый день. Все они описаны в бюджете региона на ближайшие три года. Прокомментируйте, пожалуйста, основные параметры бюджета.

- Главный финансовый документ Иркутской области я могу назвать сбалансированным и нацеленным на развитие региона. Доходы областного бюджета в 2015 году составят 98,8 млрд руб., в 2016 - 101,9 млрд, в 2017 - 101,2 млрд руб. Расходы предлагается утвердить в следующих объемах: в 2015 году - 109 млрд руб., в 2016 - 113,7 млрд, в 2017 - около 114 млрд руб.

Отмечу, что в бюджет заложен консервативный прогноз роста экономики региона. В среднем по России этот показатель в следующем году составит 0,2%. Но в Иркутской области он может достичь 8% благодаря реализации федеральных проектов "Сила Сибири", модернизации БАМа и Транссиба, созданию машиностроительного и газохимического кластеров, увеличению спроса на алюминий, лес, золото и другую продукцию, которую Иркутская область поставляет на экспорт.

По нашим прогнозам, объем промышленного производства в нынешнем году составит 685 млрд рублей, в 2015 - 740,6 млрд руб., в 2016 - 807,8 млрд руб., в 2017 - до 808 млрд руб.. Один из главных экономических показателей - ВВП региона - в 2017 году достигнет 1 трлн руб. То есть в ближайшую пятилетку Иркутская область существенно усилит свои позиции как один из опорных регионов Российской Федерации.

При этом необходимо подчеркнуть, что при заложенном дефиците в региональный бюджет Иркутская область является донором, формирующим федеральный бюджет. Например, в 2013 году в федеральный бюджет мобилизовано 38,5 млрд рублей, а за 10 месяцев 2014 года - почти 64 млрд руб.! А всего в этом году в бюджеты всех уровней мы уже собрали налоговых доходов более 154 млрд руб. Так что понятие «дефицит» для нашей области относительное. 

- С такими показателями взятые на себя регионом социальные обязательства, наверное, будет несложно исполнить?

- Задачи перед нами поставлены ответственные, я бы не стал говорить, что мы с ними справимся легко. В целом бюджет остается социально-ориентированным, на исполнение социальных обязательств в 2015 году будет направлено около 71% доходов. В приоритетном порядке в проекте бюджета предусмотрены средства на исполнение майских указов президента РФ по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, на реализацию поручений губернатора Иркутской области, отданных по итогам поездок по муниципальным образованиям, а также средства на меры социальной поддержки граждан. Впервые по предложению депутатов Законодательного собрания и уполномоченного по правам человека в Иркутской области в бюджете предусмотрена индексация отдельных мер социальной поддержки.

Президент Владимир Владимирович Путин поставил четкую задачу: ликвидировать очереди в детские сады. Решить ее можно только одним путем - строить. Поэтому мы в регионе совершили настоящий прорыв. В 2014 году начали строительство 35 детских садов, которые будут сданы в эксплуатацию в основном до конца года. Таких объемов и темпов строительства не было со времен Советского Союза. А кроме этого, также в течение года были сданы физкультурно-оздоровительные комплексы, школы, поликлиники и больницы. В прошлом году построили три объекта здравоохранения, в нынешнем сдаем 11. Спортивных объектов за два года - 16. Причем все объекты выполнены по современным проектам, полностью благоустроены и оборудованы всем необходимым. Социальное строительство мы продолжим и в следующем году.

Ряд направлений подвергнется сокращению от 5 до 20%, но сокращению не подлежат расходы, связанные с социальным обеспечением населения, с государственными гарантиями для детей, детей-сирот, детей-инвалидов. Основным средством покрытия бюджетных расходов определено наращивание доходной базы за счет развития промышленности Иркутской области.

- Очевидно, что для покрытия расходов бюджета очень важна и его инвестиционная составляющая. Каким образом намерено работать правительство Приангарья для привлечения инвестиций? Какие перспективы в этом направлении существуют?

- Иркутская область находится в достаточно выгодном положении, учитывая, с одной стороны, реализацию крупных инфраструктурных проектов федерального значения, с другой - близость к Китаю и другим азиатским странам, как основным зарубежным партнерам в существующей ситуации.

Реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, строительство газопровода «Сила Сибири», реконструкция иркутского аэропорта, развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, создание машиностроительного и фармацевтического кластеров, а также другие инфраструктурные проекты будут способствовать улучшению финансовых показателей многих потенциальных проектов. Другим известным конкурентным преимуществом региона служит наличие значительных запасов неразрабатываемых пока месторождений природного сырья, что в условиях постепенного восстановления мировой конъюнктуры также обеспечивает привлекательность региона для инвестиций.

Кроме того, правительство региона предпринимает ряд мер для улучшения условий инвестирования. Это прежде всего предоставление налоговых льгот по налогу на имущество и снижение ставок по налогу на прибыль, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий Иркутской области по кредитам банков и ряд других мер прямой финансовой поддержки.

В области создан ряд институтов, призванных содействовать инвестору на всех этапах реализации проекта. Здесь прежде всего нужно выделить Корпорацию развития Иркутской области, которая работает с инвестором по принципу «одного окна» для разрешения всех возникающих проблем. Центр кластерного развития призван содействовать объединению предприятий региона в кластеры. Такое объединение позволит сконцентрировать ресурсы, распределить риски и в целом получить более высокий эффект от реализации инвестиционных проектов. Так что мы чувствуем себя вполне уверенно.

- Есть ли уверенность у вас, как у главы региона, в уже реализованных политических решениях? Как вы их оцените, какие задачи ставите перед собой в дальнейшем?

- Я всегда говорил, что оценку губернатору выставляет президент страны и жители региона. Думаю, что хорошим результатом можно назвать факт, что жители региона поддерживают действия областного правительства. Два с половиной года назад у людей были определенные надежды, связанные с приходом нового губернатора, существовали высокие ожидания. На этой волне мы предприняли ряд политических шагов, спустя год нам удалось достигнуть успехов на выборах в законодательное собрание региона, в этом году мы закрыли проблемную муниципальную тему. Ситуация в Братске, Шелехове, Ангарске и Ангарском районе, Иркутске была непростой, везде нам предвещали крупное поражение. Тем не менее мы одержали убедительную победу. Ее причина и основа состоят в том, что мы в своих обещаниях не обманываем жителей, выполняем все взятые на себя обязательства. Посмотрите, в настоящее время происходит процесс долгожданного объединения Ангарска и Ангарского района, выравнивается ситуация в Шелехове, жители Иркутска поддерживают инициативу областных властей поменять город, сделать его лучше.

Задачи на следующий год остаются теми же самыми, по-прежнему главное для нас - улучшить комфортность проживания во всех уголках Иркутской области. И чем успешнее мы будем это делать, тем сильнее окажется поддержка нашей позиции со стороны людей. Именно на основе этого тезиса мы и намерены побеждать дальше, не важно, на выборах мэра крупного города или каких-то других. Замечу, что победа на выборах не является для меня целью. Главное - результат работы, который достигается через последовательные действия. И мы стремимся постоянно добиваться результата. К примеру, недавно проводили совещание по обманутым дольщикам, ответственные за это направление специалисты отчитались, что порядка 700 человек получат жилье, в том числе ветераны Великой Отечественной войны. Нам есть чем отчитаться и по другим направлениям работы. Все это позволяет нам обоснованно обращаться к жителям за поддержкой и рассчитывать на нее.

«Коммерсант – Восточная Сибирь приложение Первые лица»

Версия для печати
Главное